Вряд ли четыре года тому назад даже в самых смелых прогнозах кто-нибудь мог предположить, что сегодня продажа национализированных тогда государством банков будет возложена на того же человека, с подачи которого их экспроприировали у прежних собственников-«частников».
Автор: Николай АРХИПОВ
С одной стороны, можно предположить, что у хозяина Астаны наличествует хорошее чувство юмора, и поэтому глава государства просто дает возможность окончательно расшибить лоб одному из тех чиновников, которые активно заверяли его зимой 2009 года в том, что национализация ведущих банков пройдет гладко, как и последующая их продажа стратегическим инвесторам.
С другой стороны, нельзя исключить того, что сейчас просто нет других желающих взяться за руководство «БТА Банком», истощенным двумя реструктуризациями, и уж тем более за его продажу вместе с «Альянс Банком» и «Темiрбанком».
И, наконец, вполне возможно, что экс-глава АФН Елена Бахмутова, как это произошло четыре года тому назад, вновь сыграет сугубо техническую роль теперь уже и в продаже этих банков определенным Акордой инвесторам с тем, чтобы весь процесс выглядел внешне весьма пристойно.
В БТА «окопалось» дамское трио
Как бы то ни было, решением состоявшегося на днях годового общего собрания акционеров «БТА Банка» г‑жа Бахмутова была избрана в его совет директоров, а в прошлую пятницу на первом заседании этой руководящей структуры в обновленном составе она заняла кресло председателя совета, которое освободил Анвар Сайденов.
В качестве свежих сил от ФНБ «Самрук-Казына» ей приданы в роли представителей госхолдинга Мира Кошкимбаева, еще недавно возглавлявшая Delta Bank после вхождения в его капитал Галимжана Есенова, племянника алматинского акима Ахметжана Есимова, а до этого делавшая карьеру в «Евразийском банке», АО «Международный аэропорт Алматы», «Казахстанкаспийшельф» и Wealth Capital, и Райхан Имамбаева, вошедшая недавно в совет директоров «Темiрбанка».
Четвертым представителем ФНБ в совете выступает Ерик Балапанов, возглавляющий правление «БТА Банка». Кроме этого квартета, на собрании акционеров были избраны еще два независимых директора — Юрий Войцеховский и Константин Корищенко. Напомним читателям, что за несколько дней до собрания состав совета покинули кроме г‑на Сайденова еще и Сергей Бабаян с Яцеком Бжезински, представлявшие интересы кредиторов, а также независимый директор Илкка Салонен.
Кроме того, на годовом общем собрании акционеров «БТА Банка» были утверждены новые редакции его устава, кодекса корпоративного управления, положения о совете директоров, правила установления его членам размера вознаграждений, условий выплаты и возмещения расходов. Аудиторской организацией для аудита отчетности за прошлый год определено ТОО «Эрнст энд Янг», а пока утверждена консолидированная годовая финансовая отчетность лишь за 2011 год.
Также была принята к сведению информация о невозможности пополнения резервного капитала банка в связи с отсутствием у него чистого дохода за 2011 год, по этой же причине не распределялся чистый доход и не выплачивались дивиденды по простым акциям. Примечательно, что при этом члены правления и совета директоров свое вознаграждение за исполнение обязанностей получили!
И, наконец, акционеры утвердили изменения и дополнения в правила выкупа размещенных акций банка, утвержденные еще в феврале 2007 года.
Отныне у ФНБ «Самрук-Казына» как ключевого владельца банка полностью развязаны руки, так как кредиторы последнего больше не могут участвовать в принятии решений на собраниях акционеров и заседаниях совета директоров, а соглашения с ними, заключенные в рамках первой реструктуризации долгов «БТА Банка», больше не учитываются в его корпоративных документах.
Тяжба еще не закончена
С другой стороны, теперь полностью свободны руки и у тех кредиторов «БТА Банка», которые все еще добиваются возврата потерянных ими средств. Напомним читателям, что на страницах нашей газеты уже освещалась тема судебного иска, поданного в США кредиторами «БТА Банка» против ФНБ «Самрук-Казына», который не имеет там судебной защиты, предоставленной его «дочке».
Истцами выступают компании Atlantica Holdings Inc., Baltica Investment Holding Inc., Blu Funds, Inc., а также три физических лица — Алан и Энтони Киблиски, Жак Гликсберг. Их интересы в суде представляет компания Cohen & Gresser LLP.
Предмет обвинения указан в иске как «15 U. S. C. §§ 87 а, 770 — Securities fraud and control person liability» и означает отсылку к соответствующим положениям гражданского законодательства США (Civil Statute), предусматривающим ответственность за мошенничество с ценными бумагами наряду с ответственностью аффилированного лица.
С избранием г‑жи Бахмутовой председателем совета директоров «БТА Банка» позиции истцов явно усилились, так как в отличие от г‑на Сайденова она занимает с прошлого года еще и руководящий пост в ФНБ «Самрук-Казына» в качестве зампреда правления. А истцы обвиняют госхолдинг не только в ложных и вводящих в заблуждение шагах, сделанных в 2011 году, когда ранг г‑жи Бахмутовой в ФНБ был ниже (она руководила дочерним ТОО «Самрук-Казына Финанс»), но и в отсутствии должного контроля за действиями «БТА Банка» по отношению к кредиторам в прошлом году.
Дело в том, что некоторыми из истцов были приобретены дополнительные субординированные облигации должника в первом квартале прошлого года. «Эти приобретения, — указывается в иске, — были основаны на оценке представленного БТА балансового отчета и другой финансовой информации, а также анализе стоимости субординированных облигаций в случае проведения второй реструктуризации или ликвидации». Однако «в течение этого периода БТА Банк искажал существенную финансовую информацию, предоставляемую истцам и другим инвесторам, а также потенциальным инвесторам».
ФНБ «Самрук-Казына» контролировал к тому моменту подавляющее большинство (по меньшей мере 75%) находившихся в обращении обыкновенных акций банка, что дало возможность истцам утверждать: «Ответчик во все существенные периоды времени имел возможность направлять и контролировать деятельность БТА Банка».
В принципе, так оно и было, причем г‑жа Бахмутова вряд ли сможет доказать американскому правосудию, что она и ее коллеги по ФНБ «Самрук-Казына» и ТОО «Самрук-Казына Финанс» не имели прямого отношения к управлению «БТА Банком».
Как указывается в иске, «ответчик принимал участие в обсуждении и принятии условий Реструктуризации 2010 года, и поэтому ему была известна информация, которую БТА Банк сообщил держателям долга и впоследствии тем, кто приобрел ценные бумаги, выпущенные в рамках Размещения в соответствии с Правилом 144 А.
Ответчик также контролировал БТА Банк в 2012 года в период реструктуризации 2012 года и представления БТА Банком ложных и вводящих в заблуждение заявлений и/или совершения опущений, касающихся воздействия размещения Облигаций на восстановление на общие обязательства БТА Банка».
Был, с точки зрения истцов, и корыстный умысел ФНБ «Самрук-Казына» в таких действиях: «Ответчик был заинтересован в увеличении возврата по собственным средствам в связи с Реструктуризацией 2010 года и в период после ее проведения посредством согласования и принятия соответствующих условий реструктуризации, которые представлялись справедливыми кредиторам БТА Банка и потенциальным инвесторам, но в действительности скрыл, что ответчику будут производится процентные платежи по чрезвычайно высокой ставке после проведения Реструктуризации 2010 года, в частности, в рамках Обмена с негативным балансом.
Опущение информации об Обмене с негативным балансом в Информационном меморандуме повысило вероятность того, что кредиторы утвердят Реструктуризацию 2010 года, и что потенциальные инвесторов, в том числе Истцы, приобретут субординированные облигаций, обеспечив постоянный приток средств из БТА Банка ответчику».
Грустные выводы
Публикация Нацбанком очередного отчета о финансовой стабильности Казахстана (ОФСК) — за прошлый год — прошла практически незамеченной, что неудивительно на фоне последних заявлений Акорды и вызванных ими потрясений в этой сфере.
Напомним читателям, что ОФСК готовится Нацбанком на ежегодной основе с 2006 года, и с тех пор, похоже, до финансовой стабильности казахстанским властям так и не удалось ощутимо продвинуться!
Дело в том, что последняя определяется как «отсутствие диспропорций в экономике, которые могут привести к последующей негативной коррекции финансовых рынков, возникновению системного кризиса и неспособности финансовых институтов обеспечивать функционирование финансовой системы, а также поддерживать деловую активность реального сектора экономики». Налицо же совсем другая ситуация.
В качестве свежего аргумента в пользу нестабильности можно указать, к примеру, на последнее решение Акорды лишить частные НПФ их основного бизнеса путем объединения пенсионных накоплений казахстанцев в едином государственном фонде, коим станет ГНПФ. Заодно признана и неспособность Нацбанка обеспечивать функционирование этого сегмента финансовой системы, раз уж контроль над ГНПФ перейдет теперь к правительству.
По структуре 70-страничный ОФСК включает три раздела: «Основные выводы», «Макроэкономическая и финансовая конъюнктура», «Риски институтов финансового посредничества» и приложения.
В первом из них указывается, что «основной вклад в экономический рост страны продолжает обеспечивать увеличение внутреннего потребления домашних хозяйств», тогда как «роль инвестиций в основной капитал не такая существенная, что ограничивает потенциал повышения реального ВВП». При этом сформированный ранее запас недооцененности казахстанской валюты к валютам стран — основных торговых партнеров уже исчерпан.
Другая проблема — необходимость поддержания государственных расходов за счет увеличения трансферта из Национального фонда для компенсации выпадающих налоговых поступлений. Авторы ОФСК полагают, что такая зависимость бюджета от Нацфонда «будет иметь долгосрочный характер, а в дальнейшем потребуется больше времени и усилий по снижению ненефтяного дефицита бюджета и реализации заложенного в фискальную систему принципа контрцикличности».
Признают в ОФСК и сложности с кредитованием экономики банковским сектором. При сохранении высокого спроса на кредитные ресурсы и растущем предложении со стороны средних банков, в том числе с иностранным участием, крупные банки «стараются ограничить дополнительные потери и, соответственно, акцентированы на поддержке накопленного в период бума ссудного портфеля кредитов, в частности, сектору строительства и услуг».
Иными словами, ведущие участники рынка сегодня тормозят экономическое развитие страны, получая взамен практически неограниченную поддержку со стороны правительства, Нацбанка и ФНБ «Самрук-Казына»!
Конечно, Акорде было бы проще покончить с мучениями гигантов, но, по всей видимости, власти уповают на то, что крупные банки постепенно вымрут сами — ведь их доля на рынке за последние 5 лет уменьшилась на 13%. С другой стороны, Нацбанк принял меры по ограничению возможностей использования гарантий «материнских» иностранных банков для снижения кредитных рисков их «дочек», работающих в Казахстане, что позволило снизить остроту конкуренции с их стороны.
Довольно жестко оценивается в ОФСК вмешательство государства в деятельность банковского сектора: «Государственные программы финансовой поддержки при этом не должны искажать параметры рынка фондирования, или рассматриваться как инструмент восстановления утраченных в период кризиса конкурентных позиций и дестимулировать банки к привлечению фондирования, в том числе с внешних рынков капитала, на рыночных принципах».
В качестве достигнутого позитива в первом разделе ОФСК указывается на улучшение способности банковской системы абсорбировать негативные шоки для кредитного портфеля. Снизилась также потребность в дополнительной капитализации банков по результатам стресс-тестов по сравнению с оценкой предыдущего ОФСК. Более того, в Нацбанке призывают сейчас стимулировать рост банковского «аппетита к риску» при одновременном улучшении качественной структуры их балансов.
Изложение основных положений других разделов ОФСК мы продолжим в следующих публикациях.
Греф не прав?
Поскольку г‑жа Бахмутова и «БТА Банк» стали основными ньюс-мейкерами последних дней в банковском секторе, то и обзор текущих его новостей начнем с них же. Так, Бахмутовой пришлось ответить со страниц газеты «Время» на претензии к ФНБ «Самрук-Казына» со стороны главы «Сбербанка России» Германа Грефа, высказанные им в письме первому вице-премьеру соседней страны Игорю Шувалову.
Напомним читателям, что ФНБ отныне отдает предпочтение при размещении депозитов своих дочерних компаний казахстанским банкам. Со слов г‑жи Бахмутовой, на встречах с представителями «дочек» инобанков им были даны разъяснения о сути новых правил управления финансами госхолдинга, которые, кстати, не были опубликованы в СМИ, так как в госхолдинге считают необходимым доводить свои корпоративные стандарты только для своих «дочек».
Она подтвердила, что лимиты по работе с банками-контрагентами уже установлены. При этом в последний раз соответствующие «Правила установления лимитов по балансовым и внебалансовым обязательствам на банки-контрагенты» были пересмотрены и одобрены советом директоров ФНБ в конце октября прошлого года. А в декабре совет дал добро и другому документу — «Единой политике по управлению деньгами АО «ФНБ «Самрук-Казына» и юридических лиц, все голосующие акции которых принадлежат АО «ФНБ «Самрук-Казына».
В пределах установленных лимитов «дочки» госхолдинга вправе принимать решение по выбору банков, а ограничения коснулись всех банков-контрагентов без исключения. Основой для выбора контрагента стали рейтинги и другая публично распространяемая информация о его финансовом положении. Для банков-нерезидентов нижняя планка рейтинга установлена на уровне «ВВВ», а для казахстанских банков — «В».
«БТА Банк» в свою очередь уведомил о новых шагах по оптимизации своей организационной структуры — на этот раз путем преобразования филиалов в городах Аксай, Темиртау и Кульсары в отделения областных филиалов. Кроме того, были досрочно прекращены полномочия Аслана Султанова, занимавшего пост управляющего директора в ранге члена правления.
Кстати, карьера этого топ-менеджера не может не впечатлять его стремительным продвижением из одного участника рынка в другой. Так, в «Народном банке Казахстана» г‑н Султанов трудился с января 2008 года по апрель 2009 года, затем перешел в «Нурбанк», где проработал до декабря того же года, а затем передвинулся в исламский банк Al Hilal, откуда в сентябре 2011 года перешел в «БТА Банк». Там ему доверили руководство департаментом малого и среднего бизнеса, в апреле прошлого года повысили до управляющего директора, а с мая избрали членом правления.
Из других кадровых новостей укажем на сообщение «Евразийского банка» об избрании Аяза Бакасова членом правления и назначении его на должность зампредседателя этой руководящей структуры. «Альянс Банк» уведомил о согласовании регулятором кандидатуры Жайдаржана Затаева на должность члена правления. А дочерний «Сбербанк России» сообщил о прекращении полномочий зампреда правления Анатолия Пономарева в связи с переводом на другую должность и назначении Дениса Яманова управляющим директором по рискам в ранге члена правления.
БТА приобретет «Верный Капитал»?
Поскольку сейчас оживленно обсуждаются кандидаты для приобретения национализированных банков, наше внимание не могла не привлечь информация ФНБ «Самрук-Казына» о том, что контролирующий «Банк Kassa Nova» и Forte Bank наряду с управляющей компанией «Верный Капитал» семейный клан миллиардера Булата Утемуратова получил от государства $1,65 млрд за 29-процентную долю в «Казцинке».
Учитывая особую близость г‑наУтемуратова к главе государства, отдавшему это поручение, можно предположить, что одним из покупателей наверняка и выступит этот миллиардер. Дело в том, что собственный капитал «БТА Банка» на начало текущего года составлял 209,9 млрд тенге (порядка $1,4 млрд), «Альянс Банка» — 36,4 млрд тенге ($0,2 млрд), «Темiрбанка» — 65,3 млрд тенге ($0,4 млрд).
Как легко подсчитать, при стоимости продажи за одну «книгу» этих трех национализированных банков покупателю нужно выложить как минимум $2 млрд, что вполне по силам г‑ну Утемуратову. Ведь кроме $1,65 млрд, вырученных за «Казцинк», у него в распоряжении есть и другие солидные ресурсы, так как за «АТФБанк», проданный им в 2007 году итальянской UniCredit, выручка превысила более $2 млрд. Правда, часть этой суммы была потрачена затем на покупку престижных отелей в Москве и Вене, а также на развитие банковского бизнеса в Казахстане.
Впрочем, учитывая, что посланец Delta Bank Мира Кошкимбаева встала у руля «БТА Банка», можно предположить, что за национализированные банки поборется и Галимжан Есенов, установивший недавно, по неофициальным сведениям, контроль над «АТФБанком».
В прежнем режиме
Новых привлечений на внешних рынках у банков не было, а на внутреннем рынке отличился дочерний «Сбербанк России», занявший на днях 1,5 млрд тенге путем размещения на KASE своих 7‑летних бондов в рамках второй облигационной программы.
Дефолтов по обязательствам банков также не наблюдалось. «Казкоммерцбанк» отличился солидной купонной выплатой в 27 млн евро по своим международным облигациям. «Цеснабанк» перевел инвесторам три купонных вознаграждения по внутренним облигациям на общую сумму почти 600 млн тенге.
Отличился на бирже и Нацбанк — для приобретения им государственных казначейских обязательств Минфина у накопительных пенсионных фондов были дважды проведены специализированные торги.
Среди новостей от заемщиков реального сектора отметим информацию Банка развития Казахстана о 5‑процентном субсидировании займа, выданного ТОО «Комбинат «Фараб» на организацию и развитие производства продукции из ваты.
Нацкомпания «Казахстан инжиниринг» заключила сделку с контролирующим ее ФНБ «Самрук-Казына» для получения кредита в 4,7 млрд тенге без залогового обеспечения на пополнение оборотных средств.
К моменту кончины в колонии общего режима бывшего главы «Валют-Транзит Банка» Айтбакы Белялова, известного больше под псевдонимом Андрея Беляева, КФН Нацбанка уведомил, что по состоянию на 16 января ликвидационной комиссией удовлетворены требования Казахстанского фонда гарантирования депозитов в качестве кредитора третьей очереди на 50,49% от общей задолженности по этой группе очередности.
После того как даже официальная «Казправда» «наехала» на Нацбанк из-за отказов банкоматов принимать банкноты нового дизайна, за которые их создателям вручаются международные премии, директор департамента центрального банка по работе с наличными деньгами Василий Васильченко подтвердил, что «в настоящее время законодательством РК не урегулирован вопрос по организации приема банкоматами и иными устройствами самообслуживания банкнот нового образца..» Причем этот правовой казус будет сохраняться и впредь, так как производители банкоматов просто не успевают за полетом креативной мысли разработчиков новых купюр.
Идем к единому банку
В потоке зарубежных новостей укажем на решение Банка России (центробанка), который в отличие от казахстанского регулятора решил облегчить тамошним участникам рынка доступ к внешним рынкам, снизив для них ставки обязательного резервирования по зарубежным заимствованиям с 5,5 до 4,25%. Причиной такого шага стала, по мнению аналитиков, ограниченность рублевой ликвидности.
А в ходе визита в ЮАР российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, где он обсуждал ход подготовки к саммиту БРИКС, намеченному на 26—27 марта в городе Дурбане, выяснилось, что лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР рассмотрят вопрос о создании единого банка.
Насколько высока вероятность реализации такого проекта, сказать сложно, поскольку аналогичное предложение в рамках ШОС, усиленно продвигаемое Пекином, блокируется как раз таки россиянами.
Оригинал статьи: