Сайдулла Есмагамбетов из Актобе отсудил у нефтяной компании «Хайтек Иншаат» больше миллиона тенге за вынужденный простой. Но сам он судебное решение в свою пользу победой не считает, так как уверен – ему недоплатили 644 тысячи тенге заработной платы и еще миллион – за причиненный моральный вред.
Автор: Бахыт ИЛЬЯСОВА
Есмагамбетов получил работу мастера в ТОО «Хайтек Иншаат» в 2007 году, строил платформу для добычи нефти на Кашагане. Проработал три месяца без выходных и праздников. Получал 360 тенге в час: в месяц выходило чуть больше 193 тысяч тенге. Потом, как рассказал мастер, «нас отправили на несколько месяцев на отдых, сказали: потом вызовем. В марте не вызвали, в апреле не вызвали, а в мае я уже начал беспокоиться: в чем дело?»
Есмагамбетов в апреле дважды направлял в адрес компании письма с напоминаниями о себе, но безрезультатно. Его вызвали на работу в июне, однако он уволился по собственному желанию. В 2009 году актюбинец решил подать иск в суд. В ходе разбирательства было признано, что с 1 ноября 2007-го по 30 мая 2008 года действительно имел место простой по вине работодателя. В результате судья Атырауского городского суда Аитпаева постановила взыскать с ТОО «Хайтек Иншаат» 812 тысяч тенге за дни вынужденного прогула, 290 тысяч за время простоя и расходы на представителя и пошлины: всего в пользу истца — 1 миллион 197 тысяч тенге.
Но Сайдуллу Есмагамбетова такое положение дел не устроило:
- С определением среднемесячной заработной платы я категорические не согласен. 134 тысячи тенге высчитал суд, хотя 193 тысячи 600 тенге на руки была зарплата. Суд проигнорировал оплату за вредные условия труда (там сероводород). Я хочу, чтобы еще доплатили 644 тысячи тенге и миллион в качестве морального вреда, это суд не учел совершенно. Я хочу добиться правды, как в нормальном государстве. Чтобы закон работал, чтобы не было как в Жанаозене, — возмущен актюбинец.
Компания пыталась обжаловать решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, но безрезультатно. Есмагамбетов уже сам написал жалобу в надзорную коллегию, Генеральную прокуратуру, президенту, премьер-министру, в «Нур Отан». Верховный суд счел, что все законно, и в возбуждении надзорного производства отказал.
Сайдулла Куанышалиевич рассказывает, что на месторождениях, где добывают нефть иностранные компании, казахстанцы — «люди второго сорта». Так, в «Хайтек Иншаат» 75% работников — турки. Конфликтов между людьми нет, но дискредитация наблюдается в оплате труда.
- Моя зарплата как у мастера с опытом работы четырнадцать лет не составляет и полутора тысяч долларов. А крановщик турок две — две с половиной тысячи долларов получает. Так везде происходит, любую компанию возьми: у англичан, американцев, итальянцев мастер получает пять-семь тысяч долларов, если работает наш — не больше полутора тысяч, — рассказал он о положении дел в отрасли.
Источник: Газета «Азат» №11(311) от 30 ноября 2012 года