22 июня осужденные нефтяники, их родные, да и прочие граждане, кто не хочет забыть декабрьскую «неприятность», пережили очередной шок. Экс-аким Жанаозена Орак Сарбопеев был оправдан и освобожден в зале суда.
Автор: Вадим БОРЕЙКО
Проследим хронологию этого марлезонского балета, которую я составил, опираясь на открытые источники — сообщения иформагентств, интернет-сайтов и других СМИ.
Марлезонский балет длиной в пять месяцев
В середине января, через месяц после того, как в Жанаозене путем расстрела резко снизили потребительский спрос на достойную зарплату, городничий удалился в отпуск. Но не в дальние пределы, как многие полагали, а всего лишь в Россию, на воды.
25 января генеральный прокурор Асхат Даулбаев сообщил: «По данным следствия, хищения совершались бывшим и действующим акимами города Жанаозен Бабахановым и Сарбопеевым через общественные фонды “Жанашыр” и “Жарылкау”. Нарастанию социальной напряженности и длительной забастовке нефтяников, переросшей в итоге в массовые беспорядки, способствовали незаконные действия должностных лиц местных исполнительных органов и руководителей нефтяных предприятий». Заявление прозвучало в рамках модной нынче презумпции виновности — не только до судебного вердикта, но еще до окончания следствия и даже до предъявления фигуранту обвинений.
27 января Сарбопеева отозвали из Ессентуков. Однако 1 февраля, как было обещано, на работу он не вышел. 5 февраля Орак Куангалиевич получил повестку на допрос в финпол. Там ему, видимо, дали понять, что время плоских шуток кончилось. И 6 февраля его арестовали на два месяца, отстранив от должности акима.
Он обвинялся по трем статьям: “Злоупотребление должностными полномочиями”, “Получение взятки в крупном размере” и “Приготовление к преступлению и покушение на преступление”. Общая сумма растрат, которые инкриминировали акиму, оказалась не круглой, но впечатляющей — 109 миллионов тенге.
Позже, 28 мая, уже после начала суда, но задолго до его окончания, спикер финполиции Мурат Жуманбай расшифровал суть обвинения: «За создание благоприятных условий в виде оплаты работ вне установленного законом порядка он (Сарбопеев. — В.Б.) неоднократно получил от директора ТОО “Озенкурылыс” взятку в размере 6 млн. тенге и 50 тыс. долларов США, а также имущественную выгоду в виде безвозмездного строительства магазина площадью 300 кв. м”.
Сам же процесс над бывшим жанаозенским акимом стартовал 25 мая. Под председательством судьи специализированного межрайонного суда по уголовным делам Мангистауской области Руслана Тасмамбетова. Замечу, с участием присяжных заседателей. Подсудимые нефтяники такой роскоши, как жюри, не дождались.
Когда начались прения сторон, государственный обвинитель Амиргали Жанаев просил признать подсудимого виновным по ст. 311.ч.5 УК РК (получение взятки в особо крупном размере) и назначить ему наказание в виде 13 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. При этом прокурор отказался от обвинения в приготовлении к преступлению и покушение на преступление в связи с недоказанностью.
Оглашение приговора назначили на 4 июня. Но в тот день на другом процессе, над нефтяниками, тоже читали вердикт. Возмущенные родственники закидали судью Аралбая Нагашбаева ботинками, был скандал, и то ли по этой, то ли по другой причине Орак Сарбопеев своей судьбы не узнал.
А 5 июня закрутилась интрига. Сторона обвинения заявила, что адвокаты подсудимого пребывают в сговоре с одним из присяжных. В качестве доказательства были представлены видеозаписи и фотографии. Судья отправил было дело на доследование.
На следующий день, 6 июня, эти материалы были продемонстрированы заинтересованным лицам. Но не прессе, конечно. Защитники экс-акима засомневались в законности проведения видеозаписи. Председательствующий на суде Руслан Тасмамбетов распустил весь состав жюри, однако постановил, что судебное следствие должно быть возобновлено, так как органы дознания по вновь открывшимся обстоятельствам не смогли обеспечить ни свидетелей, ни доказательств. А сам, по некоторым сведениям, слег в больничку на сохранение.
19 июня процесс возобновился с новым составом присяжных и во главе с новым судьей Лесханом Байгуловым. И тут же прервался: не явился один из адвокатов.
А 22 июня, как вы уже знаете, жюри сказало Сарбопееву: «Ты кто такой? Давай, до свиданья!». Иными словами, сочло экс-градоначальника невиновным. Фемида оправдала его вчистую. Из дверей суда он вышел прямо на свободу.
Вопросы без ответа
Я поздравляю Орака Куангалиевича со счастливым избавлением от жестокого рока и судебного троллинга. Тем не менее, вопросы к нему и другим плясунам марлезонского балета остались:
- 1. Почему вину подсудимых нефтяников устанавливали судьи, а Сарбопеева — присяжные заседатели?
- 2. Зачем прокурору, уже после требования назначить бывшему акиму 13 лет лишения свободы, делать заявление о пристрастности одного из присяжных: ведь этим он фактически сломал обвинительный приговор?
- 3. Что было на тех компрометирующих фото и видео?
- 4. Почему Сарбопеев в бытность акимом проигнорировал предупреждения жителей о возможных провокациях на юбилей независимости, высказанных ему 15 декабря?
- 5. Собирается ли он вчинять судебные иски за клевету генпрокурору Асхату Даулбаеву и главе финполиции Рашиду Тусупбекову?
- 6. Не намерены ли, в свою очередь, Даулбаев и Тусупбеков подать рапорта об отставке за то, что еще до решения суда возвели напраслину на невиновного человека, объявив его преступником?
Этот список вы легко можете продолжить сами. Вопросов без ответа в деле Сарбопеева — не меньше, чем в деле Челаха.
Из нефтяников — в акимы
Кстати, я тут нашел биографию Орака Куангалиевича:
Родился 3 декабря 1971 года в поселке Шетпе Мангистауской области.
Окончил в 1994 году КазПТИ им.К.Сатпаева по специальности «разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождении, горный инженер».
Окончил в 2001 году Актауский государственный университет им.Ш.Есенова, экономист.
Проходил в 2006 году стажировку в Eni Agip, Италия.
1994—1997 гг.- оператор ЦДНГ‑3, мастер ЦПРС, ведущий технолог ЦДНГ‑5 НГДУ‑1 ПО “Узеньмунайгаз”.
1997—1999 гг . — начальник участка, начальник ЦДНГ‑5 НГДУ‑1 ПО “Узеньмунайгаз”.
1999 год — ведущий инженер ПТО ОАО “Узеньмунайгаз”.
1999—2000 гг. — начальник ЦППН УПНиПО ОАО “Узеньмунайгаз”.
2000—2002 гг. — главный технический менеджер Группы управления и реализации проекта Всемирного банка по реабилитации Узеньского месторождения.
2002—2004 гг. — главный технический менеджер ОЭПУ ОАО “Узеньмунайгаз”.
2004—2007 гг. — начальник ОЭПУ ПФ “Озенмунайгаз” АО “РД “КазМунайГаз”,
2007—2008 гг. — начальник НГДУ “Кайнармунайгаз” ПФ “Эмбамунайгаз” АО “РД “КазМунайГаз”,
2008—2009 гг. — начальник НГДУ “Жаикмунайгаз” ПФ “Эмбамунайгаз” АО “РД “КазМунайГаз”.
С 20 декабря 2009 года (по февраль 2012 года. — В.Б.) — аким города Жанаозен Мангистауской области.
Знаете, где я отыскал этот curriculum vitae? Нет, не в Википедии. А на сайте общественного фонда «Мунайши» им. Н.А. Марабаева, занимающегося социальной и благотворительной поддержкой нефтяников, — www.munayshy.kz. Председателем его попечительского совета является не кто иной, как Аскар Алтынбекович Кулибаев. Родной отец Тимура Аскаровича Кулибаева.
Original post:
Кто ты такой? Давай, до свиданья!