Министерство сельского хозяйства опять попало в тройку государственных ведомств с самым высоким уровнем коррупции. Улучшить ситуацию не помогла ни замена министра, ни угрозы решительно расправляться с начальниками подразделений министерства, в которых процветает взяточничество.
Автор: Константин ГРИГОРЬЕВ
Партия «Нур Отан» на заседании общественного совета по борьбе с коррупцией в конце февраля обнародовала рейтинг самых коррумпированных государственных ведомств.
Главные взяточники, согласно этим сведениям, работают в Министерстве внутренних дел. На втором месте по уровню коррупции — Министерство сельского хозяйства. Третье — у Министерства финансов. В пятерке взяточников — чиновники Министерства образования и служащие из Министерства здравоохранения.
Министерство сельского хозяйства регулярно попадает в тройку компаний — лидеров по коррупции. Руководитель общественного антикоррупционного совета при партии «Нур Отан» Оралбай Абдыкаримов заявил, что проводимое с его участием совещание по борьбе с коррупцией должно изменить эту ситуацию. Но судя по всему, это слишком смелая надежда.
По идее, снижению уровня коррупции должна способствовать позиция министра Асылжана Мамытбекова, который, в отличие от своего предшественника, не стал оспаривать результаты исследования, а заявил о готовности сотрудничать с партией. Даже занялся самобичеванием.
«Действительно, статистика коррупционных правонарушений очень плохая, — согласился Асылжан Мамытбеков. — По данным Генпрокуратуры, в 2011 году осуждены 35 работников системы министерства. В отношении 45 сотрудников возбуждены уголовные дела, приняты меры дисциплинарного взыскания за коррупционные правонарушения к 80 сотрудникам. В том числе среди этих лиц 25 человек являлись руководителями того или иного звена».
Чтобы победить коррупцию, министр, например, по данным сайта «ЦентрАзия», собирается повысить требования к подбору кадров. Он отчитался, что три начальника территориальных подразделений комитетов уже уволены за коррупцию подчиненных. По его словам, впредь таким образом будут карать и других чиновников.
Правда, пока тактика устрашения, очевидно, не сработала: в новом комитете по ветеринарии начальников областных подразделений предупредили, что если районный инспектор попадется с нарушением, то начальнику инспекции придется уйти с работы. Видимо, это предупреждение мало кого напугало. За два месяца работы комитета ветеринарного контроля двое его сотрудников уже попали под следствие.
Впрочем, такой итог борьбы с коррупцией, которую пытается вести новый министр, вполне ожидаем. В бытность пребывания Асылжана Мамытбекова на посту председателя правления национального холдинга «КазАгро» эту крупнейшую аграрную компанию страны сотрясали бесконечные коррупционные скандалы. Список нарушений оказался так велик, что, очевидно, по итогам обнародования некоторых итогов проверок Асылжан Мамытбеков решил оперативно покинуть пост председателя правления национального холдинга «КазАгро» и пересесть в кресло руководителя профильного министерства.
В министерстве положение дел, кстати, было не лучше. Ведь второе место в рейтинге коррупции у министерства еще с 2009 года. Тогда сообщалось, что охват коррупции в системе сельского хозяйства составляет 82 процента, а чиновники, требующие взятки, не брезгуют даже продуктами: картошкой, сеном, пшеницей.
Таким образом, ситуация с 2009 года принципиально не изменилась. А с учетом того, что новые обещанные методы борьбы с коррупцией не срабатывают, надежды на то, что аграрные чиновники исправятся по просьбе министра, практически нет.
Read More:
Министерства взяток и откатов