Коллегия Министерства юстиции прошла особняком от всех остальных отчетных мероприятий министерств и ведомств то ли потому, что ведомство возглавил новый человек, то ли потому, что к коллективу Минюста накопились особые претензии.
Автор: Александр УСТИНОВ
При этом главным гостем, своего рода «смотрящим», на этой коллегии был не кто-то из ближайшего окружения премьер-министра, а заместитель руководителя президентской администрации Талгат Донаков.
Пустили депутата в огород
Новоиспеченный министр юстиции Берик Имашев, по всей видимости, зная о тоне предстоящей беседы, изначально занял позицию «я не при делах», отправив отчитываться первыми своих заместителей. После того как те рассказали об итогах работы, а также планах на будущее, началось самое интересное — к трибуне допустили депутата Мажилиса парламента Рахмета Мукашева. Господин Мукашев словно ждал этого момента всю свою сознательную жизнь и, поблагодарив за предоставленную возможность высказать коллективу Минюста все что думается, начал жечь напалмом.
Так, со слов господина Мукашева выходит, что парламентарии весь прошлый созыв занимались «напряженной законотворческой деятельностью», в результате которой правовая база страны пополнилась аж 28 законами, разработанными Министерством юстиции. При этом, по словам Мукашева, если депутаты пахали как проклятые, то разработчики — специалисты Минюста — работали абы как: совсем не думали, о чем писали, допуская ошибки, ляпы и опечатки.
- Это приводит к тому, что в стенах Мажилиса законопроект практически перерабатывается на 100%, — возмутился депутат Мукашев. — Некоторые в среднем где-то на 60—80% перерабатываются. То есть это неправильная позиция, когда Мажилис берет на себя эти полномочия — это неправильно.
Праведный гнев мажилисмена Мукашева понятен. Им, депутатам, мало того, что о народе думать нужно, так еще и ошибки за неграмотными сотрудниками юстиции исправлять. Вот и приходится работать сверхурочно и выискивать ошибки в текстах законопроектов, порой переписывая целые главы, разделы и статьи. Те, кто видел депутатов прошлого созыва вблизи, подтвердят, что выглядели они, прямо скажем, не очень — лица уставшие, круги под глазами, поникшие осанки. Одно слово: тяжело быть депутатом.
Сотрудники же Министерства юстиции, напротив, на этой коллегии выглядели очень даже ничего: непринужденно, по-приятельски, друг с другом общались, улыбались, а когда начались долгие доклады руководителей, многие даже засыпали здоровым молодецким сном. Все это наверняка заметил и депутат Мукашев, который продолжал клеймить позором Министерство юстиции. На этот раз уже касательно качества написания заключений к законопроектам:
- У нас складывается впечатление, — продолжал возмущаться Рахмет Мукашев, — что некоторые заключения трафаретно пишутся, т.е. меняется шапка, фабула, а заключение (в начале, конце, в середине, содержательная часть) наполняется тем или иным законопроектом, а по сути одно и то же. Такое ощущение, что бюджетом выделяются огромные деньги, на уровне конкурса учебные и научно-исследовательские организации выигрывают тендеры, но качество их заключения, наоборот, запутывает иногда парламентариев в принятии той или иной точки зрения.
О том, что депутаты были действительно запутаны на протяжении всего прошлого созыва, говорит еще одна совершенно очевидная вещь: бесконечные кулуарные споры, баталии, интриги и дискуссии при принятии законопроектов. Парламентские журналисты думали, что это от плюрализма мнений, однако теперь выясняется, что это оттого, что народных избранников просто запутали специалисты Министерства юстиции. И, по всей видимости, чтобы не запутаться еще сильнее, мажилисмены постоянно единогласно голосовали за принятие практически всех законов.
Моя твоя не понимать
Еще одна проблема законопроектов, поступающих из Минюста в парламент, это несоответствие текстов одних и тех же проектов законов на государственном и русском языках друг другу.
- И вопросы связаны с текстом на казахском языке, — продолжил депутат Мукашев. — По большому счету, иногда (они) не соответствует вообще русскому тексту. Даже в смысловом варианте.
Тут на помощь мажилисмену пришел председатель Конституционного совета. Игорь Рогов вспомнил случай, когда ему пришлось забраковать уже принятый закон именно из-за несоответствия текстов.
- Я хотел бы напомнить, — добавил глава Конституционного совета Игорь Рогов, — что Конституционный совет также обращал внимание на эту проблему, и более того, в одном из своих постановлений Конституционный совет признал закон, принятый парламентом, не соответствующим Конституции — в том числе по основанию отсутствия смысловой идентичности. Действительно, невозможно применять закон, если такой смысловой идентичности не существует.
Опять проспали
Когда очередь критиковать дошла до зампреда Администрации президента Талгата Донакова, то и он за словами в карман не полез и с ходу дал понять, что ему лично важно, чтобы Минюст работал на исполнение поручений президентского послания. Но работу эту, по словам господина Донакова, министерство уже успело благополучно проморгать.
- Прошел почти месяц со дня оглашения главой государства послания народу Казахстана, — строго заявил господин Донаков, — а между тем перспективный план законопроектных работ правительства до сих пор не утвержден. Мы полагаем, что эту работу следовало бы ускорить.
У зама главы президентской администрации есть претензии и к так называемому «перспективному плану законопроектных работ». Это список законопроектов, которые планирует разработать Минюст в ближайшие два года. Однако, по словам господина Донакова, двух лет крайне мало, так как глава государства в своем послании «определяет задачи на десятилетия вперед», а целое министерство планирует свою работу всего на два года.
Господин Донаков наговорил еще много всего в адрес Министерства юстиции и в итоге пожелал коллективу работать над собой и стать примером для подражания всем кому только можно.
- В целом, коллеги, — немного смягчив тон, заявил в конце своего выступления Талгат Донаков, — Министерство юстиции должно стать подлинным законодателем моды в сфере правовой политики, именно к вам должны обращаться другие госорганы и не только, институты гражданского общества за советом и помощью по всем правовым вопросам.
Новый министр юстиции Берик Имашев в ходе этой коллегии взял на себя роль замыкающего, зачитав итоговый доклад. Бывший сенатор пообещал, что все замечания будут учтены, критика принята к сведению, а ошибки, на радость депутатам, исправлены.
Read More:
Масштабнее мыслить надо, Минюст!