Об извилистом пути казахстанского парламента и причинах его деградации был наш разговор с
Идем обратным ходом
- Зауреш Кабылбековна, Вам не кажется, что Вы занимаетесь развитием того, чего в нашей стране просто нет?
- В ходе проводимых нашим фондом дискуссий очень часто возникает такой же вопрос — а есть ли в нашей стране парламентаризм? Как правило, представители Мажилиса и правительства говорят, что он есть. Но на самом деле они лишь подменяют понятия, говоря не о парламентаризме, а об истории парламента.
Наличие парламента еще означает наличие парламентаризма. Парламент — это государственный орган, где сидят депутаты и ведут законодательную деятельность. Парламентаризм же включает в себя целый ряд условий, без которых этот институт не может нормально функционировать: политический плюрализм, широкое представительство разных социальных слоев, честные выборы и, наконец, независимость законодательной власти от исполнительной. Ничего этого в Казахстане нет. Наш Мажилис — это скорее орган Администрации президента, нежели представительный институт.
- Если проследить эволюцию казахстанского парламента, то мы увидим поразительную вещь: золотые годы парламента пришлись на советскую эпоху, которую принято считать авторитарной. А в независимом «демократическом» Казахстане парламент превратился в ширму для того самого авторитаризма, от которого мы так стремились уйти двадцать лет назад. Согласны?
- Избранный в начале 1990 года Верховный Совет 12 го созыва был настоящим парламентом с широким спектром полномочий. По характеру государственного устройства Казахстан в конце
С этого периода начинается новый этап, который характеризуется резким сокращением полномочий парламента и снижением его политической роли в жизни страны. К примеру, парламент лишился права толкования законов в случаях, когда правоприменительная практика зашла в тупик, лишился права инициировать парламентские расследования по контролю за исполнением законов.
Самое же главное — законодательную инициативу, которая во всех демократических странах принадлежит только представительной ветви власти, казахстанский парламент по воле авторов Конституции 1995 года разделил с президентом и правительством. Причем реализация этого права депутатами крайне затруднена. Вы все видите, что большинство законов сегодня инициируется правительством, парламент их только одобряет и утверждает.
- Помните, президент, кивая на азиатские страны, как заклинание повторял свою любимую формулу: «сначала экономика, а политические реформы — потом». Может, он и в самом деле в это верил?
- Но в итоге мы видим, что без реальной демократии, свободы слова, полномасштабного представительства во власти, честной политической конкуренции сильная экономика невозможна. Поэтому уже в 2001 году либерально настроенная часть казахстанского общества заявила о необходимости политических преобразований, потребовав расширения полномочий парламента, выборности акимов, честных выборов, свободы слова… Но Назарбаев из истории с ДВК вынес другой урок. Чтобы сохранить свою власть, он еще сильнее урезал полномочия других политических институтов — ослабил независимые партии, а из парламента убрали даже намек на дискуссию.
- Распространено мнение, что при нынешнем главе государства никаких политических перемен в стране не будет. Тогда к чему все эти разговоры и мечты о том, чего просто не может быть?
- Я тоже считаю, что
Проблема парламентаризма — это проблема всего общества. И биться над ее разрешением должны все демократические силы: либеральные партии, общественные организации. Выступая на разных трибунах внутри страны и на международной арене, мы пытаемся сформировать у нашего общества иное представление о месте и роли парламента, пытаемся разбудить казахстанцев.
Искусство создавать иллюзии
- Об ущербности нынешнего парламента говорят давно. И уже целый год самое ожидаемое событие — его досрочный роспуск. Ждали в конце прошлого года перед саммитом ОБСЕ, потом перенесли на весну, теперь возлагают надежды на осень. Вы
- Думаю, досрочные выборы будут. Вероятней всего, в сентябре — октябре. Насколько точны такие прогнозы, будет ясно в самое ближайшее время. Если роспуск запланирован, депутаты должны будут принять соответствующее решение до завершения текущей сессии.
- А есть ли смысл при нынешней политической системе его вообще переизбирать?
- Новые выборы Казахстану и обществу не дадут ничего. Сколько ни переизбирай, все одно получится — театр марионеток. Перевыборы, изменения состава, смена названий не дадут качественных преобразований. Для этого нужны полномочия. Тогда парламентаризм станет настоящим явлением в нашей политической жизни.
Сегодняшние выборы нужны не народу, а власти. Для того чтобы очередной раз продемонстрировать Западу свою приверженность демократии. Все помнят, как перед выбором Казахстана на пост председателя ОБСЕ в ноябре 2007 года тогдашний глава МИДа Марат Тажин пообещал либерализацию законодательства о выборах, свободе слова и партиях. Но эти обещания так и не выполнили.
Все это — приемы для успокоения западной общественности, чтобы в очередной раз увернуться от критики и создать иллюзию неких демократических процессов. Поэтому я против досрочных выборов. Пусть они проходят в положенный срок.
- Разве соблюдение сроков
- Периодичность выборных процессов важна в том плане, что это создает определенные ориентиры для общества и политических сил. Когда сроки выборов соблюдаются, граждане и партии могут к ним подготовиться. Почему на апрельских выборах президента у нас не было ни одного реального претендента? Именно поэтому.
От войны компроматов — к реформам
- На Ваш взгляд, противостояние Рахата Алиева и Нурсултана Назарбаева чем закончится?
- Оно уже закончилось. Потому что Алиев, говоря словами Тасмагамбетова, — это «назарбаевский продукт». Ответственность за Алиева лежит на Назарбаеве.
- Это понятно, но война компроматов — к чему она приведет?
- К дальнейшей потери имиджа президента. Рахат Алиев играет сегодня ключевую роль в создании реального портрета главы государства. Но окончательную точку во всей этой войне компроматов поставит общество, которое увидит, что представляет собой наша власть и рано или поздно настоит на реальных политических переменах в стране. В том числе и на досрочных президентских выборах. Не думаю, что Назарбаев будет досиживать свой пятилетний срок до конца. Война компроматов может заставить его уйти, оставив вместо себя преемника. Власть понимает возрастающую общественную потребность в переменах.
- А как Вам другой «назарбаевский продукт» — Тимур Кулибаев?
- Если методы воспитания одни и те же, то они дадут точно такие же результаты.
- Когда можно будет сказать, что парламентаризм в Казахстане есть?
- Тогда, когда депутаты парламента смогут проводить независимые расследования и инициировать процедуру импичмента главы государства. Так, как это мы видим в демократических странах. Когда право законодательной инициативы будет только у парламента, когда принимаемые им законы будут прямого действия, когда правительство будет формироваться парламентом и будет ему подотчетно.
В этом году исполняется десять лет ДВК. В политической программе у нас тогда одним из ключевых было требование расширения полномочий парламента. Эта задача актуальна и по сей день. Двадцать лет мы строили авторитаризм. Пора свернуть с этого опасного пути, пока не поздно.
View post:
Кулибаев Назарбаева отнюдь не спасет