Напомним, 28 сентября 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы», по которому Лужков был освобожден от должности мэра Москвы «в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации».
После отставки Юрий Лужков пытался посвятить себя преподавательской деятельности — 1 октября 2010 года
Однако уже в начале 2011 года Лужков подал прошение на получение вида на жительство в Латвии, обосновав его инвестициями в капитал одного из латвийских банков в размере около 200 тысяч долларов США, однако был включен в список нежелательных для Латвии лиц на основании информации из органов безопасности.
А вот супруга
У господина Лужкова год после отставки прошел более спокойно. Он занимался преподавательской деятельностью в Международном университете Москвы и время от времени посещал свою пасеку в Калужской области. Но после недавних скандальных выступлений в СМИ ситуация изменилась.
В своем интервью радио «Свобода» бывший градоначальник высказал мнение, что премьерство Медведева будет для России «таким же драматически отрицательным», как и президентство. И его вдруг вызвали на допрос по делу о пропавших миллиардах «Банка Москвы». Лужков считает, что попытка превратить его в потенциального фигуранта уголовного дела связана именно с его интервью на радио.
На допрос
А еще он в этом интервью заявил, что сейчас в Москве происходит «бешеный распил собственности». И именно этого, по его словам, заинтересованные лица, включая Медведева, и добивались его отставкой. Как отметил Лужков, Москва для этих людей, «которые уже многое распилили в России, была лакомым таким объектом». По версии Лужкова, к его отставке могут быть причастны и федеральные промышленные группы, участвующих в распиле можно отследить по тем, кто купил «Метрострой», компанию Sibir Energy и аэропорт Внуково.
Интересно, почему Юрий Лужков, который
Эксперт напомнил, что когда Лужков ушел с мэрского поста, стороны зафиксировали свои позиции. Федеральный центр продемонстрировал, что у него есть административный ресурс, когда сразу на несколько людей из окружения Лужкова были заведены уголовные дела, то есть
«Я так понимаю, весь этот год шел торг относительно того, как Лужков отдаст свои административные и прочие активы, на каких условиях передаст их новой команде — этой совокупности кланов, которая пришла в Москву “под крышей” Собянина, — пояснил Павел Салин. — Сейчас приближается транзит власти и новый передел сфер влияния, который последует вслед за президентскими выборами, поэтому те группы, которые имеют интерес к московским активам, усилили нажим на Лужкова, чтобы уже к марту следующего года получить контроль над всем, что их интересует, зафиксировать позиции и уже с этих позиций действовать в постмедведевской реальности».
Иными словами, на Лужкова опять начали давить. «Опять включились в игру
По мнению Павла Салина, у бывшего столичного градоначальника может быть очень много компромата против Кремля, поскольку почти все кремлевские кланы имели интересы в Москве во времена Лужкова, который «отрезал им куски пирога». А все подобные схемы в большей или меньшей степени имеют коррупционную составляющую. Поэтому у Лужкова может быть достаточно много информации.
Впрочем, и сам бывший градоначальник может быть разыгран группами влияния, полагает политолог. «Например, силовиками, которым он близок, и которые не довольны тем, что Путин сейчас начинает продвигать другие элитные группы — Ротенбергов, Ковальчуков и прочих. Так что, скорее всего, даже не
Что же придает смелости Лужкову? Тут все просто. «Пока Лужков делает свои заявления из Австрии, для него они ничем не грозят, — считает Павел Салин. — Эта страна известна тем, что не выдает людей, которые преследуются по политическим мотивам. Правда, Лужкову пока такой статус не предоставлен, но это дело времени. В конце концов, никто не мешает ему переехать в Великобританию, там этот статус будет получить легче. То есть, если ему не дадут никаких гарантий, для общения со следователями он не приедет. А приедет лишь тогда, когда будет уверен в своей безопасности, а чтобы ему быть уверенным в ней, ему нужно договориться об условиях передачи контроля над этими активами».
Что, собственно, все россияне и наблюдают — обмен ударами — уголовные дела, слив компромата и громкие заявления в ответ, — так, видимо, принято в России договариваться между влиятельными людьми.