Как власть намерена провести «государственную революцию»
Президент Назарбаев помнит, что совсем недавно он подписал с Евросоюзом соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Акорда желает стать членом ВТО в течение ближайших нескольких месяцев. Елбасы опасается, что ему придется от имени Казахстана дать оценку действиям российского президента Путина в Украине в контексте партнерства по ЕАЭС. Наряду с этими и другими появившимися обязательствами глава Казахстана решился на ряд «революционных» шагов.
«Нурлы жол» и выборы, как шанс на спасение
Предвосхищая тяжелые времена, Акорда тем не менее не откладывает задуманного и готовится к децентрализации, экономической либерализации и даже, если верить информации источников, собирается демократизировать традиционно несвободные сферы – исполнительную и судебную власти, СМИ. И, как стало известно нашему изданию, решение о проведении досрочных парламентских выборов в марте будущего года, уже принято в Акорде. Похоже, план Блэра, о котором рассказывало наше издание, наконец-то, дождался своего часа. Плюс понимая, насколько важно именно сейчас обеспечить население рабочими местами, Назарбаев обещает улучшать инфраструктуру – построить дороги, дешевое жилье. Для этого из Национального фонда выделяются большие деньги. Чтобы исключить неэффективное использование средств фонда, елбасы усиливает свою жандармерию и партийный надзор. На недавней встрече с генпрокурором Даулбаевым и председателем Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кожамжаровым он заявил, что «мы вправе требовать, чтобы чиновники соблюдали законодательство, подавая пример честной деятельности.
Это особенно актуально сейчас, когда в стране разворачивается масштабная работа по реализации новой экономической политики «Нурлы жол», в рамках которой будут вложены большие государственные средства». Почему власти намерены на этот раз всерьез взяться за борьбу с хищениями народных средств? Ответ – ниже.
Посчитают каждый юань
Казахстан, как известно, перед китайскими партнерами имеет большие финансовые обязательства, которые выражаются в миллиардах кредитных долларов, инвестированных в нашу экономику. Китайские партнеры, опираясь на свое право инвестора, выдвигают четкие требования, среди которых есть и пункт, касающийся допуска китайской стороны к процессам контроля над расходованием средств, конечно, совместно с казахстанскими госорганами. Президент Назарбаев спешит об этом всех предупредить, а заодно и убедить китайских партнеров, что каждый вложенный юань будет под контролем. И чтобы заранее отбить привычку к безудержному «распилу» бюджетных средств особенно в рамках таких программ, как «Шелковый путь» и «Нурлы жол», власти Казахстана готовы допустить китайских специалистов к процессам по контролю над реализацией крупного инфраструктурного проекта. Проще говоря, по наводкам китайских специалистов наши органы будут вести легализованный Акордой отстрел охочих до чужих денег чиновников.
Казахстан – альтернатива России
Помимо охраны и прозрачного распределения денег Нацфонда, центральное место в реформах занимает реализация задачи по разгосударствлению ряда компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына». Американская газета Financial Times привела данные, что в казахстанском фонде, управляющем четвертью объема средств от всех инвестиций в экономику Казахстана, занято около 350 тысяч человек. Зачастую чиновники фонда оказываются в центре критики из-за бюрократии, раздутых штатов и коррупции. Теперь Акорда ставит задачу продать половину из 600 компаний, которыми владеет фонд. Кстати, многие санатории, здания и территории дошкольных учреждений уже проданы. Скоро продадут и государственную энергетическую компанию KEGOC. В интервью в прессе исполнительный директор фонда Умирзак Шукеев еще раз подчеркнул, как важно для Казахстана наличие частных инвесторов.
Экономические реформы по разгосударствлению активов помимо прямых задач решают еще одну, не менее важную – политическую. Определенная часть получит компенсацию за отсутствие реальных свобод в стране. В Акорде давно научились распознавать сигналы, которые поступают с другого континента. Недавно американское НПО Human Rights Watch составило рейтинг несвободных стран бывшего постсоветского пространства. По данным организации, прибалтийские республики практически все считаются свободными или почти свободными, даже Кыргызстан признан страной частично свободной, когда Россия и Казахстан были включены в список несвободных стран. Эффект рейтинга был усилен его популяризацией американским каналом CNN, что на языке высокой дипломатии означает «примите меры».
Недавно представитель США, глава делегации Америки при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Дж. Брайан Этвуд на заседании, посвященном вопросам свободы мирных собраний, выразил обеспокоенность. Представитель ОБСЕ недоволен, что в Казахстане предусмотрена уголовная ответственность за проведение без официального разрешения публичных мероприятий. В настоящее время в Казахстане под страхом уголовного преследования запрещено формировать финансовые фонды или даже просто участвовать в незарегистрированных общественных объединениях, в том числе политических и религиозных. Лидерство в таких объединениях считается отягчающим обстоятельством.
Одновременно европейские партнеры демонстрируют уверенность, что правительство Казахстана «способно многое сделать, чтобы добиться расположения инвесторов даже на фоне страшных последствий кризиса в Украине».
В частности, глава Европейского банка реконструкции и развития Джанет Хекман недавно сообщила, что компании, которые ранее запланировали инвестиции в России, в настоящее время обращают внимание на условия в Казахстане. По ее словам, «некоторые реальные инвесторы рассматривают Казахстан в качестве альтернативы России». Подобное доверие, да и экономические выгоды, налагают на Казахстан определенные обязательства. Вплоть до учета персональных качеств некоторых ключевых фигур в мировой политике.
США опасаются ядерного и несвободного Казахстана
На протяжении многих лет Соединенные Штаты были вовлечены в широкий набор совместных мероприятий по повышению ядерной безопасности Казахстана. Американские партнеры заняты в запуске учебного центра по ядерной безопасности (NSTC) для изучения потенциала всех ядерных объектов в Казахстане. Поддержка Министерства энергетики США включает в себя строительство и оснащение центра, а также разработку учебных программ, другого информационного материала, подготовку бухгалтерских специалистов. До конца 2015 года центр должен заработать. Американские специалисты будут также задействованы в направлении пресечения контрабанды ядерных материалов.
Совместно с Комитетом таможенного контроля РК Министерство энергетики США собирается установить в портах, аэропортах, пограничных пунктах оборудование радиационного контроля. Недавно была завершена установка систем обнаружения радиоактивных материалов на двадцати девяти участках. Данные будут стекаться в штаб-квартиру в казахстанском таможенном комитете в Астане.
Соединенные Штаты работают с Казахстаном, чтобы завершить перевозку 10 тонн высокообогащенного урана и трех метрических тонн плутония. Этого объема материала достаточно, чтобы условно произвести 775 ядерных боеголовок. Материал на время утилизации будет храниться на объекте в северо-восточной части страны.
ADAM dar