Будущему Евразийскому союзу необходимы идеология, класс и строй, на которые он мог бы опереться, заявил в Москве председатель движения «Молодая Евразия» Юрий Кофнер. Иначе новое интеграционное объединение будет недолговечным, как это предсказал американский политолог Збигнев Бжезинский.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
В РИА Новости прошел круглый стол «Постсоветский транзит: от дезинтеграции к Евразийскому союзу», в ходе которого российские эксперты в очередной раз искали плюсы от объединения России, Казахстана и Беларуси. Выступлений было немало, с ними можно ознакомиться на сайте российского новостного агентства. Нас же заинтересовали рассуждения председателя движения «Молодая Евразия» Юрия Кофнера.
Тому есть несколько причин. Молодой политолог представляет поколение, которое сформировалось после распада Советского Союза. Для многих из них мечты о возвращении в это огромное общежитие — неинтересная сказка. А ведь строить Евразийский союз и жить в нем — именно этому поколению. Что они думают о перспективе? Юрий Кофнер не стал рассуждать о неких экономических выгодах, а обратил внимание коллег на саму идею проекта и его юридическую составляющую.
По словам руководителя движения «Молодая Евразия», для успеха евразийской интеграции необходимо, в первую очередь, привлечь к активному участию в проработке проекта молодое поколение, которое в основной массе идеями интеграции на пространстве СНГ не особо интересуется.
«Создается Евразийский союз, но народ толком не знает, что это такое, куда мы идем, — считает Юрий Кофнер. — Нет идейной составляющей, нет национальной идеи. Отсюда все проблемы и начинаются. Да, в Конституции РФ, в статье 13‑й, запрещена любая идеология. Но я считаю, что это в корне неправильно, нужен какой-то ориентир, и, прежде всего, он нужен для евразийского проекта».
Также, по мнению эксперта, для продвижения идеи Евразийского союза не стоит ограничиваться разговорами о весомом вкладе в этот проект Нурсултана Назарбаева о том, что началом всему послужило его выступление в 1994 году. «Не стоит забывать о том, что о Евразийском проекте говорили до него еще классические евразийцы», — напомнил молодой эксперт. Ведь что такое «евразийство»? Это русское философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Движение это появилось в среде русской эмиграции еще в 1920—1930‑е годы прошлого века!
То есть получается, что информационная составляющая большого интеграционного проекта равна, по сути, нулю. По мнению Юрия Кофнера, нет информации о том, что такое Евразийский союз, каким он должен стать, какие есть выгоды от интеграции и так далее. А это грозит серьезным разрывов в восприятии обществом идеи: элита что-то там делает, обсуждает, соединяет и вырабатывает, а что нужно людям, как они относятся к этим процессам, наверху не знают.
«Я слышу от многих западных экспертов, и, в первую очередь, об этом говорил Бжезинский (Збигнев Бжезинский — американский политолог, социолог и государственный деятель. Долгое время являлся одним из ведущих идеологов внешней политики США — ред.), что Евразийский союз будет работать короткий срок, а в долгосрочной перспективе он столкнется с проблемой растущего гражданского общества, — отметил эксперт. — Ведь молодежь, которая сейчас растет, мыслит себя гражданами мира, желает жить так, как живут в Европе. И какими-то глобальными идеями о воссоздании Союза их в этот проект не заманишь. Поэтому и будет возрастать разрыв в обществе», — пояснил Юрий Кофнер.
Кроме того, есть люди, которые выступают за Евразийский союз, причем по разным причинам, кто-то ностальгирует по СССР, кто-то мечтает о воссоздании империи, кто-то логически понимает, что Евразийский союз необходим. Наконец, в обществе трех стран есть пропутинские настроения, и проназарбаевские, и пролукашенковские. То есть все это многообразие ведет к разрыву в обществе, который, по мнению молодого политолога, надо «сократить, восстановить».
Как? Придумав новую идеологию — «светлую, просвещенную, открытую». Юрий Кофнер назвал эту идеологию «просвещенным евразийством». Речь идет о новой национальной идее, которая могла бы объединить разные слои общества. «Чтобы создать Евразийский союз — новое наднациональное образование, необходим некий класс, некий строй, на которые все это могло бы опереться, — сказал эксперт. — Первоочередная задача — создание этого класса в умах. Патриотического, современного проевразийского класса. Только с такой опорой мы действительно сможем построить Евразийский союз. А все остальные вопросы уже вторичны».
Кроме того, председатель движения «Молодая Евразия» Юрий Кофнер рассказал о том, что делает возглавляемое им движение для достижения этих задач. «Во-первых, один из наших проектов — это создание евразийского молодежного парламента, он одобряется на уровне спикера Госдумы Сергея Викторовича Нарышкина, у нас уже было первое заседание, — рассказал эксперт. — Одна из проблем — чтобы этот проект не оказался очередным российским проектом. Я активно, официально приглашаю наших коллег из Беларуси, Казахстана участвовать в создании евразийского молодежного парламента — это открытый проект. С помощью этого инструмента мы сможем развивать в молодежном обществе дух взаимообщения, парламентаризма, это поможет создать новый класс в хорошем смысле этого слова».
Очевидно, что только через парламент молодежь не объединить — территория будущего Евразийского союза огромная. А потому, как мыслит Юрий Кофнер, необходимо возрождать стройотряды, делать их общеевразийскими. То есть он полагает, что объединить молодежь можно только через образование и совместный труд.
От редакции: Вам тоже показалось, что все это уже было в истории России, Беларуси и Казахстана? Идеология, класс и строй, на которые опиралась огромная империя, имя которой было Советский Союз? Больше 20 лет прошло с момента ее исчезновения с политической карты мира, выросло новое поколение — и, по идее, уже в свободной и демократической стране. Почему же не изменилось-то ничего в восприятии мира и общества? Увы, этот вопрос, похоже, из разряда риторических…
See original article:
К империи пошагаем стройотрядами