Предчувствие, что страна на пороге «большого перелома», становится все сильнее. Очень уж бросается в глаза повышенная нервозность акординских обитателей и боязливое ожидание ими каких-то судьбоносных событий в апреле. Может быть, елбасы на предстоящем заседании Ассамблеи народа Казахстана наконец-то объявит, что устал править нами, неблагодарными, и передаст бразды правления другому? Сами-то мы в это не верим, но чем черт не шутит, когда бог спит?!
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
На прошлой неделе мы уже писали о том, что казахстанские «технократы» — руководитель администрации президента и госсекретарь — сцепились в смертельной схватке с родственниками Назарбаева и «фундаменталистами», требующими еще большего ужесточения существующего сегодня в стране политического режима.
И что наблюдается явное усиление и Карима Масимова, который, возглавив Национальную комиссию по кадровой политике при президенте РК, получил в свои руки большую «дубинку» и право ею размахивать, и Марата Тажина, ставшего де-факто главным в стране по идеологии, средствам массовой информации и внешней политике.
Но все это отнюдь не означает, что вышеуказанные господа будут политическими наследниками елбасы и что кого-то из них Назарбаев выбрал в качестве своего преемника. Приход на должность «ноль первого» кого-то из них, по нашему глубокому убеждению, может произойти только случайно: если вдруг т. н. лидер нации оставит нас раньше времени.
Тогда встает вопрос: а кто будет преемником елбасы в Акорде? Что-то нам подсказывает, что, скорее всего, им станет человек, которого меньше всего подозревают в президентских амбициях и которого большая часть правящей элиты не опасается в качестве серьезной политической фигуры, считая ее технической и маловлиятельной. Помните, как это было в России с Путиным?
С учетом того, как любят на евразийском пространстве повторять российские сценарии, предположение — более чем вероятное. Давайте попробуем поразмышлять.
Параллели напрашиваются
Не мудрствуя лукаво, мы разложили на столе фотографии людей, которые находятся достаточно близко к елбасы, пользуются его доверием и одновременно занимают ключевые должности в госаппарате страны. И сразу же бросилась в глаза фотография… Серика Ахметова.
Почему, спросите? Во-первых, он — в числе главных руководителей страны, что само по себе делает его возможным кандидатом. Во-вторых, потому что он больше других похож на Нурсултана Абишевича двадцати-тридцатилетней давности.
Такое же располагающее к себе открытое и приятное лицо, культурные манеры поведения, отсутствие агашества и хамства, умение носить костюм так, чтобы он не привлекал к себе внимания, и в то же время выглядеть в нем элегантно и подтянуто. Плюс подчеркнутая деловитость, в том числе во время многочисленных поездок внутри страны и за ее пределы. И что очень важно — чистокровный казах с хорошим казахским языком.
Ну а когда мы посчитали расстановку людей, которых принято причислять к клану «карагандинцев», все сомнения отпали. Смотрите, что получается.
«Карагандинцы» на коне?
Согласно статье 48‑й Конституции Казахстана, если вдруг Назарбаев уходит из жизни или становится недееспособным, то до следующих президентских выборов, которые по графику должны состояться в 2017 году, главой государства могут стать (в порядке очередности права): спикеры сената и мажилиса парламента РК, премьер-министр РК.
Судя по имеющейся у нас информации, положение Кайрата Мами достаточно шаткое. На него усилиями недоброжелателей, в первую очередь председателя АБЭКП РК Рашида Тусупбекова, накоплен вагон и маленькая тележка компромата, который может в один момент не только лишить его возможности стать вторым президентом РК, но и отправить за решетку.
А вот следующие две персоны — Нурлан Нигматулин и Серик Ахметов — из числа «карагандинцев». Но если у первого репутация человека резкого и склонного к авторитаризму и, соответственно, его претензии на занятие кресла главы государства вызовут сопротивление у других элитных кланов, то второй вполне «белый и пушистый».
К тому же у премьер-министра всегда было, есть и будет куда больше реальных рычагов власти, чем у какого-либо другого государственного деятеля в стране. В нынешних условиях, когда внутриполитическое пространство зачищено донельзя, выступить против Серика Ахметова могут только палаты парламента и правящая партия.
Однако спикер верхней палаты, как мы уже говорили, — «подбитая птица», а сам сенат — никакой. Мажилис возглавляет представитель клана «карагандинцев». Ну а НДП «Нур Отан» контролирует Бауыржан Байбек, еще один «карагандинец», только помоложе.
Что же касается самой нижней палаты, то ее большинство составляют депутаты от правящей партии, которые связаны не столько партийной дисциплиной, сколько тем, что их буквально в одну минуту могут лишить мандата по решению руководителя «Нур Отана» и заменить на более сговорчивую фигуру.
В общем, пока за власть в Акорде бьются «технократы» Карим Масимов с Маратом Тажиным и родственники Назарбаева в союзе с «фундаменталистами», взаимно ослабляя друг друга, эту самую власть готовы в любой момент подобрать «карагандинцы» и конкретно премьер Серик Ахметов.
Теперь вам становится понятно, почему выглядела такой довольной официальная первая леди Казахстана Сара Назарбаева, которая после долгого перерыва участвовала вместе со своим супругом в официальном публичном мероприятии — поздравлении алматинцев с праздником Наурыз?
Заметки для размышления
Мало кто обратил внимание на видеозапись выступления Нурсултана Назарбаева в Алматы с поздравлениями по поводу праздника Наурыз. Между тем это было весьма любопытное зрелище.
Во-первых, как и в ходе своего последнего скандального визита в Турцию, елбасы двигался с трудом, правда, уже не подволакивал ногу. Особенно трудно ему давались повороты, он делал их всем телом.
Во-вторых, было заметно, как его постоянно контролировал аким Алматы Ахметжан Есимов, приходящийся главе государства племянником. Он все время как бы подсказывал дяде, куда идти.
В‑третьих, после долгого перерыва казахстанцы увидели первую леди страны. Надо отдать ей должное, Сара Алпысовна для своих лет выглядит прекрасно, а одета еще лучше.
В‑четвертых, удивило не просто появление за спиной елбасы Темирхана Досмухамбетова, а то, насколько он уверенно себя чувствует. Появившись из-за полога во время выступления Назарбаева, он сначала встал за его спиной, потом протолкался в сторону, видимо, чтобы поздороваться с кем-то из почетных гостей.
В‑пятых, приблизительно на пятой минуте выступления елбасы стал сбиваться: то ли забыл текст, то ли начались проблемы с дыханием.
Что касается праздничного концерта, то он был каким-то уж очень совковским. В связи с этим у нас появился вопрос, почему Нуреке решил отпраздновать Наурыз в Алматы? Может, потому что решил, так сказать, явлением народу показать алматинцам, что здоров как бык, а в Израиль слетал просто так?
Оригинал статьи: