Конфликт – итог произвола полиции?

Клу­бок раз­лич­ных про­блем – эко­но­ми­че­ских, поли­ти­че­ских, соци­аль­ных и рели­ги­оз­ных – стал при­чи­ной собы­тий в Актю­бин­ской обла­сти, счи­та­ет лидер Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мурат Тели­бе­ков. По его мне­нию, в реги­о­нах послед­ствия этих про­блем про­яв­ля­ют­ся намно­го ост­рее, чем в обе­их столицах. 

 

Автор: Нази­ра ДАРИМБЕТ

Сего­дня посе­лок Шубар­ши Актю­бин­ской обла­сти напо­ми­на­ет воен­ный поли­гон — сюда стя­ну­ты поли­цей­ские силы, повсю­ду вер­то­ле­ты, воен­ная спец­тех­ни­ка, палат­ки. Сам насе­лен­ный пункт оцеп­лен, про­сто так туда не про­едешь. В кон­це про­шлой неде­ли здесь про­изо­шли кро­ва­вые собы­тия, в резуль­та­те кото­рых погиб­ли двое поли­цей­ских и один спецназовец.

Что послу­жи­ло при­чи­ной кон­флик­та? На самом ли деле в про­изо­шед­шей тра­ге­дии нуж­но искать «рели­ги­оз­ный след»? Эти и дру­гие вопро­сы мы зада­ли гла­ве Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мура­ту Тели­бе­ко­ву. Про­ис­хо­дя­щее — тре­вож­ный симп­том, сиг­на­ли­зи­ру­ю­щий о том, что соци­аль­ная болезнь, несмот­ря на при­ни­ма­е­мые меры, про­дол­жа­ет усу­губ­лять­ся, при­знал эксперт.

- Два собы­тия за неболь­шой про­ме­жу­ток вре­ме­ни, в кото­рых отра­жа­ет­ся отно­ше­ние насе­ле­ния к пра­во­охра­ни­тель­ным орга­нам, — это не слу­чай­ность. Они могут быть зве­нья­ми одной цепи. В обо­их слу­ча­ях есть попыт­ка сва­лить все на рели­ги­оз­ную осно­ву, — отме­тил он. — И то, что сего­дня про­ис­хо­дит в Акто­бе, это послед­ствия тех про­блем, кото­рые пере­жи­ва­ет не толь­ко этот реги­он, но и весь Казахстан.

Поро­ки, кото­рые пора­зи­ли наше обще­ство: про­из­вол пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, рели­ги­оз­ная без­гра­мот­ность, без­раз­ли­чие има­мов или чинов­ни­ков, кото­рые пред­по­чи­та­ют обхо­дить такие сфе­ры сто­ро­ной, мно­го­крат­но усу­губ­ля­ют ситу­а­цию на местах, пре­ду­пре­дил Мурат Телибеков.

- Чело­ве­ку мало хле­ба насущ­но­го, он дол­жен иметь какую-то цель, духов­ность, идео­ло­гию, без кото­рой его жизнь ста­но­вит­ся бес­смыс­лен­ной. Не имея это­го, он живет в огром­ном дис­ком­фор­те, и сего­дня мы испы­ты­ва­ем имен­но такое состо­я­ние, — сожа­ле­ет наш собе­сед­ник. — Люди лише­ны идео­ло­гии, а то, что навя­зы­ва­ет­ся вла­стя­ми при двой­ной мора­ли, непри­ем­ле­мо для них. Ведь про­по­ве­дуя с высо­ких три­бун высо­ко­нрав­ствен­ную мораль, сами пред­ста­ви­те­ли вла­сти ведут амо­раль­ный образ жизни.

Когда кру­гом соци­аль­ная неспра­вед­ли­вость, а пра­ва попи­ра­ют­ся самым гру­бым обра­зом, люди пыта­ют­ся най­ти опо­ру в рели­гии и нахо­дят ее, увы, ино­гда не в самых луч­ших вариантах.

- Как вы счи­та­е­те, что мог­ло стать при­чи­ной, под­толк­нув­шей моло­дых ребят стре­лять в полицейских?

- Назвать какую-то одну при­чи­ну крайне слож­но, ско­рее все­го, ответ нуж­но искать в тес­ном пере­пле­те­нии эко­но­ми­че­ских, поли­ти­че­ских, соци­аль­ных, куль­тур­ных моти­вов, кото­рые вызы­ва­ют напря­жен­ность. И этот клу­бок может обер­нуть­ся пла­чев­ным резуль­та­том не толь­ко для это­го реги­о­на, но и для всей стра­ны. Этот гибрид про­блем может пове­сти себя абсо­лют­но непред­ска­зу­е­мо в буду­щем, и про­цесс может стать необ­ра­ти­мым. Без­на­деж­ность обер­нет­ся зав­тра экс­тре­миз­мом и тер­ро­риз­мом в крайне нега­тив­ных проявлениях.

По мне­нию Тели­бе­ко­ва, само­под­рыв у зда­ния КНБ в Акто­бе — это одна из попы­ток при­дать ухо­ду из жиз­ни как мож­но боль­ший резо­нанс, исполь­зуя рели­ги­оз­ные момен­ты и ото­мстив при этом «кон­крет­ным структурам».

- Полу­ча­ет­ся, что Акто­бе стал цен­тром ваххабизма? 

- Я бы не ска­зал, что сего­дня идеи вах­ха­биз­ма пре­ва­ли­ру­ют в Акто­бе. Здесь идет в опре­де­лен­ной мере рос­сий­ское вли­я­ние, где экс­тре­мист­ские настро­е­ния, надо при­знать, весь­ма силь­ны. Одна­ко араб­ские мис­си­о­не­ры не име­ют прин­ци­пи­аль­но­го вли­я­ния из-за боль­ших рас­сто­я­ний, поэто­му их роль вто­ро­сте­пен­на, на мой взгляд.

- Чем, по ваше­му мне­нию, была вызва­на такая агрес­сия про­тив полицейских? 

- Мы по сей день полу­ча­ем одно­бо­кую инфор­ма­цию, кото­рая идет в основ­ном из офи­ци­аль­ных источ­ни­ков. Но есть мас­са дру­гих све­де­ний, из кото­рых сле­ду­ет, что кон­фликт вполне мог быть спро­во­ци­ро­ван поли­цей­ским про­из­во­лом. Ведь не сек­рет, что в Казах­стане неред­ко наблю­да­ет­ся откро­вен­ное сра­щи­ва­ние кри­ми­на­ла с поли­ци­ей. Когда же люди гото­вы объ­еди­нить уси­лия в борь­бе про­тив это­го явле­ния, ору­жие в руках оста­ет­ся послед­ним аргументом.

- Как долж­ны реа­ги­ро­вать поли­ция и мест­ные вла­сти в таких случаях? 

- Дол­жен быть при­ме­нен ком­плекс мер. Несо­мнен­но, пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны долж­ны выпол­нять свои обя­зан­но­сти с целью пре­се­че­ния кри­ми­наль­ных про­яв­ле­ний. Но вме­сте с тем вла­стям сле­ду­ет пока­зать наро­ду, что пра­ва всех будут соблю­де­ны. И спра­вед­ли­во будут нака­за­ны не толь­ко те, кого они назо­вут пре­ступ­ни­ка­ми, но и поли­цей­ские — за зло­упо­треб­ле­ния, пре­вы­ше­ние сво­их пол­но­мо­чий. Толь­ко в этом слу­чае мож­но достичь ста­биль­но­сти и успо­ко­ить народ.

Continue reading here:
Кон­фликт – итог про­из­во­ла полиции?

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица