Эпоха правления президента Нурсултана Назарбаева в Казахстане постепенно катится к своему закату. Это, конечно, не говорит о том, что в скором времени страну обязательно ждут смутные времена и кровавые перемены. Вполне возможно, что президенту удастся создать реальный механизм преемственной передачи власти, которая пройдет бескровно и относительно безболезненно, однако, для этого необходимо уже сегодня проводить систематическую работу по сохранению баланса внутри элит.
Автор: Самат ЕРЖАНУЛЫ
К сожалению, с каждым днем удерживать ситуацию под контролем становится все более сложно, а близкая смена власти провоцирует наиболее амбициозные элитные «связки» на войну за управление страной и новый передел сфер влияния в Казахстане.
Операция «Преемник»
Так уж получилось, что самым главным гарантом стабильности в стране являлся и является лично президент Назарбаев. В этом ему помогают несколько влиятельных политиков, не принадлежащих к какой-либо из элитных группировок, лично преданных главе государства. Однако, формула «Президент = стабильность» имеет много слабых мест, которые пытаются использовать в своих целях те, кто рассчитывает в грядущую эпоху перемен захватить и сосредоточить власть в своих руках.
Для реализации поставленной задачи группировки используют различные средства и методы. Кто-то пытается перманентно будировать тему преемственности власти (персональной или институциональной), кто-то занимается социальными провокациями, кто-то попросту уничтожает и дискредитирует своих потенциальных соперников самыми различными методами. В итоге на сегодняшний день сложилась ситуация, когда внутриэлитная грызня вошла в категорию «Все против всех».
Вопросы и рассуждения о возможном преемнике президента можно слышать последние пять лет. Безусловно, поднимаемые элитами в подконтрольных им СМИ вопросы подобного характера направлены не только на то, чтобы искусственно создавать имидж того или иного потенциального преемника, но и с целью давления на самого президента и, в конечном счете, подталкивают Назарбаева к ускорению процесса передачи власти. И вот здесь начинается самое интересное — серьезные игроки фактически играют ва-банк, продвигая на пост нового главы государства подконтрольного или аффилированнгого с ними человека.
К примеру, 2011 год ознаменовался активным политическим пиаром среднего зятя президента Тимура Кулибаева, который доселе старался держаться в стороне от политических игрищ. Кулибаев предстал не только как сильный менеджер и ярый приверженец курса Назарбаева, но и как спортивный функционер, патриот и т.д. Все это длилось до того момента, как кто-то невидимый «подрезал» ему жилы Жанаозенем и вбросом серьезного компромата в прессу.
В настоящее время, после пятилетнего перерыва идет активная раскрутка, как одного из вероятных преемников президента, его старшей дочери Дариги Назарбаевой. Работая в связке с набирающими силу братьями Нигматуллиными и реанимировав свои кадровые и информационные ресурсы, старшая дочь президента вновь выходит на авансцену. Существует мнение, что к этому проекту имеет отношение бывший супруг Дариги Рахат Алиев для которого восхождение экс-супруги на престол будет иметь судьбоносное значение.
Несмотря на подобные пиар-выплески со стороны некоторых элит, сегодняшнее положение дел внутри Казахстана говорит о том, что в нашей стране пока не придумано лучшего средства, чем старый добрый черный пиар.
Банька по-черному
Более искушенные политические игроки предпочитают тактику дискредитации своих оппонентов. И если раньше это ограничивалось сливом компромата и созданием негативного образа в прессе, то сегодня спектр применяемых средств существенно расширился. Пожалуй, это есть самый действенный метод по выбиванию своих противников и потенциальных конкурентов в борьбе за власть.
Одной из наиболее серьезных группировок в Казахстане считается тандем руководителя Администрации Президента Аслана Мусина и премьер-министра Казахстана Карима Масимова. В одной из недавних публикаций на интернет-портале «Республика», ее автор утверждает, что Мусин является фактическим хозяином страны — ему и его политическому напарнику Масимову подконтрольны практически все важнейшие государственные институты. При некоторой одиозности выводов автора, тяжело не согласиться с тем, что влияние данного тандема фактически безгранично — причем влияние как на ситуацию в стране, так и на президента Казахстана.
Логично будет предположить, что имея в своем распоряжении безграничные финансовые ресурсы и масштабную прессу внутри страны, пользуясь определенной степенью доверия президента, Мусин готовит фундамент для того, чтобы окончательно утвердиться в роли «серого кардинала». Для того, чтобы доказать свою необходимость президенту, он и его люди, возможно, создают некоторые проблемные ситуации — и сами же их решают. В настоящее время, вышеназванная группировка, вероятно, наиболее мощная и амбициозная, имеющая далеко идущие планы. Однако, для того, чтобы окончательно утвердить свою власть в стране им необходимо преодолеть последний серьезный рубеж — и это далеко не президент Назарбаев.
Битва за Комитет
Возглавляемый ближайшим сподвижником президента Нуртаем Абыкаевым Комитет национальной безопасности является тем рубежом, который стоит перед вышеобозначенным тандемом. Дело не только в серьезности структуры, но и в личности самого Абыкаева — человека близкого президенту, но не принадлежащего ни к одной из элитных группировок. Мусин и Масимов прекрасно осознают, что контроль над Комитетом будет означать полную и окончательную их победу. И хотя самого Абыкаева им «утопить» вряд ли удастся, это будет уже не столь важно.
Самая последняя фишка, которая озвучивается в отечественной прессе — расформирование КНБ. Параллельно идет информационное давление на Абыкаева — подконтрольные СМИ, используя все имеющиеся средства, «мочат» главу Комитета. А тотальность начавшейся против него войны определяют события последнего времени — события (или провокации — кому как удобнее), за которые несут ответственность как другие политические конкуренты тандема, так и, в первую очередь, Нуртай Абыкаев. Кроме всего прочего, провокации эти призваны дестабилизировать ситуацию в стране, чтобы быстрее спровоцировать перемены, в эпоху которых мудрец не пожелал бы жить никому, но которых так жаждут некоторые…
В первую очередь, хотелось бы вспомнить прошлый год, в течение которого в раннее считавшемся островком стабильности Казахстане, произошло 11 терактов, некоторые из которых были осуществлены смертниками. После этого страну продолжало лихорадить — следующим ударом стали массовые беспорядки в Жанаозене и на станции Шетпе. Социальные конфликты показали свою эффективность — эхом жанаозеньских событий громыхнули забастовки на «Казахмысе» в Жезказгане и «Казахалтыне» в Акмолинской области, их примеру обещают последовать рабочие «АрселорМиттал Темиртау». Используя рабочие стачки, некоторые политические силы пытаются и будут пытаться провоцировать массовые беспорядки.
Уничтожение всего личного состава заставы «Арканкерген» — возможно, новый виток в серии провокаций. Сегодня это преступление пытаются повесить на единственного выжившего — рядового Владислава Челаха. Но слишком все странно в этом деле, да и в случае, если вина солдата будет доказана, может быть разыграна и национальная карта — Владислав был единственным русским на заставе…
Дальнейшие события доказывают, что все вышеперечисленное — звенья одной цепи. Буквально на днях «армейская» карта вновь была кем-то разыграна. 18 июня одиннадцать военнослужащих срочной службы пограничной заставы «Терсайрык» Зайсанского пограничного отряда самовольно покинули часть. Где они — пока неизвестно. Для такой маленькой страны как Казахстан — слишком много совпадений. Очевидно, что идет серьезная дискредитация действующей власти — президента Назарбаева и близких ему людей.
Сегодня ситуация такова, что непонятно, действительно ли в стране нестабильность или она создана искусственно. Как бы то ни было, страдают от этого рядовые казахстанцы, которых ведут на заклание в угоду чьим-то политическим амбициям.
Нужны жесткие меры
Следующим шагом по расшатыванию ситуации в государстве, может быть все, что угодно. Массовые выступления рабочих, прецеденты с военнослужащими, террористические акты — все это уже было опробовано. Но не исключено, что это всего-навсего разведка боем. В любой момент из рукава может быть извлечен нужный туз, а таковых у провокаторов множество. Один из самых опасных и действенных из них — угроза религиозного экстремизма. И здесь внутри самого КНБ есть дестабилизирующий фактор. Тандем Кайрат Сатыбалды — Самат Абиш, по слухам, связанный с религиозным экстремизмом, «убрал» своих конкурентов-суфиев, «закрыв» их лидеров на долгие сроки. Теперь ваххабиты — фактически монополисты в религиозном секторе. Каждую минуту следует ждать вспышек религиозного экстремизма — завтра это могут быть акты террористов-смертников, массовые акции неповиновения, стрельба, кровь и беспорядки. А ситуацией опять воспользуются самые проворные и опытные…
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что сегодня войну за власть ведут люди, способные на все. Если они при жизни и правлении Лидера нации делают все возможное для уничтожения того, что он создавал 20 лет, то взяв власть в свои руки, его сегодняшние «подпевалы» будут первыми, кто подвергнет его обструкции, обвинит во всем, устроит травлю его близких.
Сегодня власти жизненно необходимо взять ситуацию в свои руки и с максимальной жесткостью не только навести порядок внутри элиты, но и ликвидировать все потенциальные очаги угроз для сохранения мира и стабильности в стране. В противном случае, реализованные планы провокаторов будут иметь чудовищные и необратимые последствия — вплоть до потери суверенитета.
More:
Кто и зачем дестабилизирует ситуацию в Казахстане?