«Лавина страха» поразила европейцев

Болат Ата­ба­ев пред­ста­вил в Арт-теат­ре Кель­на свой спек­такль «Лави­на» о репрес­си­ях и дик­та­ту­ре в совре­мен­ном обще­стве. Пье­са и после­до­вав­ший за ней рас­сказ казах­стан­цев о том, как вла­сти рес­пуб­ли­ки подав­ля­ют выступ­ле­ния рабо­чих и оппо­зи­ции, а так­же сво­бо­ду сло­ва, пора­зи­ли европейцев.

 

Автор: По мате­ри­а­лам инфор­ма­ци­он­ной служ­бы СДК

Казах­стан­ская труп­па теат­ра «Акса­рай» игра­ла на казах­ском язы­ке без пере­во­да, но всем и так был поня­тен смысл пье­сы. Спек­такль «Лави­на» — поли­ти­че­ская сати­ра и про­тест про­тив про­из­во­ла, репрес­сий и диктатуры.

Под дав­ле­ни­ем авто­ри­тет­ных «ага­шек» в уйгур­ской гор­ной дере­вуш­ке запре­ще­но гром­ко раз­го­ва­ри­вать, про­во­дить празд­не­ства и даже рожать детей из-за опас­но­сти схо­да лавины.

 

Моло­дой чело­век вос­ста­ет про­тив это­го поло­же­ния, так как свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ста­рей­ши­ны тре­бу­ют умерт­вить его бере­мен­ную неве­сту. Тогда он хва­та­ет­ся за ружье, дела­ет несколь­ко выстре­лов и…

 

В насту­пив­шей гро­бо­вой тишине люди ждут лави­ны, под кото­рой все долж­ны погиб­нуть, но ниче­го не про­ис­хо­дит. Сле­дом раз­да­ют­ся кри­ки роже­ни­цы и звон­кий смех ново­рож­ден­но­го, но их мир так­же оста­ет­ся на месте. Власть ста­рей­шин в один момент повер­же­на — страх перед лави­ной, кото­рый они наго­ня­ли на жите­лей, ока­зал­ся все­го лишь мифом…

Тра­ге­дия заклю­ча­ет­ся в том, что люди, нахо­дясь под стра­хом несу­ще­ству­ю­щей угро­зы, при­вы­ка­ют гово­рить шепо­том. И от этой при­выч­ки труд­но изба­вить­ся даже тогда, когда опас­но­сти уже нет.

 

Немец­кая пуб­ли­ка очень эмо­ци­о­наль­но отре­а­ги­ро­ва­ла на спек­такль. После окон­ча­ния дей­ствия все акте­ры вышли на сце­ну и спе­ли несколь­ко песен на казах­ском и рус­ском язы­ках, посвя­щен­ных рас­стре­лян­ным неф­тя­ни­кам и жите­лям Жана­о­зе­на, поли­ти­че­ским заклю­чен­ным Аро­ну Ата­бе­ку, Вла­ди­ми­ру Коз­ло­ву, Вади­му Курам­ши­ну, Розе Туле­та­е­вой и мно­гим другим.

Затем с речью высту­пил режис­сер Болат Ата­ба­ев. Он пове­дал о раз­ма­хе репрес­сий в Казах­стане, закры­тии сво­бод­ных СМИ, поку­ше­ни­ях и убий­ствах и о том, что, несмот­ря на все это, есть люди, бро­са­ю­щие вызов режи­му. Так­же режис­сер пред­ста­вил пуб­ли­ке Айну­ра Кур­ма­но­ва и рас­ска­зал о попыт­ке его похи­ще­ния в Москве в декаб­ре про­шло­го года.

 

Подроб­нее репрес­сии, направ­лен­ные про­тив рабо­че­го дви­же­ния в Казах­стане, опи­сал соци­а­лист Дмит­рий Янский. Он пред­ло­жил тем, кто при­шел на спек­такль, в знак соли­дар­но­сти с труп­пой теат­ра «Акса­рай» и с борь­бой оппо­зи­ции и рабо­чих проф­со­ю­зов сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся. На при­зыв отклик­ну­лись почти все, кро­ме отдель­ных казах­стан­ских сту­ден­тов, кото­рые опа­са­ют­ся пре­сле­до­ва­ний и дав­ле­ния со сто­ро­ны спец­служб на родине.

Спек­такль казах­стан­ских акте­ров так­же посе­ти­ли депу­та­ты город­ско­го сове­та Кель­на от Соци­а­ли­сти­че­ской аль­тер­на­ти­вы (SAV), выра­зив свою под­держ­ку демо­кра­ти­че­ско­му дви­же­нию в нашей стране.

Руко­вод­ство Арт-теат­ра Кель­на под­дер­жа­ло Бола­та Ата­ба­е­ва и под­черк­ну­ло, что искус­ство долж­но под­дер­жи­вать поли­ти­ку, направ­лен­ную на осво­бож­де­ние от угне­те­ния и диктатуры.

После обще­ния со зри­те­ля­ми и евро­пей­ски­ми обще­ствен­ни­ка­ми Болат Ата­ба­ев и Айнур Кур­ма­нов при­шли к выво­ду о необ­хо­ди­мо­сти укреп­ле­ния еди­но­го демо­кра­ти­че­ско­го фрон­та раз­лич­ных поли­ти­че­ских групп и пар­тий про­тив дик­та­ту­ры и репрес­сий, за корен­ные изме­не­ния в поль­зу боль­шин­ства казах­стан­ско­го общества.

СПРАВКА: Пре­мье­ра спек­так­ля «Лави­на» состо­я­лась 15 апре­ля 2010 года. В 2011 году на рес­пуб­ли­кан­ском теат­раль­ном фести­ва­ле, посвя­щен­ном 100-летию Бауы­р­жа­на Момы­шу­лы в Тара­зе, Болат Ата­ба­ев стал побе­ди­те­лем в номи­на­ции «Луч­ший режис­сер фести­ва­ля». Авто­ром этой пье­сы явля­ет­ся наш совре­мен­ник, турец­кий кино­ре­жис­сер Тун­чер Джуд­же­ноглы. По сло­вам Бола­та Ата­ба­е­ва, его турец­кий кол­ле­га тоже явля­ет­ся оппо­зи­ци­о­не­ром и стра­да­ет от пра­вя­щей пар­тии, кото­рая не допус­ка­ет его на мно­гие меро­при­я­тия. Поэто­му в знак соли­дар­но­сти с Тун­че­ром он и поста­вил эту пьесу.

Ори­ги­нал статьи: 

«Лави­на стра­ха» пора­зи­ла европейцев

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица