Новое журналистское расследование
В свете того, что Карим Масимов получил новое звание генерал-лейтенанта, KIAR.Kazakhstani Initiative on Asset Recovery публикует информацию о его участии в качестве скрытого инвестора в различных прибыльных казахстанских телекоммуникационных компаниях, используя свою подругу Айгуль Нуриеву в качестве доверенного лица.
Благодаря этому бизнесу Нуриева накопила целое состояние в сотни миллионов долларов, хотя это исследование выдвигает на первый план свидетельство того, что она не была истинным акционером и что конечным бенефициарным владельцем был Масимов и другие члены казахской политической элиты.
Эта особенность лежит в основе продолжения исследований по этой теме группой независимых исследователей и ученых, включая исследователей, которые работали над предыдущим расследованием по швейцарской репатриации отмытых денег из Казахстана.
Окончательный отчет будет опубликован в установленном порядке.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Telia активно работает в Казахстане с конца 1990‑х годов. Чтобы сохранить свое привилегированное положение на казахстанском рынке, Telia занималась коррупционной деятельностью с высокопоставленными политическими деятелями, а именно с Тимуром Кулибаевым и позже Каримом Масимовым.
Первые, казалось бы, коррупционные сделки были заключены в середине 2000‑х годов в двух разных формах. В пределах Казахстана Telia приобрела бездействующие компании, такие как AR-Telecom и KT-Telecom, за 25 миллионов долларов. Кроме того, Telia приобрела телекоммуникационные активы, принадлежащие Visor Group Кулибаева в Непале и Камбодже, за 484 миллиона долларов. Реальная стоимость этих активов была значительно ниже. Одним из таких примеров был Applifone, камбоджийская телекоммуникационная компания, которой Telia списала 100 миллионов долларов вскоре после своего приобретения.
В 2012 году Telia купила 49% в GSM Казахстан у Kazakh Telecom за 1,5 миллиарда долларов. Цена была сильно завышена. Масимов и Кулибаев получали через Дерана и Бодама, соответственно, большую часть платы Telia.
В 2013 году и во время последней крупной коррупционной выплаты Telia в Казахстане она приобрела лицензии WiMax за 175 миллионов долларов у компаний, которые в конечном итоге принадлежали Айгуль Нурьевой и Александру Клебанову, двум доверенным лицам Масимова. Вовлеченные компании были Lavita Holdings BV и Mymari Holding BV. Плата в 175 миллионов долларов была крупнейшим урегулированием, которое Вейсал Арал, генеральный директор KCell и предположительно главный посредник в коррупционных выплатах Telia Масимову, мог пройти через совет Telia в Стокгольме. Вейсал Арал был уволен на основании обвинений в коррупции в 2014 году.
В дополнение к крупным билетам выше Telia и KCell регулярно давали взятки Масимову по контрактам на инжиниринг через три казахстанские компании: ТОО «Micro Engineering»; ТОО «GSM Tech Management» и ТОО «Micro Wireless». Эти платежи были скрыты как контракты на обслуживание антенн в сети KCell, которые были выставлены по счету в 2000 долларов за посещение; примерно в 10 раз превышает рыночный курс. Чтобы покрыть эту схему в феврале
2015 KCell подал прошение в Генеральную прокуратуру Казахстана о возбуждении уголовного дела в отношении своих руководителей.
Некоторые из незаконных денег, выплаченных Телией Масимову, были использованы для приобретения 50% акций золотодобывающего рудника Алтыналмас у канадских биржевых ресурсов. В частности, Масимов вложил в сделку 51 млн долларов через Лавита Холдинг. В 2014 году рудник был продан Полиметаллу за 1 млрд долларов.