На днях в интернете появилось интервью Айжангуль Амировой, осужденной по делу жанаозенских нефтяников вместе с рабочими и Владимиром Козловым, в котором она рассказывает, почему оклеветала политика и тем самым способствовала его тюремному заключению. «Козлову вообще дали минимальный срок», – заявила Амирова.
В почти часовом видео-интервью бывшая активистка партии “Алга” Айжангуль Амирова рассказывает об условиях в СИЗО Актау и Жанаозена, где она провела почти полгода, и пытается объяснить причины и мотивы своего “чистосердечного признания”.
«Когда мне на следствии говорили, нужно так или вот так сказать, я всегда спрашивала, а чем это поможет ребятам? Вот говорят, меня купили, за то, что я дала показания против Козлова, если бы это было, наверное, мне бы оставили квартиру, которую я купила в кредит. Ну, или хотя бы восстановили бы моего брата на работе. Это было сделано под давлением и из-за желания помочь другим, я подумала, лучше спасти ребят, двадцать человек, чем одного. За каждое слово я могу дать расклад, и ты тогда поймешь, почему я так поступила. У многих могут быть вопросы ко мне, почему я так сделала. Я не избегаю этой темы, это очень обширная тема. Мне хочется, чтобы мне задали вопросы Жанболат Мамай, Серик Сапаргали, я также жду вопросов от Владимира Козлова», — говорит Амирова в интервью общественному деятелю Ермеку Нарымбаеву
Напомним, что Айжангуль Амирова, бывший сотрудник незарегистрированной партии «Алга», возглавляла филиал партии в Актау. Когда начались забастовки нефтяников в Жанаозене в 2011 году, именно она просила помочь бастующим своих соратников по партии. В январе 2012 года Айжангуль была задержана по обвинению в разжигании социальной розни. В июне того же года она была освобождена из-под ареста, а после активного сотрудничества со следствием ее статус был переквалифицирован в свидетели. На суде по делу Владимира Козлова Амирова заявила, что раздавала листовки и выполняла другие его поручения — даже те, которых он ей не давал. П Сам Владимир Козлов скажет после суда: «Я понимаю и прощаю Айжангуль и не держу зла на нее».
Показания Амировой в суде удивили многих участников процесса, а теперь вот это интервью. Оно вызвало бурное обсуждение в социальных сетях.
Первой отреагировала супруга Владимира Козлова Алия Турусбекова.
«Я жду вопросов от В.Козлова — А.Амирова… интересно… Айжангуль, вы можете съездить в тюрьму к нему. и вообще очень странно, что вы думаете, что ему “мало дали»… 7,5 лет у Козлова, он получил почти минимум — А.Амирова… Ну да, остальные-то вышли, получив ниже низшего предела или став свидетелями. Нет, у меня нет претензий ни к ней, ни к кому-либо еще, так как для меня эти люди не существуют. Так лучше, не вспоминать, не думать. Я не буду радоваться, если им будет плохо, но и не буду печалиться, если что-то будет у них не так. Почему Козлов не задает ей вопросы… да потому что на Канарах отдыхает… Ладно. Забудем и будем жить дальше», — написала она на своей странице в «Фейсбуке».
«Алия, не волнуйтесь, рано или поздно каждый получит по заслугам, и предатели, и демагоги», — отреагировал на пост супруги политика активист из Актобе Айдос Садыков.
Очень показательны комментарии к интервью Айжангуль Амировой людей, которые ее хорошо знали.
«Что это вдруг она появилась, да еще с вопросами к ВИКу?» — спрашивает Валентина Махотина из Караганды.
Юрист Ерлан Калиев, присутствовавший на судебных процессах по Жанаозену, отметил: «Примечательно признание факта, что под давлением следователей оговорила Владимира Козлова якобы с целью спасения от уголовного преследования, с ее слов, порядка 20 жанаозенцев…»
Arystan Arystanov, бывший журналист телеканала «К+», который был, видимо, тоже знаком с Айжангуль, так оценил ее слова : «Самое страшное, думаю, это когда предают близких и неблагодарность. Они все друг друга начали предавать, причем неблагодарно!» «К Козлову я могу относиться по-разному, но то, что он абсолютно ни в чем не виноват во всей этой истории, знаю точно!» — комментирует он интервью.
Бали среди комментаторов и те, кто оправдывал Амирову: «Кто снабжал ее деньгами — тот и виновен в том, что направлял ее по ложному пути. Но тут уже сказали, что, мол, все взрослые люди, должны сами решать — т.е. тут же открещиваются от них. Ну так и не надо будоражить массы, подкупать их, толкать на сомнительные акции. Мое мнение: не надо будоражить массы, берегите деньги для полезных вещей. А народ пусть сам найдет нескользкую дорогу без сомнительных посредников. И я не помню, чтобы эта женщина руководила казахским «майданом», заработала что-то на беспределе. Кому не нравится ее выступление — не смотрите, это ваше право. А мне вот интересно услышать мнение человека, пусть недолго, но отсидевшего. И которому никто из «политиканов» не помогал далее», — написала некто Баян Усен.
Впрочем, Arystan Arystanov не преминул ей ответить: «Ой, не рассказывайте всякие байки про Айжангуль Амирову. Она одна из многих шарлатанок из Жанаозена. Когда получала деньги, все были хороши, как только перестали давать, она тут же начала всех подставлять, причем своих однопартийцев».
Кстати, бывшие однопартийцы тоже приняли участие в дискусии.
«Давайте все поймем простую истину. Был конкретный политический заказ на то, чтобы Володю Козлова «упаковать». Айжан спасала свою задницу — спасла. Володя сел бы в любом случае. Давайте вспомним то, что сам Володя Козлов сказал в их отношении Амирова, Сапаргали и прочих. Тех, кто реально увеличили его срок. «Я их понимаю, но никогда не смогу простить». Можно ли было вытащить Володю из тюрьмы? Да, можно было. Какой ценой? Если бы все сказали правду. Но нефтяники уже сидели, а кто мог сказать правду, уже сказали ложь. Жаль», — расставил точки над «i» МИхаил Сизов.
В свою очередь Данил Носенко, тоже бывший «однопартиец» Амировой, высказался довольно однозначно: «Думал, не буду писать насчет этого интервью, посмотрю и не буду бороздить память многих людей, но, как оказалось, многим интересно однозначные вещи подавать под другим углом. Для меня однозначно, я очень четко помню, как было, что не вытаскивала она никаких нефтяников, а спасала свою задницу, если кто считает обратное, приведите хоть одно интервью либо очевидца, который это подтвердить. Я не осуждаю, что она сломалась и сказала то, что ей сказали сказать, но сейчас обелять себя как минимум подло. И никакого предательства со стороны “Алги” не было, в чем предательство, что ей не написали письма, да о ней противно думать тогда было, не то что письма писать».
Известный общественный деятель Жасарал Куанышалин также решил высказаться: «Друзья, эта подлая женщина, которая купила себе свободу ценой подлого предательства Володи, не стоит даже того, чтобы упоминать ее имя рядом с его именем. Мне бы хотелось понять другое — зачем это Ермеку понадобилось вытаскивать эту подлую в инет?!» Активный пользователь социальных сетей Гульнар Есиргепова задала вопрос, который интересовал, видимо, многих: «Помню письмо Козлова, где он ко всем относится с пониманием и всех прощает. Но почему мадам нарисовалась?»
Действительно, как появилось это интервью и почему Айжангуль Амирова решила его дать именно сейчас? Из комментариев в той же социальной сети выяснилось, что она обратилась к Ермеку Нарымбаеву за юридической помощью: у нее появилась проблема с банком, которому она задолжала за квартиру, взятую в кредит. А интервью было сделано так, мимоходом…