Люди на обочине

 

Автор: Сер­гей Дуванов

Циви­ли­за­ция у меня ассо­ци­и­ру­ет­ся с совре­мен­ной авто­мо­биль­ной трас­сой. Эта­кий вось­ми­ряд­ный авто­бан, по кото­ро­му несут­ся мощ­ные авто с раз­лич­ны­ми гру­за­ми, про­дук­та­ми, стро­и­тель­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, спе­ци­а­ли­ста­ми, каре­та­ми ско­рой помо­щи и поли­цей­ски­ми – коро­че, всем тем, что помо­га­ет чело­ве­ку жить и чув­ство­вать при этом себя человеком.

Чело­ве­ком, а не живот­ным. Живот­но­му нет нуж­ды пере­дви­гать­ся быст­рее, чем он может, а чело­ве­ку это необ­хо­ди­мо. Поэто­му люди стро­ят авто­стра­ды. С иде­аль­ным покры­ти­ем, раз­мет­кой, зна­ка­ми, осве­ще­ни­ем, дорож­ной поли­ци­ей и всей при­до­рож­ной инфра­струк­ту­рой. Чем удоб­нее, ком­форт­нее и без­опас­нее чув­ству­ет себя чело­век, еду­щий по такой доро­ге, тем боль­ше цивилизации.

Доро­ги доро­гам рознь. Есть и такие, пере­дви­же­ние по кото­рым труд­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с циви­ли­зо­ван­но­стью. Осо­бен­но в тех стра­нах, где про­бле­ма дорог испо­кон веков кор­ре­ли­ру­ет­ся с дура­ка­ми в поли­ти­ке. Одна­ко эта тема пред­по­ла­га­ет раз­го­вор не толь­ко о каче­стве дорог, оли­це­тво­ря­ю­щих циви­ли­за­цию, но и о том, что нахо­дит­ся за обочиной.

У нас, в Евра­зии, сра­зу за обо­чи­ной циви­ли­за­ция, как пра­ви­ло, кон­ча­ет­ся, начи­на­ют­ся бурьян, степь, кана­вы, мусор — все, что опи­сы­ва­ет­ся сло­ва­ми «неухо­жен­ность» и «забро­шен­ность». В Евро­пе, как пра­ви­ло, это либо ухо­жен­ные поля, либо паст­би­ща для ско­та, либо акку­рат­ные тро­туа­ры и зеле­ные газо­ны. То есть у них циви­ли­за­ция не закан­чи­ва­ет­ся обо­чи­ной, а про­дол­жа­ет­ся и после нее. У них это, как пра­ви­ло, и вся осталь­ная тер­ри­то­рия стра­ны, вклю­чая ули­цы горо­дов и посел­ков, пар­ки, дво­ры и подъезды.

Шикар­ные авто­стра­ды, элит­ные дома с под­зем­ны­ми гара­жа­ми и охра­ной, совре­мен­ные супер­мар­ке­ты с обслу­жи­ва­ни­ем «с улыб­кой», голо­во­кру­жи­тель­ные раз­вле­ка­тель­ные цен­тры — у нас это все­го лишь фраг­мен­ты того, что заим­ство­ва­но у Запа­да. Все это погру­же­но в нашу менее циви­ли­зо­ван­ную реаль­ность, кото­рая, конеч­но, тоже может счи­тать­ся циви­ли­за­ци­ей. Все отно­си­тель­но — грун­то­вая доро­га может тоже рас­смат­ри­вать­ся как циви­ли­за­ция… в срав­не­нии с без­до­ро­жьем. Одна­ко мы живем на одной пла­не­те, и поэто­му все позна­ет­ся в срав­не­нии. В срав­не­нии с луч­шим, како­вым явля­ет­ся фор­мат жиз­ни Евро­пы и Америки.

Хотим мы того или нет, но мы вынуж­де­ны срав­ни­вать себя и свою стра­ну с тем, как живут те, кто ушел впе­ред. Вот и в при­ме­ре с доро­гой. Наша циви­ли­зо­ван­ность кон­ча­ет­ся за обо­чи­ной, где рука чело­ве­ка уже не про­смат­ри­ва­ет­ся, а если и встре­ча­ет­ся, то в виде сруб­лен­но­го дере­ва, зага­жен­ной при­ро­ды, куч мусо­ра. В Евро­пе обо­чи­на не озна­ча­ет конец циви­ли­за­ции. Циви­ли­за­ция при­сут­ству­ет и даль­ше: в ухо­жен­но­сти, во вни­ма­нии к состо­я­нию лесов, в забо­те о диких живот­ных. Чув­ству­ет­ся забот­ли­вая рука хозяина.

И не важ­но, кто высту­па­ет в роли хозя­и­на — част­ник, кор­по­ра­ция или госу­дар­ство. Все начи­на­ет­ся с само­го эле­мен­тар­но­го — с под­дер­жа­ния в чисто­те. И это не столь­ко спе­ци­аль­ные служ­бы, кото­рые при­зва­ны этим зани­мать­ся, сколь­ко сами люди, кото­рые в боль­шин­стве сво­ем дела­ют это созна­тель­но, пони­мая свою ответ­ствен­ность за то, какой будет их стра­на. Это про­яв­ле­ние граж­дан­ско­го само­со­зна­ния и эко­ло­ги­че­ской куль­ту­ры. И это нрав­ствен­ная, мен­таль­ная осно­ва того, что мы здесь назы­ва­ем циви­ли­за­ци­ей. Авто­ба­ны с ука­за­те­ля­ми и супер­мар­ке­ты с улы­ба­ю­щи­ми­ся про­дав­щи­ца­ми мож­но пона­стро­ить и в самой отста­лой стране. Но они будут лишь ост­ров­ка­ми циви­ли­за­ции в море дико­сти, бес­куль­ту­рья и неува­же­ния к чело­ве­ку в его пра­ве на достой­ную жизнь.

Не будем здесь выяс­нять, кто в этом вино­ват, кто несет ответ­ствен­ность в тех стра­нах, где циви­ли­за­ция кон­ча­ет­ся за обо­чи­ной. Это тема дру­гой ста­тьи. В кон­тек­сте рас­смат­ри­ва­е­мо­го вопро­са куда более инте­рес­но вос­при­я­тие запад­ных фраг­мен­тов циви­ли­за­ции со сто­ро­ны тех, кто ими поль­зу­ет­ся в свое удо­воль­ствие. Раз­го­вор о тех, кто хает все запад­ное, начи­ная от пре­сло­ву­то­го аме­ри­кан­ско­го обра­за жиз­ни, их толе­рант­но­сти к геям, и закан­чи­вая гам­бур­ге­ра­ми и «дежур­ны­ми улыб­ка­ми». Сего­дня у зна­чи­тель­ной части наше­го насе­ле­ния сфор­ми­ро­ва­но устой­чи­вое нега­тив­ное отно­ше­ние к Евро­пе и Аме­ри­ке. Анти­аме­ри­ка­низм и анти­ев­ро­пе­изм — это самая акту­аль­ная идео­ло­ги­че­ская фиш­ка на пост­со­вет­ском пространстве.

На мой взгляд, в осно­ве это­го нега­тив­но­го отно­ше­ния к Запа­ду лежит то, что назы­ва­ет­ся когни­тив­ным дис­со­нан­сом, воз­ни­ка­ю­щим у людей из-за несо­от­вет­ствия про­шло­го опы­та насто­я­щей ситу­а­ции. Это резуль­тат пора­же­ния Совет­ско­го Сою­за в «холод­ной войне». Три поко­ле­ния совет­ских людей, зара­жен­ные идео­ло­ги­ей эга­ли­та­риз­ма, слу­же­ния госу­дар­ству и про­ти­во­сто­я­ния меж­ду­на­род­но­му импе­ри­а­лиз­му, очень болез­нен­но вос­при­ни­ма­ют побед­ное шествие «запад­но­го стан­дар­та» по планете.

У мно­гих этот про­иг­рыш «совет­ско­го стан­дар­та» в сорев­но­ва­нии систем про­яв­ля­ет­ся в фор­ме ком­плек­са пора­жен­че­ства, выра­жа­ю­ще­го­ся в идио­син­кра­зии ко все­му запад­но­му. Понят­но, что это бла­го­дат­ная поч­ва для фор­ми­ро­ва­ния реван­шиз­ма, что и исполь­зо­вал Путин, сумев­ший за десять лет пре­вра­тить боль­шин­ство рос­си­ян в откро­вен­ных идео­ло­ги­че­ских зом­би с ярко выра­жен­ной анти­за­пад­ной ориентацией.

И тут воз­ни­ка­ет самый уди­ви­тель­ный пара­докс пост­со­вет­ско­го про­стран­ства: люди, дав­но уже при­няв­шие запад­ные стан­дар­ты в каче­стве направ­ле­ния сво­е­го раз­ви­тия, поль­зу­ю­щи­е­ся их дости­же­ни­я­ми во всех сфе­рах сво­ей жиз­ни, пыта­ют­ся про­ти­во­сто­ять этим стан­дар­там, объ­яв­ляя их чуж­ды­ми рос­сий­ско­му (евразий­ско­му) стан­дар­ту. Гос­под­ству­ет фор­му­ла: мы  — дру­гие и нам запад­ные стан­дар­ты противопоказаны.

Но запад­ный стан­дарт — это не толь­ко авто­стра­ды и супер­мар­ке­ты, не толь­ко при­выч­ка улы­бать­ся и учти­во отно­сить­ся к окру­жа­ю­щим. Это и то, как люди выби­ра­ют свою власть — на чест­ных и спра­вед­ли­вых выбо­рах, это непод­куп­ные суды, сво­бод­ная прес­са и застав­ля­ю­щее при­слу­ши­вать­ся к себе граж­дан­ское обще­ство. Запад­ный стан­дарт  это преж­де все­го ува­же­ние к пра­вам чело­ве­ка-граж­да­ни­на, забо­та об окру­жа­ю­щей при­ро­де и под­дер­жа­ние мира на планете.

Запад­ный стан­дарт  это науч­но-тех­ни­че­ское и тех­но­ло­ги­че­ское совер­шен­ство и могу­ще­ство совре­мен­ной чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции. Все пост­со­вет­ское про­стран­ство актив­но поль­зу­ет­ся эти­ми дости­же­ни­я­ми: интер­нет, ком­пью­тер­ная тех­ни­ка, само­ле­ты, маши­ны, стро­и­тель­ные тех­но­ло­гии, тех­но­ло­гии добы­чи неф­ти и газа, быто­вая тех­ни­ка, филь­мы, музы­ка, театр, эст­ра­да, инду­стрия раз­вле­че­ний, GPS, мобиль­ная теле­фон­ная связь и мно­гое-мно­гое дру­гое. Все, что сего­дня демон­стри­ру­ет успе­хи чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции, — это про­дукт имен­но запад­но­го стан­дар­та. К сло­ву ска­зать, стра­ны, гео­гра­фи­че­ски дале­кие от Запа­да, беру­щие за осно­ву сво­е­го раз­ви­тия этот стан­дарт, демон­стри­ру­ют не менее успеш­ные резуль­та­ты в обла­сти науч­но-тех­ни­че­ско­го прогресса.

Наблю­да­ет­ся уди­ви­тель­ная мета­мор­фо­за — люди, поль­зу­ю­щи­е­ся все­ми бла­га­ми Запа­да, с удо­воль­стви­ем ездя­щие на этот Запад отды­хать, рабо­тать, учить­ся, лечить­ся и про­сто тра­тить день­ги, более того, в душе меч­та­ю­щие, что­бы в их стра­нах жизнь была такой же, как на Запа­де, видят в нем вра­га. При­чем вра­га не про­сто­го, а глав­но­го. Основ­но­го! В первую оче­редь идео­ло­ги­че­ско­го и, как след­ствие, поли­ти­че­ско­го и экономического!

С точ­ки зре­ния здра­во­го смыс­ла это пол­ный бред, про­дик­то­ван­ный исклю­чи­тель­но ущем­лен­ным импер­ским само­лю­би­ем. Дает себя знать импер­ское в тре­тьем поко­ле­нии. Люди жаж­дут реван­ша, хотят вер­нуть уте­рян­ную гор­дость за стра­ну, кото­рую боял­ся весь мир. В этом стра­хе они видят вели­чие и досто­ин­ство, не пони­мая, что это­го, напро­тив, нуж­но сты­дить­ся. И это в них настоль­ко креп­ко сидит, что ради это­го они даже гото­вы отка­зать­ся от части тех благ, кото­рые им дает сотруд­ни­че­ство с Запа­дом. Реак­ция про­стых рос­си­ян на огра­ни­че­ния их про­до­воль­ствен­ной кор­зи­ны в свя­зи с ответ­ны­ми санк­ци­я­ми Крем­ля убе­ди­тель­но это подтверждает.

Ради того, что­бы их боя­лись (и, как они оши­боч­но пола­га­ют, ува­жа­ли) дру­гие, рос­си­яне гото­вы отка­зать­ся от запад­но­го стан­дар­та в сво­ей жиз­ни. По край­ней мере, на сло­вах это ста­ло основ­ным лейт­мо­ти­вом обще­ствен­но­го рос­сий­ско­го дис­кур­са. Смысл нынеш­не­го внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го демар­ша Рос­сии на быто­вом уровне мож­но выра­зить так: пле­ва­ли мы на ваши авто­стра­ды, супер­мар­ке­ты и про­чее, если надо обой­дем­ся и без это­го. Мол, мы люди при­выч­ные к труд­но­стям, можем и без всех этих изли­шеств про­жить. Сами с усами.

Повто­ряю: бред пол­ней­ший! К чему при­во­дит такая поли­ти­ка, нагляд­но пока­зы­ва­ет при­мер Север­ной Кореи и Кубы.

Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что в Рос­сии две глав­ные про­бле­мы — дура­ки и доро­ги. Опыт послед­них 15 лет пока­зы­ва­ет, что хоро­шие доро­ги все же мож­но стро­ить и в Рос­сии, если не допус­кать к это­му дура­ков, а делать это по-умно­му (запад­ный стан­дарт). Оче­вид­но, что дура­ки — это при­чи­на, а пло­хие доро­ги — след­ствие. В этой свя­зи думаю, что пора при­знать, что глав­ной про­бле­мой Рос­сии, как, впро­чем, и осталь­ных стран быв­ше­го СССР, явля­ют­ся имен­но дура­ки. Все осталь­ные про­бле­мы это про­из­вод­ное от дура­ков. От тех, кто возо­мнил себя осо­бы­ми, спо­соб­ны­ми жить и раз­ви­вать­ся по иным (не запад­ным) стан­дар­там. Блажь, иду­щая от боль­ше­ви­ков-ленин­цев, дове­ден­ная до абсур­да в годы совет­ской вла­сти и ныне реани­ми­ро­ван­ная после­ды­ша­ми и эпи­го­на­ми «холод­ной вой­ны» в 21 веке.

Поче­му блажь? Как бы ни была пло­ха запад­ная либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ская модель, в этом мире нет ниче­го ино­го, что мог­ло бы реаль­но соста­вить ей кон­ку­рен­цию. Совре­мен­ная циви­ли­за­ция это и есть запад­ный стан­дарт, кото­рый дока­зал свою про­грес­сив­ность, жиз­нен­ность и гуман­ность. Все дру­гое, что пред­ла­га­ли ком­му­ни­сты, фаши­сты, наци­о­на­ли­сты и кле­ри­ка­лы, толь­ко под­твер­жда­ет либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ский век­тор современности.

Есть при­ме­ры, дока­зав­шие свою обре­чен­ность и тупи­ко­вость, — фашист­ская Гер­ма­ния, СССР, Куба, Север­ная Корея. Есть при­мер обре­чен­но­го на оттор­же­ние обще­ства идео­ло­ги­че­ски мар­ги­наль­но­го ислам­ско­го соци­а­лиз­ма (Иран) и уже канув­шей в про­шлое анар­хо-син­ди­ка­лист­ской ливий­ской джа­ма­хи­рии. Есть при­мер удач­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Китая в резуль­та­те уме­ло­го соче­та­ния разум­ной госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки и рыноч­ных капи­та­ли­сти­че­ских отно­ше­ний. Но ничто из это­го в прин­ци­пе не спо­соб­но создать систе­му вза­и­мо­от­но­ше­ний в госу­дар­стве и обще­стве, кото­рая бы наи­бо­лее пол­но обес­пе­чи­ва­ла пра­ва и сво­бо­ды чело­ве­ка и, как след­ствие это­го, созда­ва­ла опти­маль­ные усло­вия для пол­но­цен­но­го раз­ви­тия страны.

Люди пла­не­ты выби­ра­ют запад­ный стан­дарт. Об этом гово­рит и их стрем­ле­ние сле­до­вать при­ме­ру запад­ных стран (для чего они все чаще избав­ля­ют­ся от сво­их дик­то­ров), и все уве­ли­чи­ва­ю­ще­е­ся коли­че­ство жела­ю­щих жить в Евро­пе, Аме­ри­ке. Это общий тренд. Люди голо­су­ют за либе­ра­лизм и демо­кра­тию нога­ми и «май­да­на­ми», а это самой убе­ди­тель­ный пока­за­тель. Про­тив него любые аргу­мен­ты о кон­це либе­ра­лиз­ма, о вырож­де­нии демо­кра­тии и завер­ше­нии эпо­хи дол­ла­ра — дет­ский лепет и деше­вая про­па­ган­да со сто­ро­ны тех, кто оста­ет­ся на обо­чине цивилизации.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

Тимур и его команда