Таким образом, глава МЭРТ вслед за главой Национального банка республики Григорием Марченко продолжил тему «долгосрочной несправедливости в отношении нашего правительства» со стороны рейтинговых агентств. Григорию Александровичу, напомним, в среду показалось, что повышения долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Казахстана в иностранной валюте с уровня ВВВ до уровня ВВВ+ маловато. Повышать, по его мнению, следовало до уровня А, особенно в сравнении с рядом европейских государств, накопивших большой объем внешней задолженности. Поскольку главный банкир страны негодовал в Алматы в обеденное время, вечером астанчане попросили высказать свои мысли по этому вопросу главу казахстанского МЭРТ. И услышали примерно то же самое, но в более обтекаемой форме:
- Я тоже ехал в машине и прочитал высказывания Григория Александровича, — порадовал журналистов тем, что он в теме, Кайрат Нематович. — Давайте говорить так: реальный рейтинг — этот тот, который присваивается агентством. Я вообще так считаю: если он вам не нравится, его не нужно читать.
Так министр вроде бы согласился с оценками S&P, но тут же напомнил, что «по работе рейтинговых агентств много есть споров, разных мнений», и сейчас сытая Европа сталкивается с несправедливостью, с которой Казахстан, по словам Келимбетова, столкнулся в 2007 году.
- Если вы помните, вся система управления рисками в Казахстане, которая базируется на рейтинговых агентствах, на требованиях Базельского комитета по регулированию банковского сектора, на мнении глобальных инвестиционных банков, на мнении аудиторских компаний, — она в 2004—06 годах говорила, что у нас все хорошо, — заявил министр. — И в один момент, когда очень многие банки были в сложном положении, когда правительство начало обсуждать программу помощи им, в один момент рейтинговые агентства говорят: «Все плохо». И мы с этим столкнулись в 2007 году, а сейчас с этим сталкивается Европа и американские эксперты, недоумевающие по поводу того, что S&P понизило рейтинг американской экономики. Если мы понимаем это в
Равнение на нефть и Блэра
Кайрат Келимбетов сравнил оценки рейтинговых агентств «с градусником, выпущенным в прошлые годы». Вывод лежал на поверхности: нужен «
- Мы не испытываем
После перевода за океан стрел ответственности спикер напомнил, что 70% экономистов в Европейском Союзе считают, что повторная рецессия неизбежна.
- Это их мнение, наверное, они лучше знают, что у них будет происходить, — в духе Марченко прокомментировал пессимизм европейских экспертов Келимбетов. — Но если это будет происходить, мы должны быть с вами готовы к тому, что цены на сырьевые товары могут очень сильно меняться — подниматься, понижаться — и, соответственно, от этого будет зависеть здоровье нашей экономики. Поэтому, прежде чем делать
Кстати,
- Тони Блэр работает с Министерством иностранных дел, вы знаете, что у нас есть программа «Путь в Европу», которая подразумевает интеграцию казахстанского инвестиционного или законодательного пространства в европейское сообщество, — ответил Келимбетов на вопрос, зачем, собственно, Блэра позвали в консультанты.
Не посчитав тему закрытой, министр перешел в контрнаступление, заявив, что ему лично непонятна шумиха вокруг контракта с Блэром на круглую сумму в восемь миллионов фунтов стерлингов.
- Это человек, которого не нужно представлять, и мы надеемся, что эта работа только началась, что будет большая польза для Казахстана. Очень
Авось не пронесет
Впрочем, уже после следующего вопроса — следует ли готовиться казахстанцам к кризису — глава МЭРТ вновь перешел к поэтическим аллегориям и параллелям.
- Обычно, когда спрашивают, к какой войне готовится генерал, говорят — к прошлой войне, — сказал глава МЭРТ. — На мой взгляд, правительство Казахстана вместе с «
Те, у кого душа должна болеть за родину, по словам Келимбетова, не спят ночами, разрабатывая «самые разнообразные пессимистические, так называемые негативные, консервативные сценарии, при которых мы твердо знаем, что мы должны делать».
- Просто из жизни хотел такую привести аналогию: у нас есть МЧС, которое в плановом порядке занимается укреплением
Соло министра прервал председатель правления Банка Развития Казахстана Нурлан Кусаинов, который заявил, что спасение утопающего в кризис бизнеса — дело рук… самого бизнеса.
- Понятно, что институты развития, правительство, ФНБ ведут определенную работу, пытаются делать свои расчеты, — сказал он. — Но на самом деле никто к кризису лучше не подготовится, чем сами бизнесмены. Уроки кризиса прошлого должны нам глубоко в голову всем запасть, и, планируя свой бизнес, нужно очень реалистично подходить к своим возможностям, очень реалистично подходить к своим издержкам производства, к зарплатным вещам, вплоть до, не знаю, к корпоративному Новому году, чествованиям и празднованиям. На самом деле следующий кризис будет проверкой, насколько бизнес извлек урок из прошлого кризиса. Потому что ВВП страны производится руками и головами бизнесменов, а не только государственных чиновников. Поэтому такое пожелание для бизнесменов, чтобы во время кризиса они адекватно относились к своим возможностям.
Кто за ТС платит, тот его и танцует
А напоследок аналогии приводили уже журналисты: Келимбетова попросили ответить на вопрос, не напоминает ли ему возможное присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу судьбу Греции в Евросоюзе. Ведь ЕС теперь вынужден спасать этот чемодан без ручки. Министр ответил так, что сложно было понять: лично он — за новых членов ТС или нет?
- Давайте я разделю этот вопрос: мы не будем скрывать, что определенные решения являются политическими, — начал Келимбетов издалека. — Сегодня я хотел разъяснить, какое политическое решение было принято по Кыргызстану: политическое решение было принято изучить, начать изучение вопроса о присоединении Кыргызстана к союзу. То есть после изучения можно прийти либо к положительному, либо к отрицательному выводу.
Кайрат Келимбетов оговорился — говорить о политической составляющей он не собирается.
- Если вы меня спросите как эксперта в сфере интеграции, то, безусловно, сегодня самый лучший мировой опыт в сфере интеграции — в рамках ЕС — показывает те вопросы, которые, наверное, надо было задавать изначально при создании любого интеграционного объединения: насколько готовы все его участники к такому объединению, — продолжил глава МЭРТ.
Впрочем, отсыл к мировой практике все равно вернул мысль министра домой:
- На мой взгляд, самая гениальная формула была придумана президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1994 году, и называется она просто: разновекторная и разноскоростная интеграция. На примере ЕС: не все европейские страны готовы соответствовать тем правилам, которые они сами придумали о координации макроэкономической, фискальной политики — сегодня эти правила трещат по швам. У нас есть ТС, где сегодня есть три страны, мы видим, что две из них чувствуют себя более устойчиво, чем третья. Но, тем не менее, эта интеграция состоялась. Если мы как в конструкторе «Лего» хотим добавлять
Увы, обойтись в рассуждениях исключительно плюсами не получилось даже у главы столь оптимистичного ведомства.
- С экономической точки зрения это нагрузка, финансовая нагрузка на те или иные страны, — перешел он к минусам. — Поэтому на любые такие решения нужно идти после скрупулезного анализа. На мой взгляд, лучше не столько торопиться увеличить число участников, сколько работать над качеством интеграции. А есть разные формы присутствия там наблюдателем или ассоциированным членом, которые позволяют работать. Если мы говорим о
расширении в плане единого пространства таможенного или экономического, то, безусловно, мы, прежде всего, смотрим на страны СНГ. Речь идет и об Украине, и о странах Центральной Азии — я думаю, что все это подробно и хорошо глава государства в своем интервью газете «Известия» сказал. Но нужен очень скрупулезный анализ, нужно точно знать, сколько это будет стоить и кто за это будет платить.
See the original post:
Келимбетов сказал свое «фи» S&P