Фото: interfax.by
- Давайте договоримся, что топливо с завтрашнего утра будет не 5200, не 5100, а максимум 4500 рублей, — «предложил» Лукашенко и тут же констатировал «согласие». — Поэтому можете идти и объявить всем: 4500 — это максимум.
Отменив решение «Белнефтехима» о 31-процентном одномоментном подорожании топлива (госконцерн приравнял цену 1 литра бензина к официальному курсу доллара), глава государства не вернул цены в позавчерашний день, а урезал последнюю наценку примерно наполовину, до 15% (тем самым опустив 70-процентное подорожание с начала года до отметки в 55%).
Александр Лукашенко эффектно возмутился тем, что его подчиненные привязывают расценки на ГСМ к доллару, не зная его реального курса, и стал учить министров, как надо повышать цены. Нужно делать так, «чтобы народ успевал привыкнуть»: в квартал добавляя по 2—3%, а не 30% разом.
- Вот и все мое решение по топливу, — подытожил президент. — Возможно, придется откручивать цены и по другим группам товаров.
А чтобы никто не сомневался в серьезности его намерений, Лукашенко тут же запретил повышение цен на любые товары свыше 3—5% без его ведома.
В этом мастер-классе промелькнули и прогнозы, как будет развиваться ситуация на валютном рынке. Оказывается, президент не видит оснований для того, чтобы доллар стоил дороже установленного Нацбанком курса.
- Итак, курс пять тысяч рублей за доллар на сегодня — это реальный, принятый курс, и я впервые его поддерживаю, — заявил Лукашенко. — Мы не можем больше курс устанавливать и играться на рынке. Пять тысяч — это нормальный курс.
Нормальный с точки зрения президента курс все-таки занижен с точки зрения черного рынка, где доллар продают примерно за 6200 белорусских рублей. А участники легального рынка официальный курс признают только в крайнем случае, избегая сделок по 5000 рублей. Несмотря на это, президент допускает, что к концу года доллар опустится до 4500 рублей.
Теперь белорусы спрашивают себя, с чем связано внезапное «удешевление» бензина? Является ли оно прямым следствием акции «Стоп-бензин», испугавшей президента, или заведомо спланированным маневром: разгневать автомобилистов 30-процентным повышением, чтобы потом «осчастливить» их 15-процентным снижением тарифов. В любом случае Лукашенко использовал простейший популистский трюк: бестолковые и безжалостные к народу чиновники взвинтили цены, а умный и заботливый Батька элегантно открутил их назад. Словно в Беларуси чиновники способны принимать важные решения без одобрения президента. Как бы там ни было, остановившие проспект Независимости белорусы могут усвоить урок, что митинговать полезно.
Кстати, акция «Стоп-бензин» все-таки не прошла для ее участников безнаказанно. 8 июня стало известно, что пятеро человек были задержаны. За организацию и участие в несанкционированном массовом мероприятии им присуждены штрафы, эквивалентные $ 105—140. А Минское ГУВД предупредило, что других нарушителей ПДД установят по автомобильным номерам.
Continue reading here:
Лукашенко сыграл в «Стоп-бензин»