Сразу после подписания договоров о присоединении к России республики Крым и города Севастополь, Запад ввел санкции в отношении ряда российских официальных лиц: это касается виз, а также замораживания активов и счетов. Через три дня США дополнили список сенаторами и бизнесменами.
Санкции в отношении России готовились в тесной координации США и ЕС. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни указал, что подход США заключается в установлении дипломатической и экономической изоляции России. Сначала 17 марта последовали санкции в отношении официальных российских лиц. В списки и ЕС, и США вошли преимущественно те, кто непосредственно стояли за реализацией политики России в отношении Крыма: это сенаторы Андрей Клишас, Евгений Бушмин, Владимир Джабаров, Олег Пантелеев, Виктор Озеров, Николай Рыжков, Александр Тотоонов, а также вице-спикер Госдумы Сергей Железняк и лидер фракции «СР» Сергей Миронов.
Затем в США 20 марта появился второй список, в него включили три категории лиц. Первая — те, кто обсуждал или принимал решения по Крыму на высшем уровне — спикер СФ Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Владислав Сурков, депутат Госдумы Елена Мизулина, советник президента Сергей Глазьев.
Вторая — те, кто считается ключевыми фигурами в «команде» Путина: первый заместитель руководителя администрации президента Алексей Громов, глава Администрации президента Сергей Иванов, помощник президента Андрей Фурсенко, глава ФСКН Виктор Иванов, управделами президента Владимир Кожин, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, начальник ГРУ Генштаба Игорь Сергун.
Третья — близкий к Путину бизнес: Аркадий и Борис Ротенберги, председатель совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук, акционер НОВАТЭКа Геннадий Тимченко, глава РЖД Владимир Якунин.
Также 20 марта США ужесточили санкционный режим, включив туда ограничения в отношении банка «Россия», который контролируется Юрием Ковальчуком и имеет репутацию своего рода «кошелька» Владимира Путина.
21 марта международные платежные системы VISA и MasterCard перестали оказывать услуги по проведению платежных операций для клиентов банка «Россия», Собинбанка, а также СМП Банка и Инвесткапиталбанка, основными владельцами которых являются Аркадий и Борис Ротенберги. Но в воскресенье последние два банка были вычеркнуты из «черного списка», потому что Ротенберг официально не является контролирующим акционером этих банков, как по ошибке, видимо, решили изначально в США.
Президент Владимир Путина публично поддержал кредитную организацию Ковальчука, заявив, что в понедельник намерен открыть в банке «Россия» свой счет, а ЦБ выразил готовность оказать полную поддержку банкам, попавшим под санкции.
ЕС в своей политике выбора санкций оказался не столь сплоченным. Наиболее жесткую публичную позицию среди стран Западной Европы заняла Франция. Франсуа Олланд заявил, что саммит Россия-ЕС будет отменен. Ранее министр иностранных дел Лоран Фабиус выразил сомнение в том, что Франция выполнит контракт на поставку в Россию вертолетоносца Mistral. Впрочем, жесткость позиции Франции имеет свои пределы — как заявил затем министр обороны, вопрос будет решен в октябре, когда строительство корабля будет завершено.
Не может Россия рассчитывать и на традиционно более конструктивную позицию Германии: в этот раз Берлин оказался в числе идеологов мер воздействия на Москву. Ангела Меркель сообщила о решении приостановить все встречи в формате G8 до изменения политической ситуации. По ее словам, из-за решения Кремля по Крыму Россия «фактически» дисквалифицировала себя как член «большой восьмерки».
«G8 фактически мертва и будет оставаться таковой до тех пор, пока будет продолжаться дипломатический конфликт вокруг Крыма», — цитировал ее Deutsche Welle. «Это очевидно: пока нет политического контекста для существования столь важного формата, как G8, как его нет сейчас, G8 не существует», — признала она. Встреча «семерки» должна состояться в ближайшее время в Лондоне.
Но не все в Европе оказались натроены столь решительно. Например, глава МИД Италии Федерика Могерини в интервью газете Corriere della Sera заявила, что Европа должна тщательно подойти к вопросу применения санкций в отношении России, так как их последствия могут оказать негативное влияние и на страны Евросоюза.
По ее словам, «реальность такова, что мы все взаимосвязаны. Если мы продолжим идти по пути разрыва отношений, то мы придем к миру, которым нельзя управлять».
И Западная Европа, судя по всему, пока предпочла избежать экономических санкций. По словам собеседников «Коммерсанта», в ходе обсуждения первых двух этапов санкций ряд стран — Германия, Австрия, Финляндия, Италия, Испания, Греция, Кипр и Люксембург — старались не допустить слишком жесткого наказания Москвы. Так, представители Австрии не позволили вписать в черный список глав российских госкорпораций и крупных бизнесменов, а финны — телеведущего Дмитрия Киселева. Германия четко дала понять: в нынешней ситуации она не поддерживает идею серьезных экономических санкций.
А вот страны Балтии, Польша, Великобритания, Дания и Швеция, по словам дипломатических источников издания в Брюсселе, настаивали на введении более серьезных ограничительных мер в отношении России. Однако в итоге и страны ЕС пошли на расширение своего изначального списка, добавив туда и Киселева, и тех, кто фигурировал в списках США.
Россия в ответ не спешит вводить санкции, ограничившись запретом на въезд для некоторых американских чиновников и политиков. Владимир Путин на совещании с членами СБ призвал не приостанавливать «вертолетный проект» с НАТО, а также продолжить работу с ОБСЕ и ООН по формированию совместной миссии наблюдателей, которые могут отправиться в Украину.
Правительство же основательно готовится к обороне против санкций. Как сообщают российские СМИ, по аналогии с антикризисными мерами 2009 и 2010 годов будут выделены средства на поддержку системно значимых предприятий и банков. Плюс, помощь, якобы, будет направлена в том числе на рядовых россиян. При необходимости им помогут с поиском новой работы, переквалификацией или открытием бизнеса.
Аналитики же замечают, что введение санкций в отношении ключевых фигур в российском руководстве, а также приближенных к Путину бизнесменов может подтолкнуть Россию к бОльшей добровольной изоляции, при которой приоритеты внутренней и внешней политики будут определяться уже «ястребами» российской элиты.
Подготовлено по материалам сайта Политком.