Западная пресса описывает ход расследования убийства казахстанского бизнесмена Ержана Татишева и дело экс-банкира и оппозиционера Мухтара Аблязова, а также ставит под сомнение качество объектов, возводимых в Туркестане.
«ЗЛОДЕЙ ИЛИ ЖЕРТВА?»
В британской газете Times в статье «Мой убитый отец, его киллер и олигарх в бегах» продолжают развивать тему Мухтара Аблязова, экс-банкира и оппозиционного политика, получившего статус беженца во Франции. В частности, издание подробно исследует ход расследования убийства в декабре 2004 года казахстанского бизнесмена Ержана Татишева, позицию семьи погибшего и связанные с Аблязовым события, происходившее в Европе.
17 лет спустя после того инцидента с Times беседовали члены семьи умершего «банкира-миллионера» Татишева: его брат Еркин Татшиев, «состояние которого Forbes оценивает в 500 миллионов долларов» и сын, 28-летний Алпамыс Татишев.
Брат и сын Татишева, судя по статье Times, единодушны в своей позиции. Как заявляет британская газета, Еркин «в поисках справедливости» для расследования смерти брата задействовал бывших офицеров британской разведки, в частности судмедэкспертов, помогавших ему восстановить происходившее в машине в момент смерти Татишева. «Он [Еркин] хочет, чтобы покатилась голова определенного человека – ранее проживавшего в Лондоне беглеца Мухтара Аблязова, которого казахстанский суд обвинил в том, что он нанял Токмади для убийства Ержана [Татишева] с целью получения контроля над принадлежавшим ему банком и его активами», сообщает Times.
Издание также приводит слова Алпамыса Татишева, заявившего, что он не понимает «как человек, которого в казахстанском суде признали виновным в смерти его отца, мог получить убежище в Европе». Молодой человек, которому в ту пору было 12 лет, заявил также, что «всегда нутром чувствовал: [смерть] не была случайностью».
«Аблязов, которого называют «самым богатым в мире беглецом-мошенником», разыскивается в Казахстане, России и Украине по обвинению в хищении 5 миллиардов долларов (около 3,5 миллиардов фунтов стерлингов) из казахстанского банка. Есть предположение, что федеральный суд Нью-Йорка тоже может открыть против него дело. Британские депутаты хотят, чтобы он был экстрадирован обратно в Великобританию из-за неуважения к решению суда» — описывает ситуацию экс-банкира Times.
При этом издание добавляет, что «по мере роста масштабов дел против Аблязова растет и число его сторонников». «Правозащитные группы борются против его экстрадиции в Казахстан, где ему могут угрожать пытки. Другие неправительственные группы заявили, что он является жертвой широко распространенной кампании дезинформации, которая была сфабрикована казахстанским режимом, поскольку Аблязов стал самым ярым его критиком» — пишет газета.
Описывая биографию Аблязова, издание отмечает его учебу в Москве и студенческую дружбу с Ержаном Татишевым. Во времена перестройки оба вернулись в Казахстан и стали крупными бизнесменами.
В октябре 2001 года Аблязов впервые выступил с критикой властей, обвинив государственный аппарат в коррупции. В ноябре 2001 года с его помощью было создано оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК).
В настоящее время организация с таким же названием, но созданная Аблязовым в 2017 году, объявлена в Казахстане «экстремистской организацией» и запрещена. Люди, которых признают сторонниками этого объединения, массово подвергают преследованию, в том числе уголовному.
По словам Аблязова, его первый арест в марте 2002 года был связан с “оппозиционной деятельностью”. Власти Казахстана, однако, обвинили банкира в «злоупотреблении служебными полномочиями, уклонении от уплаты налогов и присвоении денег». Предполагается, что в это время он передал свои активы в БТА-банке Ержану Татишеву, чтобы избежать их конфискации. После выхода из тюрьмы Аблязов выехал из Казахстана.
19 декабря 2004 года Татишев погиб. После его смерти Аблязов вернулся в страну и занял пост председателя БТА-банка. Азаттык подробно освещал развитие тех событий.
Семья Татишева, его супруга Анар Айтжанова с четырьмя детьми, между тем, выехала сначала в Австрию, а позже перебралась в Лондон, где вдова приобрела роскошную квартиру «за 25 миллионов фунтов стерлингов» в престижном районе британской столицы. Times сообщает, что Алпамыс Татишев окончил частный вуз, а затем «вернулся в Алматы, чтобы продолжить дело отца».
В Лондоне в январе 2009 года оказался и Аблязов: тогда он вновь покинул Казахстан, опасаясь ареста, и получил статус беженца в Великобритании.
Позднее его дело обернулось «крупнейшим в истории делом о банковском мошенничестве», пишет Times: БТА Банк подал иск в Высокий суд Лондона, обвинив Аблязова в «хищении в почти беспрецедентных масштабах».
БТА утверждал, что Аблязов «использовал свое положение для кражи миллиардов долларов, предоставляя некоммерческие займы офшорным компаниям, находящимся под его контролем». Жертвами предполагаемого мошенничества были Royal Bank of Scotland, Barclays и HSBC. Против Аблязова было подано несколько исков в Высокий суд с целью вернуть недостающие 3,5 миллиарда фунтов стерлингов, которые, по утверждениям банка, были «выкачаны» Аблязовым и его соратниками. БТА утверждал, что обвиняемые «скрывали активы через сеть из более чем 300 офшорных компаний», которыми они «управляли» из офиса в лондонском Сити. В Казахстане Аблязова заочно приговорили к 20 годам лишения свободы за хищение денег из банка.
В феврале 2012 года британский судья Тир постановил, что Аблязов «неоднократно совершал серьезные нарушения», и заочно приговорил его к 22 месяцам тюремного заключения за неуважение к суду. В ходе длительных судебных разбирательств Тир описал Аблязова как «лгущего под присягой замечательно и нагло».
Второй судья, лорд-судья Кей, сказал: «Трудно представить участника коммерческого судебного разбирательства, который действовал бы с большим цинизмом, оппортунизмом и коварством по отношению к судебным постановлениям, чем г‑н Аблязов».
Аблязов не явился в суд, чтобы заслушать этот приговор, пишет Times, «потому что двумя днями ранее на автобусе с вокзала Виктория бежал из Великобритании во Францию».
Британия объявила Аблязова в розыск. В Европе для экс-банкира начался «французский этап», который он провел, укрываясь на «роскошных виллах».
Times заявляет, что первый раз его выследили на Лазурном побережье Франции путем наблюдения «за его украинской подругой Еленой Тищенко». В Ницце, на одной из вилл «бывший министр энергетики был замечен в нижнем белье. Он бегал между домами, пытаясь избежать ареста», описывает происходившее Times. В конечном итоге «Аблязов был пойман в его последнем пристанище — доме с шестью спальнями в деревне Муан-Сарту недалеко от Канн – в результате рейда французской полиции».
Как сообщает газета, «в последующие годы его британская империя собственности была распродана, в том числе 100-акровый парк Оклендс в графстве Суррей, владение которым он отрицал. В поместье за 25 миллионов фунтов стерлингов были крытый бассейн, поле для игры в поло и еще четыре коттеджа».
В 2014 году Британия проинформировала Аблязова о намерении лишить его статуса беженца – Дэвид Кэмерон, в ту пору премьер-министр, назвал это дело «камнем преткновения в сближении с Казахстаном». В 2015 году Франция отказалась высылать Аблязова в Россию. Суд посчитал, что «запрос был сделан по политическим мотивам. Правозащитники ООН опасались, что в случае экстрадиции ему могут грозить пытки».
В 2017 году в Казахстане вновь открыли дело об убийстве Татишева. В 2018 году Токмади получил длительный тюремный срок как «исполнитель» убийства, а Аблязова назвали «заказчиком» преступления. Проведенный позже суд заочно приговорил его к пожизненному заключению. Сам он отрицает вину. Как отмечает Times, Аблязов заявлял, что «предполагаемого убийцу вынудили дать показания, а жена Токмади утверждала, что признание ее мужа было получено под пытками».
В июле 2019 года Британия продлила действие ордера на арест Аблязова на два года, а в сентябре 2020 года экс-банкиру был предоставлен статус беженца во Франции.
В своем решении французский суд заявил, что Аблязов «столкнулся с угрозами преследования по политическим мотивам» и «справедливо опасается» преследований в случае возвращения в свою страну из-за своей политической оппозиции. Суд также указал на отсутствие «достоверности» уголовного дела против Аблязова в связи со смертью Ержана Татишева. «Из расследования следует, что признательные показания г‑на Токмади были получены, когда соответствующее лицо находилось под арестом за другие преступные действия», — говорилось в заявлении суда.
Еркин Татишев сказал Times, что «пришел в ужас» от этого решения. Он считает, что Аблязов «манипулировал» системой правосудия и убежден, что «рано или поздно правда восторжествует».
Times также приводит слова депутата британского парламента Дэмиана Коллинза, который регулярно отправляет запросы относительно дела Аблязова. Член британского парламента считает, что «независимо от того обстоятельства, что Франция предоставила ему политическое убежище, Аблязова необходимо вернуть, чтобы он предстал перед британским судом».
«Но пока, когда на его стороне вес всего французского государственного аппарата, Аблязов — свободный человек. Правительство Великобритании и Национальное агентство по борьбе с преступностью хранят молчание относительно его дела, и тайна того, является ли он жертвой или злодеем в этом темном мире олигархов, возможно, никогда не будет раскрыта», — заключает Times.
ЧТО И КАК СТРОЯТ В ТУРКЕСТАНЕ?
На сайте Globalvoices.org в статье «Дешевые материалы поднимают вопросы о новом дорогом градостроительстве в Казахстане» описывают строительство новых объектов в Туркестане, который в конце марта получил статус «духовной столицы Тюркского мира».
Премьер-министр Аскар Мамин открыл «Керуен-сарай» — один из флагманов масштабной стройки в городе — через десять дней после этого объявления. Но менее чем через три месяца после открытия на объекте уже видны первые признаки упадка.
В середине июня в социальных сетях появилось видео, на котором ребенок голыми руками отрывает кусок стены от комплекса. Согласно ролику, стена была сделана из полистирола — типа пенопласта, который обычно используется для упаковки и теплоизоляции зданий.
Чингиз Лепизбаев – менеджер проектов в аффилированной с правительством правозащитной организации, написал в Facebook, что новый комплекс в Туркестане не простоит и двух лет.
Пользователь Ильяс Мынжасаров сравнил план строительства со схемой кражи денег в испанском сериале «Бумажный дом».
С тех пор как Туркестан стал областной столицей 3 года назад, население города выросло со 160 тысяч в 2018 году до 200 тысяч в мае 2021 года. Власти страны и частные инвесторы вложили в его развитие около 1,5 миллиардов долларов США в форме различных проектов – от ледового катка до футуристского театра.
За разработку макета «Керун-сарай» отвечали немецкие архитекторы и дизайнеры. Только на строительство водных путей «Керуен-сарая» инвесторы потратили 87 миллиардов тенге (около 203 миллионов долларов США): Turkistan Silk Way Harbour инвестировал 47 миллиардов тенге (около 110 миллионов долларов США), а Банк развития Казахстана предоставил кредит на дополнительные 40 миллиардов тенге (93 миллиона долларов США).
Строительный проект был создан компанией Turkistan Silk Way Harbour LLP, принадлежащей двум инвесторам: Казахстанскому фонду инвестиционного развития (KIDF) и FTG Development — турецкой компании по недвижимости. Азаттык писал о его тесных связях с экс-президентом страны Нурсултаном Назарбаевым.
Расследование: кто и почему получает самые дорогие строительные контракты в Казахстане?
KIDF принадлежит Минфину и инвестировала около миллиарда долларов США в проекты за пределами добывающего сектора.
FTG является давним партнером Казахстана, она получила множество крупнейших строительных контрактов в стране. Азаттык писал о тесных связях владельца этой компании с экс-президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Туркестан уже оказывался в эпицентре скандала в мае этого года. Тогда город посетил Назарбаев, при этом туристы сообщали, что их заперли в отелях и не позволяли покидать номера.
«Чисто для Нурсултана Абишевича». Экс-президент посетил Туркестан, туристов заперли в отелях (12 мая 2021 года)
Новый «скандал разгорелся всего через неделю после назначения нового мэра города. Нурбол Турашбеков, долгое время проработавший в областных кадастровых управлениях, сменил Рашида Аюпова, который стал мэром Туркестана, когда тот получил статус областной столицы», — пишет Globalvoices.org.
Горожане возмущены и встревожены тем, что такая сумма обернулась некачественным строительством и материалами, сообщает ресурс.
В ответ на критику аким Туркестанской области Умирзак Шукеев отмел все обвинения как «раздуты» и отметил, что «в современном миру все сделано из пластика».
«По мере того, как девелоперы и предприятия стекаются в Туркестан, чтобы воспользоваться возможностью безналоговых инвестиций, жители и туристы продолжают задаваться вопросом, будет ли этот бум таким же хрупким, как стены из пенопласта в «Керуен-сарае», — пишет Globalvoices.org.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»