В Казахстане уже полгода продолжается противостояние общественного фонда по возврату активов Elge Qaitaru и горнодобыващей корпорации ERG. 5 ноября 2022 г. на YouTube-канала «Гиперборей» вышел специальный выпуск, посвященный борьбе гражданских активистов с олигархами.
Обмен ударами
27 октября состоялась пресс-конференция общественного фонда Elge Qaitaru, на которой его директор Оразалы Ержанов и член попечительского совета, эксперт Искандер Бейсембетов рассказали о деятельности ERG.
28 октября ERG выступила с заявлением, в котором уведомила, что «рассматривает основания для привлечения Фонда, его учредителей, работников, а также явных и скрытых бенефициаров к предусмотренной законодательством ответственности».
29 октября Оразалы Ержанов дал интервью нашему каналу на казахском языке. И там же мы рассказали о заявлении Евразийской группы.
4 ноября фонд Elge Qaitaru тоже выступил с заявлением, которое я приведу дословно:
«Общественный фонд «Elge Qaitaru», выражающий интересы гражданского общества, обратился с рядом вопросов к руководству страны и руководителям правоохранительных органов республики относительно деятельности ERG:
Первое.Какую сумму заплатили нынешние владельцы ERG в бюджет Республики Казахстан за первоначальные 80% государственных акций?
Второе.В 2007 году в компании ENRC (это всё та же Евразийская группа, предшественница ERG) доля государства составляла 20%, в настоящее время Правительству Республики Казахстан принадлежит 40% акций ERG. Какая сумма была выплачена нашим государством за дополнительные 20% акций?
Третье.По какой причине сложилась ситуация, когда ERG – группа компаний, состоящая из двух частей, в которой одна часть (казахстанская) – казахстанские предприятия: реальные товаропроизводители, добывающие природные богатства нашей страны и выплачивающие непомерные долги по кредитам от иностранных банков, а другая часть (зарубежная) – материнская компания с многомиллиардными доходами, зарегистрированная в чужой налоговой юрисдикции? Не является ли это умышленным перераспределением финансовых активов в ущерб интересам Республики Казахстан?
Четвертое.Как известно, Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции, и Ерулан Жамаубаев, тоже заместитель премьера – министр финансов, являются членами совета директоров компании ERG, которая зарегистрирована в Люксембурге и полностью называется Eurasian Resources Group S.a.r.l.
В то же время в Казахстане зарегистрировано ТОО с аналогичным названием ERG, в руководящих органах которого отсутствуют представители нашего правительства.
И оно же фактически управляет деятельностью казахстанских предприятий, входящих в Группу. Тогда в чём заключаются функции указанных членов нашего Правительства по управлению 40% государственных акций?
Пятое.По имеющимся данным, за период с 2017 года по сентябрь 2020 года казахстанские предприятия группы выплатили в виде дивидендов в пользу материнской компании около 2 триллионов тенге.
Доля нашего государства (40%) должна была составить 797 миллиардов тенге, или более 2 миллиардов долларов курсу того времени.
Какую сумму получил бюджет нашей страны?
Авторы заявления пишут: судя по тому, что по «делу Стати» в качестве дивидендов от ERG в пользу Казахстана была заблокирована сумма всего лишь 48 миллионов долларов, ожидания здесь скептические.
Шестое. С чем связана высокая долговая нагрузка группы ERG, общий долг которой, по данным на конец 2020 года, составлял более 8 миллиардов долларов, из них около 5 миллиардов долларов приходится на долю казахстанских активов?
Является ли это следствием неумелого менеджмента или это целенаправленная политика закабаления, если учесть то, что группа не открывала в Казахстане новых производств на такую сумму?
Седьмое. Учитывая то, что основными кредиторами группы ERG являются находящиеся под санкциями российские банки ВТБ и Сбер, не приведёт ли какое-либо нарушение договорных обязательств к тому, что стратегические предприятия Казахстана окажутся в собственности этих иностранных банков?
Могут ли к этому привести проблемы, связанные с другими зарубежными активами группы?
Восьмое. Данные на конец 2020 года свидетельствуют о том, что казахстанские предприятия группы выдали кредиты материнской компании, которая зарегистрирована в Люксембурге, и другим компаниям под общим контролем ERG на сумму более 2 миллиардов долларов.
При этом сами эти предприятия имеют непогашенные долги перед российскими банками.
Кроме того, акционерные общества «ССГПО», «Алюминий Казахстана», «Казахстанский электролизный завод» и «Евроазиатская энергетическая корпорация» имеют долги на сотни миллионов долларов по кредитам, полученным от «Банка развития Казахстана» и «Евразийского Банка Развития», одним из учредителей которого является Правительство Казахстана.
Не является ли это «узаконенным» способом вывода денег за пределы Казахстана?
Девятое. По состоянию на 30 июня 2020 года, «ТНК Казхром», «ССГПО», «Шубарколь комир» и другие предприятия группы инвестировали более 32 миллиардов тенге в компанию Eurasian Digital Ventures 1 Limited Partnership, зарегистрированную в МФЦА – Международном финансовом центре Астана.
В чём смысл этих инвестиций и какова их судьба на данный момент?
И, наконец, десятое. Отслеживает ли Правительство Казахстана — как владелец сорока процентов акций ERG — состояние зарубежных активов группы в Африке и Южной Америке?
Оценивает ли угрозы и риски, связанные с деятельностью ERG за пределами Казахстана?
Опубликованный Группой ERG пресс-релиз не содержит конкретных ответов, в связи с чем Фонд оставляет возможность руководству ERG ответить именно на заданные вопросы. Ваши ответы будут доведены до сведения общественности страны.
Общественный Фонд Elge Qaitaru”» (конец письма).
В намордниках и без
3 ноября на ютуб-канале Гиперборей вышла вторая часть моего интервью с юристом Айдаром Егеубаевым. Она называется «В Казахстане построен капитализм без намордника». Мы говорили о возврате народу Казахстана капиталов и активов, незаконно нажитых при Назарбаеве, в том числе членами его семьи и финансовым окружением.
А вечером мой хороший товарищ переслал мне две любопытные фотки, где на футболках изображены четыре известные личности в намордниках и одна — без.
Сразу скажу: я не верю, что это реакция на наш выпуск. Так быстро не успели бы на заголовок отреагировать. Скорее всего, это простое совпадение. Хотя довольно симптоматичное.
Товарищ, не верить которому у меня нет оснований, сказал, что якобы такие футболки раздают в Антикоре, а их дизайн будто бы одобрен в АП.
Но оговорился, что эту информацию он получил через третьи руки и, вполне возможно, она является вымыслом или домыслом. Поэтому я тоже не поручусь за её достоверность и специально обложил фразу словами сомнения «якобы» и «будто бы».
Мой живой интерес вызвали персоны как майконосителей, так и те, чьи портреты красуются на их грудях и животах.
1 декабря 2015 г. Серик Ныгметович был приговорён к 10 годам лишения свободы по обвинению в коррупции. Апелляционная инстанция скостила ему два года. 21 сентября 2017 г. Ахметов вышел из ворот колонии общего режима: лишение свободы ему заменили на её ограничение.
В то время ходил устойчивый хабар, что экс-премьера упёк за колючую проволоку его земляк-карагандинец, занимавший очень высокую должность с широчайшими полномочиями.
И вот теперь кому, как не бывшему главе правительства, павшему жертвой внутриэлитных разборок, уповать на «Справедливый Казахстан», в котором он будет отмщён.
Крылатая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже» — вообще-то принадлежит Сократу. И ей чуть больше двух с половиной тысяч лет.
Но у нас её приписывают исключительно президенту Токаеву, после того как он произнёс её 21 января 2022 года на встрече с крупным бизнесом. Этим и объясняется портрет главы государства на футболке. А не тем, что он пятый в ряду.
У великолепной четверки нижняя часть лиц скрыта намордниками, как Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят». Но мы легко узнаём по честным глазам Карима Масимова, Кайрата Сатыбалды, Кайрата Боранбаева и… Тимура Кулибаева. А он-то что здесь делает? Ведь Тимур Аскарович – единственный из квартета, кто на свободе, а не в узилище. И публичных вопросов ему никто не задаёт. Не иначе, первопечатники этих маек жаждут претворить желаемое в действительное и посылают Кулибаеву недвусмысленный месседж о своих намерениях.
Подарки к выборам
А вообще креатив с майками органично укладывается в тренд осеннего политического сезона: тему возврата капиталов носить стало модно. Комиссия по возврату активов, которая пять месяцев, начиная с 5 июня, тужилась и по капле выдавливала из себя Чехова, в последние дни принялась метать новости, как икру на нересте.
Вот, из последнего: «По состоянию на 1 ноября комиссия возвратила государству денег, земли и имущества на сумму более 630 млрд. тенге. По актам прокуроров в таможенной сфере в бюджет поступило 57 млрд. тенге, в собственность государства возвращено 140 тысяч гектаров земли. В суды предъявлены иски о возврате государству имущества на 13 с половиной миллиардов тенге. Верховным судом удовлетворено 16 протестов, по которым в бюджет поступят еще 23 миллиарда тенге. Работа комиссии продолжается».
Плюс ещё у Сатыбалды конфисковали драгоценных камней и ювелирки на $230 миллионов долларов.
Почему нарратив о возврате капиталов и активов стал сейчас таким модным? Ответ на поверхности: до президентских выборов – две недели. Указ Токаева об амнистии участников январских событий, вышедший в среду, — из той же оперы про ублажение электората.
Но всё же я не стал бы сбрасывать со счетов и постоянное давление снизу по этой теме – и на комиссию, и на Генпрокуратуру, и на Антикор, и на Токаева, — которое идёт от гражданского общества. В первую очередь – от фонда Elge Qaitaru, который с июня провёл уже пять пресс-конференций по самым горячим кейсам. И запустил документальный сериал «Кто расхищает Казахстан».
И отрадно, что на канале «Гиперборей» тема возврата капиталов и активов стала магистральной и наша команда вносит свой посильный вклад в освещение этого процесса. Вместе с коллегами из фонда Elge Qaitaru мы сделаем максимум, чтобы эта тема не вышла из моды сразу после выборов — как это всегда бывает — и осталась актуальной на долгие годы. Пока не вернём всё.
Вадим Борейко
Источник: YouTube-канал «Гиперборей»