Ради любопытства мы заглянули на сайт Казахстанской фондовой биржи и обнаружили — до осени 2008 года, то есть даже в разгар финансового кризиса, акции БТА торговались в диапазоне от 70000 до 150000 тенге. И только потом начали падать в цене.
Но даже три года назад, когда государственные рейдеры уже заканчивали подготовку к захвату БТА, изменив в нужную им сторону банковское законодательство, давая команды национальным компаниям выводить депозиты и распространяя слухи, подрывающие финансовую устойчивость банка, его акции стоили до 45000 тенге.
Несложные подсчеты показывают, что за три года государственного контроля и управления акции БТА обесценились в 90000 раз. Понятно, что обо всем этом высокопоставленные рейдеры, действовавшие с санкции Нурсултана Назарбаева, предпочитают сегодня молчать.
И не только потому, что это у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Но и потому, что в нынешних условиях нестабильности и межклановой борьбы за власть в «Ак орде» очень легко стать «козлом отпущения». Вряд ли «лидер нации» будет разбираться, кто и как провалил выполнение его поручения отобрать БТА у Мухтара Аблязова.
Точнее выполнил, но буквально за три месяца развалил вполне работоспособный финансовый институт, часть менеджеров посадил, еще больше разогнал и запугал, неизвестно куда истратил более $7 миллиардов госпомощи, но так и не смог вывести БТА не то что на прибыльную работу, но хотя бы в «ноль».
Скорее всего, стареющий Назарбаев просто даст команду посадить того или тех, чьи кандидатуры ему подсунут люди, имеющие доступ к телу, не сильно разбираясь, кто и почем. В этих условиях первыми на закланье наверняка пойдут так называемые «специалисты», вроде Елены Бахмутовой, Армана Дунаева и Анвара Сайденова.
Вряд ли Тимур Кулибаев будет их защищать также как Николая Варенко и других залетных «орлов» из «Визора». Они уже «проиграли» свою игру и теперь представляют обузу для следующего «лидера нации», на место которого метит Кулибаев — младший. Тем более что есть множество формальных поводов для праведного гнева.
Тот же Арман Дунаев возглавлял Агентство финансового надзора РК до Елены Бахмутовой, с января 2006 года по январь 2008 года, а затем был активным участником рейдерского захвата в качестве зампреда ФНБ «
То есть именно эти три человека формально виноваты в том, что просмотрели деятельность «организованной преступной группы» Мухтара Аблязова. Мы не знаем, будет ли рассматриваться вопрос об их персональной ответственности на внеочередном общем собрании акционеров БТА 29 ноября, но не удивились бы этому.
Недавно в повестку дня данного собрания был негромко включен четвертый вопрос: «О выкупе/принятии на баланс следующих видов ценных бумаг: Recovery Unites, НИН XS 0532995049, и Senior Notes, НИН XS0532988770». Как сказано в официальном сообщении: «в связи с тем, что перечисленные выше ценные бумаги не были реализованы на аукционе, проводимом в рамках банкротства одного из заемщиков АО «БТА Банк».
Мы не знаем, по какой цене будет производиться выкуп, будут ли использоваться при этом котировки Люксембургской биржи, но нас заинтересовал отскок глобальных депозитарных расписок БТА Банка. Если 24 ноября они стоили $1,698, то уже на следующий день, 25 ноября подскочили до $3,734 или более чем вдвое.
Такое возможно только в результате искусственного вмешательства, когда связанные участники торгуют друг с другом с
Но в данном случае отскок получился слишком сильным — то ли организаторы махинаций не рассчитали, то ли преследовали
Тогда мы узнаем, по какой цене БТА выкупил/принял на свой баланс «Recovery Unites, НИН XS 0532995049» и «Senior Notes, НИН XS0532988770». Потому что если будут приняты во внимание завышенные котировки ГДР банка последних дней, то все станет ясно — нынешний менеджмент продолжает «рубить бабки».
Чтобы избежать этого мы рекомендуем при рассмотрении второго вопроса повестки дня внеочередного собрания — «О внесении изменений и дополнений во внутренний нормативный документ, устанавливающий размер вознаграждения, условия выплаты и возмещение расходов Членам Совета директоров АО «БТА Банк» — предусмотреть взыскание с них части убытков банка от текущей деятельности.
Чем черт не шутит, вдруг поможет.