Под занавес ушедшей недели в Клубе Института политических решений прошло заседание на одну, пожалуй, из самых будоражащих тем в Казахстане — инициативы размещения Международного банка ядерного топлива. Обсуждение запомнилось тем, что экологи впервые признали — угроз для Казахстана сам проект, в принципе, не несет.
Автор: Арман ДЖАКУБ
Видно, что для политического руководства Казахстана вопрос выходит на финишную прямую и госорганы начали планомерную работу с общественностью для подготовки правильной общественной реакции на практическую реализацию данного проекта. Говорить с обществом на эту тему вызвались глава Агентства РК по атомной энергии Тимур Жантикин, директор по сбыту АО «Ульбинский металлургический завод» Александр Ходанов и директор департамента международного сотрудничества МИД РК Барлыбай Садыков.
Какой он, МБЯТ?
Суть проекта, со слов г‑на Жантикина, заключается в нераспространении ядерного оружия и сглаживания конфликтов на этой почве.
- Есть две очень чувствительные с точки зрения нераспространения ядерного оружия технологии ядерного топливного цикла — изотопное обогащение урана и переработка отработанного ядерного топлива, в котором содержится плутоний,— акцентировал спикер. — Обе технологии могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях для изготовления ядерных материалов для оружия.
По его словам, если ограничить доступ остальных стран к этим технологиям, можно мирным путем добиться нераспространения ядерного оружия не в ущерб суверенным планам каждой из стран по развитию атомной энергетики в мирных целях. И тут на помощь должен прийти МБЯТ, создаваемый под эгидой МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике). Топливо будет храниться в банке виде гексафторида урана — исходного сырья. Объем его — 60 тонн.
Ключевое условие для размещения МБЯТ, как отметил г‑н Жантикин, — банк не должен размещаться в государстве, являющемся членом мирового ядерного клуба. Казахстан как в политическом, так и технологическом плане идеально вписывается в концепцию проекта. Первое — страна активно продвигает идею и доказала свою приверженность принципу нераспространения ядерного оружия. Второе — Ульбинский металлургический завод, расположенный на территории Восточно-Казахстанской области, имеет 45-летний (по сей день) опыт работы с этим сырьем.
Юридический статус МБЯТ предполагает, что собственником банка будет МАГАТЭ, а на УМЗ будет действовать его филиал, с которым это агентство подпишет контракт на управление. Более того, завод должен будет пройти все процедуры сертификации и отвечать международным стандартам к подобного рода объектам. Как подчеркнул г‑н Ходанов, АО обладает всеми ресурсами — как человеческими, так и производственными, — чтобы обеспечить полную реализацию проекта.
В свою очередь представитель МИД Барлыбай Садыков заметил, что аналогичный объект уже существует в Ангарске, где храниться не 60, а 120 тонн гексафторида урана. Аналогичный банк создается и в США.
Прямых экономических выгод от МБЯТ для Казахстана нет, однако косвенно эффект будет. Во-первых, если будет принято окончательное решение по размещению, МАГАТЭ может приобрести уран у Казахстана. Во-вторых, работая с МАГАТЭ, УМЗ может выйти на мировой рынок со своими технологиями, что, возможно, будет стимулировать локализацию и диверсификацию товарной продукции завода.
Кроме того, как подчеркнул г‑н Жантикин, должны быть улажены все вопросы по окончательному оформлению казахстанской доли участия в ЗАО «Центр по обогащению урана» в городе Ангарске (РФ) в размере 49%. Это даст НАК «Казатомпром» доступ к технологиям по обогащению урана, что приблизит ее к стратегической цели построения вертикально-интегрированной компании с полным ядерно-топливным циклом.
Экологи сдали позиции
Представители экологического сообщества неожиданно заняли «конструктивную» позицию. На конкретный вопрос представителей СМИ, какие же экологические риски несет сам проект, представитель Экофорума Валерий Гавричков ответил: «Непосредственно для Казахстана МБЯТ угроз не несет».
Представитель Экофорума объяснил негативную оценку этого проекта страхами, что МБЯТ станет производным для продвижения и лоббирования строительства АЭС в Казахстане.
Другой эколог из ОО «Зеленое спасение» Сергей Куратов добавил, что реакция общественности отчасти связана с отсутствием полноценного диалога с общественностью и прозрачности в работе госорганов. Он также призвал чиновников добиться изменения статьи 13—14 Экологического кодекса, которая противоречит Орхусской конвенции и не дает механизмов влияния общественности на процесс принятия подобного рода решений.
В зале были высказаны также дельные предложения по организации пресс-тура для журналистов и заинтересованных сторон, дабы на месте ознакомиться с местом потенциального размещения МБЯТ. Чиновники пообещали проработать этот вопрос.
Continued here:
МБЯТ не встретил аргументов «против»