Выборы в Беларуси завершены. Президент Александр Лукашенко объявлен победителем с огромным отрывом и останется на шестой срок. Но из-за столкновений во время поствыборных протестов и недоверия людей официальным результатам будущее омрачено, и цена, которую Лукашенко может заплатить за эту победу, неясна.
Впервые за последнее время Александр Лукашенко, похоже, столкнулся с настоящей битвой на президентских выборах. Бывшая учительница и переводчица с английского Светлана Тихановская наэлектризовала толпы по всей стране, вступив в электоральную гонку только после того, как ее мужа, популярного видеоблогера Сергея Тихановского, не допустили к участию в выборах и затем отправили за решетку.
Ни одни выборы в Беларуси после прихода Лукашенко к власти в 1994 году не рассматривались Западом и международными организациями как свободные или справедливые. И на этот раз, когда государственные экзитпулы показали, что Лукашенко одерживает уверенную победу на выборах 9 августа, похоже, будет так же.
После завершения выборов тысячи протестующих хлынули на улицы, заявляя о несогласии с выводами экзитпулов. Милиция приняла жесткие меры для подавления протестов. Происходящее делает туманным будущее страны и ее авторитарного лидера.
Азаттык рассматривает некоторые ключевые факторы выборов и их возможные последствия для Беларуси, Лукашенко и его отношений с Россией и Западом.
ЗАЯВЛЕНИЯ О ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ
Столкнувшись с серьезным испытанием, Лукашенко, похоже, не стал рисковать. Наблюдатели и представители оппозиции считают, что один из первых признаков того, что выборы могли быть сфальсифицированы, проявился утром 9 августа, когда Центральная избирательная комиссия объявила, что явка на досрочном голосовании, начавшемся 4 августа, составила около 42 процентов. Это рекордный показатель на президентских выборах в Беларуси. Критики говорят, что досрочное голосование — самое удобное время для вброса бюллетеней, поскольку на большинстве избирательных участков нет наблюдателей и процессом легко манипулировать.
Обвинения в фальсификациях звучали непосредственно в день выборов.
По данным новостного сайта Tut.by, на некоторых участках Минска явка избирателей превысила 100 процентов.
Антиправительственный телеграмм-канал Nexta опубликовал видео, на котором, по его утверждению, снято, как член избирательной комиссии в Минске спускается вниз через окно второго этажа здания, где расположен избирательный участок, и уносит сумку с бюллетенями.
В день голосования оказался отключен Интернет, а независимым наблюдателям в некоторых случаях запрещали следить за ходом голосования, порой они подвергались задержаниям.
НЕВЕРОЯТНЫЕ ЦИФРЫ?
Правительство Лукашенко потратило совсем немного времени на проведение экзитпула, показавшего, что он получил более 80 процентов голосов, а Тихановская, собиравшая многотысячные митинги по всей стране, — менее 7 процентов. Для аналитиков такой официальный расклад был ожидаемым.
«Результаты покажут безоговорочную победу, — сказал Би-би-си Найджел Гулд-Дэвис, бывший посол Великобритании в Беларуси, а ныне старший научный сотрудник по России и Евразии в Международном институте стратегических исследований. — Итоги — масштабная ложь».
На предвыборные митинги Тихановской приходило огромное количество людей, а независимые СМИ, проводившие предвыборные опросы, отмечали, что ее поддержка выражается двузначными цифрами. Один из таких опросов показывал вероятный выход во второй тур политического новичка и ветерана Лукашенко. Результаты государственного экзитпула оставили многих в недоумении.
«Он делает это, чтобы унизить Тихановскую, и также всех, кто голосовал за нее, — сказал Франак Вячорка, белорусский журналист и специалист по цифровым медиа из Агентства глобальных СМИ США в интервью «Настоящему Времени» (совместному проекту Радио Свободная Европа / Радио Свобода и «Голоса Америки»).
ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ
Во время предвыборной кампании Лукашенко обращался не столько к избирателям, сколько к военным и силовым структурам. 23 июня в Бресте на западе страны он призвал военных подавлять гражданские беспорядки и «защищать суверенитет» от «гибридных угроз».
«Лукашенко не потерпит массовых протестов, силы безопасности и даже часть армии находятся в состоянии боеготовности и готовы к репрессиям», — говорит Камиль Клысински, старший научный сотрудник расположенного в Варшаве иследовательского центра OSW.
По мере закрытия избирательных участков милицию и военных перебрасывали в Минск, силовики занимали позиции на стратегических объектах в ожидании беспорядков. Вскоре после завершения голосования начались репрессии. Силы безопасности принялись разгонять протестующих, вышедших на улицы в Минске и многих других городах.
«Лукашенко априори дал понять, что намерен удержать власть любой ценой. Вопрос в том, какой будет цена», — комментирует ситуацию агентству Reuters политолог Александр Класковский.
Некоторые оппоненты Лукашенко заявили, что не отступят.
«Да, протесты будут сегодня, завтра, послезавтра; они не будут централизованными, как раньше, это нужно, чтобы защитить людей, но сегодняшние события — это только начало финального спринта к финишу; и мы не говорим о годах — мы говорим о двух-трех месяцах», — сказала «Настоящему Времени» Ольга Карач, руководитель белорусской общественной организации «Наш дом».
ВНОВЬ 2010‑Й? ИЛИ ХУЖЕ?
Лукашенко и в прошлом без колебаний обращался к силам безопасности, чтобы подавить беспорядки после выборов.
«Кровавое воскресенье», репрессии, последовавшие за президентскими выборами 2010 года, были особенно жестокими: в общей сложности было задержано более 600 человек, в том числе семь кандидатов. Один из кандидатов, 64-летний Владимир Некляев, был арестован, находясь в больнице, куда он попал после того, как во время протестов его избили до потери сознания сотрудники сил безопасности.
Поздним вечером 9 августа протесты тоже были жестоко подавлены. До этого милиционеры, военные и подразделения ОМОНа заняли позиции вокруг правительственных зданий и центральных площадей.
Ранее Клысински сказал, что развитие событий после выборов может быть «первым признаком того, готово ли белорусское общество противостоять силам безопасности, включая спецназ ОМОН».
ЧТО БУДЕТ С ЛУКАШЕНКО?
Выборы проходили на фоне охлаждения отношений Минска с Москвой из-за нежелания Лукашенко идти на более тесную интеграцию с Россией. В декабре прошлого года Беларусь отказалась от планов по углублению интеграции в рамках Союзного государства с Россией. Кремль, возможно, недоволен Лукашенко, но аналитики говорят, что президент России Владимир Путин и его правительство отдают предпочтение Лукашенко, нежели его оппонентам.
Выборы и репрессии, скорее всего, обернутся призывами к Европейскому союзу и США принять жесткие меры, а возможные дальнейшие санкции могут подтолкнуть Лукашенко в объятия России.
Так что в некотором смысле и Москва, и Запад могут почувствовать, что у них ограниченное пространство для маневра, чем Лукашенко умело пользовался в прошлом.
«Лукашенко очень везучий. С одной стороны, им недовольна Россия, но она очень хорошо знает, что у любого, кто придет вместо него, будет гораздо больше шансов улучшить отношения с ЕС, НАТО и Западом в целом, — говорит “Настоящему Времени” Максим Саморуков, эксперт Московского центра Карнеги. — С другой стороны, ЕС тоже недоволен Лукашенко, но он обжегся с Украиной и теперь не стремится делать что-либо для дестабилизации Лукашенко, потому что это может вызвать неадекватную реакцию России вплоть до аннексии, танков и так далее. Следовательно, Запад продолжит свое медленное, неуклюжее взаимодействие с ним».
Однако живущий в Лондоне аналитик страновых рисков Алекс Кокчаров считает, что победа Лукашенко на выборах будет «пирровой», поскольку Москва не преминет возможностью использовать его ослабленное положение внутри страны, чтобы добиться еще больших уступок, «включая дальнейшую политическую интеграцию и создание военных баз».
«Сохраняя власть через фальшивые «выборы» в этом году, Лукашенко, скорее всего, проиграет, поскольку суверенитет Беларуси, вероятно, будет еще больше подорван Союзным государством России и Беларуси», — отмечает Кокчаров.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»