Две политические партии Кыргызстана, чьи депутаты представлены в Жогорку Кенеш, – «Республика» и «Ата Журт» («Отечество»), на учредительном съезде приняли решение о слиянии под новым брендом «Республика Ата-Журт».
У этих политических сил в последние годы были как взлеты, так и падения. Например, националистическая партия «Ата Журт», руководит которой Камчибек Ташиев, победила конкурентов на парламентских выборах в 2010 году и набрала 8,47% голосов избирателей.
Но воспользоваться своей победой так не смогла, и партией власти в стране считается СДПК (социал-демократы), хотя они и пришли вторыми на парламентских выборах.
Нельзя сказать, что партия «Ата Журт» была на обочине, она входила в правящую коалицию, ее представитель был даже спикером Жогорку Кенеш. Но в последние годы «атажуровцы» прочно сели на оппозиционного конька, а некоторые даже в тюрьму — за «попытку захвата власти». Правда, пробыли там недолго.
У «Республики» был взлет, когда молодой лидер партии Омурбек Бабанов возглавлял правительство страны (с декабря 2011 года по сентябрь 2012 года), но был вынужден уйти из-за подозрений в коррупционных действиях. Парламентарии обвинили Бабанова в получении взятки от турецких бизнесменов в виде скакуна элитной породы, а его статусные соратники спешно покинули «Республику».
Впрочем, все это дела давно минувших дней, а сейчас политические партии Кыргызстана начинают предвыборные маневры в преддверии парламентской избирательной кампании, которая пройдет в следующем году.
Но почему решили объединиться оппозиционные партии? Электорат партии «Ата Журт» — это юг Кыргызстана, а у «Республики» избиратель проживает на севере страны. Лидер парламентской фракции «Республики» Максат Сабиров пояснил: «Главная причина, по которой мы хотим объединиться, это чтобы не было разделения на север и юг, мы хотим объединить народ, людей».
Однако это желание, пусть и похвальное, конечно, не гарантирует успешный результат на выборах. Почему? Не секрет, что за «Республику» голосовали умеренные либералы, которые недолюбливают национал-патриотов, собравшихся под знаменами «Ата Журт». То есть, сегодня многие задаются вопросом о том, удастся ли Бабанову и Ташиеву впрячь в одну телегу коня и трепетную лань.
Кстати, есть версия, что новая партия займется весьма умеренной критикой власти в обмен на снятие судимости у лидера «Ата Журта» Камчибека Ташиева за ту самую попытку «госпереворота», иначе он не сможет пройти в парламент.
Например, такой версии придерживается известный депутат Равшан Жээнбеков, который в феврале этого года возглавил новое оппозиционное движение под условным названием «Противостояние президентской власти». По его мнению, слияние двух партий — это провластный проект, попытка создать фальшивую оппозицию.
«Сейчас головной болью для власти является юг страны, поскольку там электорат настроен более оппозиционно. Чтобы не допустить радикализации, власть, создавая управляемую оппозицию, разрушает монолитность южного электората», — полагает парламентарий.
И это интересный момент — как поведет себя новая партия: станет ли разыгрывать тему отсутствия газа для населения на юге страны, дефицита электроэнергии, роста цен на ГСМ и уголь или напротив, попытается сгладить конфликты?
Не секрет, что президент Алмазбек Атамбаев не слишком доволен разношерстным парламентом, который то и дело выкидывает коленца и разваливает правящую парламентскую коалицию. Поэтому, вероятно, уже сейчас продумываются схемы, как получить в Жогорку Кенеш социал-демократическое большинство и договорную оппозиционную партию.
Эксперты полагают, что совсем не случайно на съезде новой партии Омурбек Бабанов акцентировал внимание на конституционной реформе, так как «существующая система себя изжила», но виноват в этом не президент, который «один работает», а вмешательство депутатов в деятельность правительства республики. Поэтому, по словам Бабанова, необходимо менять систему управления и выбрать одну форму государственного устройства — президентскую или парламентскую.
«Тот, кто принимает решения, должен отвечать. У сегодняшней системы нет будущего. Нам нужно решить, что нам нужно — президентская или парламентская форма правления. Если мы хотим президентскую форму правления, то должны выбрать американскую формулу, президент будет принимать решения и за все отвечать, премьер-министра не будет. Если мы хотим парламентскую форму правления, то должны пойти по германской формуле, когда все решения принимает премьер-министр, он и отвечает за все, а у президента нет прав», — отметил Бабанов на учредительном съезде партии.
Действительно, это неплохой вариант для Алмазбека Атамбаева — смещение центра власти от ответственности от президента к премьер-министру к концу его президентского срока. Но чтобы провести эти изменения, необходимо большинство в парламенте, которое поддержит поправки в основной закон страны.