Шотландские компании, возможно, использовались для отмывания денег, в финансировании секретной кампании по лоббированию двух преступников, пишут Карлос Альба и Джордан Райан для британской “Sunday Times”.
Это был обычный понедельничный вечер в аэропорту «Завентем» в Брюсселе, когда очередь пассажиров, прибывающих рейсом из Киева, была внезапно остановлена, поскольку сотрудник миграционной службы рассматривал паспорт женщины-туриста. Когда была вызвана помощь от национальных пограничников Бельгии, женщине сообщили, что ее имя было зарегистрировано в запрете на въезд в Шенгенскую информационную систему польским правительством, что означало, что ей запрещено путешествовать по ЕС.
Последующая депортация Людмилы Козловской в августе прошлого года стала первой волной «прилива» обвинений и встречных обвинений, связанных с грязными деньгами, оффшорными банковскими счетами, подставными компаниями и фальшивыми новостями.
Заявления, выдвинутые «The Sunday Times» в сегодняшнем выпуске, касаются того, что шотландские компании использовались для отмывания денег через неправительственную организацию, под руководством Козловской, для финансирования секретной кампании лоббирования от имени двух преступных восточноевропейских олигархов.
Молдавский бизнесмен Вячеслав Платон был заключен в тюрьму в 2017 году за отмывание денег и мошенничество, связанное с исчезновением 1 млрд. долларов (770 млн. фунтов) из банковской системы Молдовы несколькими годами ранее. Недостающие деньги вызвали политический кризис в одной из самых бедных стран Европы Молдове, находящейся между Украиной и страной-членом ЕС — Румынией.
Есть заявления, что Платон финансировал бывшего студента Уэльского университета в Бангоре – Козловскую, и Варшавский фонд «Открытый диалог (ОФОД), который утверждает, что продвигает права человека и верховенство закона в России и бывших советских республиках.
Молдавский парламент предполагает, что другим важным источником финансирования фонда является казахский олигарх Мухтар Аблязов, дело о мошенничестве которого, является крупнейшим в истории, когда-либо рассмотренным в Высоком суде Великобритании.
Аблязов бежал в 2012 году после того, как его обвинили в хищении до 4 млрд. фунтов стерлингов у БТА Банка, председателем которого он являлся. При поддержке «Royal Bank of Scotland» БТА пришлось выручить казахстанских налогоплательщиков, после его краха в 2008 году.
Правозащитник
Несмотря на запрет на поездки, Козловская организовала серию лекций и мероприятий в нескольких странах ЕС, включая Великобританию, где ее пригласили выступить на собрании в Палате общин.
Она является аккредитованным лоббистом в Европейском парламенте. Письменная декларация Парламентской Ассамблеи Совета Европы, осуждающее «дискредитационную кампанию» против нее, была подписана парламентариями со всего ЕС, в том числе лордом Фолкесом, пэром из Лейбористской партии, и депутатом Парламента от Шотландской национальной партии Томми Шеппардом.
В прошлом месяце Козловской был выдан вид на жительство сроком на пять лет в Бельгии после кампании, в которой участвовали главный представитель «брексит» в Европейском парламенте Ги Верхофстадт, британские члены Европарламента Джули Уорд и Клэр Муди.
Между тем, ОФОД получил финансовую поддержку от ряда других организаций, включая Совет Европы, Атлантический совет и кафедру славяноведения в Кембриджском университете.
Комиссия по расследованию Парламента Молдовы, опубликовавший свой отчет в ноябре прошлого года, пришла к выводу, что Козловская и ее НПО «участвовали в подрывной деятельности, направленной против государственных институтов Республики Молдова, которые финансируются и руководствуются спецслужбами, враждебными государству».
В их отчете утверждается, что Козловская и ОФОД финансировались за счет сделок с российскими военными компаниями, которым запрещено торговать в Америке и ЕС под международными санкциями, а также от «поставок военной техники государствам, вовлеченным в региональные конфликты». Платежи также поступали из офшорных зон с «сомнительными неизвестными маршрутами и происхождением», а также из схем отмывания денег «Ландромат».
В отчете также сообщалось, что «Сложный механизм, с помощью которого финансируется ОФОД, несет в себе все признаки схемы отмывания денег и указывает на практику, связанную с финансовой разведкой, которую используют только специальные службы».
«На самом деле ОФОД и Людмила Козловская являются средством лоббирования и воздействия на различные международные институты, а также защиты и отстаивания интересов определенных лиц с сомнительным прошлым, обычно со значительным богатством, связанным с мошенничеством и отмыванием денег, что противоречит закону».
В отчете ОФОД и Козловская обвиняются в том, что они «связаны с агентами спецслужб Российской Федерации и имеют обязательства перед ними и зависят от них… превращая их в инструмент мягкой силы для проникновения, который используется спецслужбами Российской Федерации в гибридной войне, начатая против государств, рассматриваемых ими как враги геополитических интересов Российской Федерации в Восточной Европе».
Сторонники ОФОД возражают, что Молдовой правит олигарх Владимир Плахотнюк, лидер партии, ориентированной на Запад, которая доминирует в парламенте и правительстве, эффективно контролируя страну с небольшим разделением власти. В прошлом году Европарламент объявил Молдову «государством, охваченным олигархическими интересами».
На фоне идеологической суеты и голосов ЕС за и против типа «он сказал, она сказала», поиск настоящей Козловской оказался неуловимым. Является ли этот активист с молодым лицом безвинной пешкой или активным борцом в гибридной войне между Россией и Западом?
Шотландская связь
Улица Монтгомери в центре Эдинбурга — это магнит для состоятельных молодых специалистов, стремящихся ступить по лестнице недвижимости города. В этом тихом жилом ряду викторианской жилой застройки, украшенной декоративной керамикой в стиле модерн, дом № 78 выглядит странно неуместно.
Сад достаточно большой, чтобы на нем лежала пара ржавых мотоциклов и старая телефонная будка. Что отличает эту недвижимость, это то, что она является предметом спора по поводу предполагаемой схемой по отмыванию денег стоимостью в несколько миллионов фунтов стерлингов.
Компании, зарегистрированные по этому и другому адресу в Эдинбурге, обвиняются в отмывании более 26 миллионов фунтов стерлингов, некоторые из которых были использованы для выплаты средств компании, управляемой мужем Козловской, Бартошем Крамеком, который платил пожертвования в ОФОД, сообщает Национальная фискальная администрация Польши.
В отчете парламента Молдовы утверждается, что платежи за фиктивные контракты выплачивались через шотландские компании для финансирования деятельности организации Козловской, которая лоббирует «интересы Вячеслава Платона»… в обмен на финансирование, полученное от него через оффшорные компании», ранее связанное с российским «Ландроматом» и банковскими скандалами в Молдове.
В 2017 году Платон был осужден за хищение 42 млн. долларов в банковском мошенничестве, известном в Молдове как «кража века», когда в период с 2012 по 2014 год у трех крупнейших банков страны был украден эквивалент одной восьмой ВВП страны.
Платона также подозревают в участии в операции по отмыванию денег, которая направила около 22 миллиардов долларов российских денег через молдавскую финансовую систему в период с 2011 по 2014 год в рамках российского «Ландромата». Он отрицает какие-либо правонарушения.
Предполагается, что платежи в ОФОД осуществлялись через сложную сеть офшорных организаций, зарегистрированных в качестве шотландских ТОО, бизнесы, которым по темному зарезервированному корпоративному законодательству разрешено работать без уплаты налогов, публикации счетов или публичного декларирования о том, кто ими владеет.
Одна из компаний, «Kariastra Project», была зарегистрирована в феврале 2013 года в виртуальном офисе на улице Бат в Глазго.
Основным местом его деятельности была указана улица Монтгомери, 78, в Эдинбурге, где находится налоговое убежище для большого количества шотландских фирм. Нет никаких предположений, что кто-либо по этим адресам знал о деятельности компании.
Среди ее оффшорных партнеров, перечисленных в регистрационных документах, есть «Lausanne Group SA» и «Sion Holding SA», обе владеют компанией «Avenilla Commercial», названная в докладе американских следователей по обвинениям в коррупции в Молдове.
В отчете молдавского парламента говорится: «Есть обоснованные подозрения, что проект «Kariastra» был причастен к отмыванию денег. Благодаря счету, находящемуся в «AS PrivatBank» (Латвия) в рамках проекта Kariastra, были проведены банковские операции на общую сумму 5,2 млн евро и 27,7 млн. долларов США с различными компаниями, зарегистрированными в оффшорных регионах, на основании фиктивных договоров купли-продажи товаров и оборудования».
Согласно отчету, проект «Kariastra» заплатил компании Б.Крамека, «Silk Road Бюро анализа и информации», которая находится в том же офисе, что и ОФОД, в общей сложности 720 378 фунтов стерлингов (составив 852 828 долларов США и 64 785 евро) за компьютерные и IT-услуги в 2014 и 2015 годах.
Утверждается, что «Silk Road» была дополнительно оплачена «Stoppard Consulting» в Эдинбурге в размере 348 203 фунтов стерлингов (448 465 долларов США) за «консультационные услуги» в период с 2014 по 2016 год.
Компания, зарегистрированная в виртуальном офисе на улице Дьюк в Эдинбурге, была учреждена в 2010 году через оффшорные компании, базирующиеся на Сейшельских островах. Она связана с компаниями, принадлежащими В.Платону, включая «Harwood United», «Harrogate Consulting», «Rosslyn Trade», «Winston Associates», «Carberry Investment» (Сейшельские острова), «Erin Group Corp» (Белиз) и «Maytree Overseas SA» (Панама), указанные в Панамском досье.
У нее нет веб-сайта, номера телефона или каких-либо общедоступных свидетельств ее коммерческой деятельности до того, как она была снята с производства в 2017 году. Нет никаких предположений, что кто-либо по ее адресу в Эдинбурге знал о ее деятельности.
В отчете говорится: «Организация «Silk Road Biuro Analiz i Informacji» является получателем нескольких подозрительных переводов, поступающих от компаний, которые являются одними из основных получателей средств, похищенных из финансовых учреждений в Республике Молдова. В 2014–2017 годах Б. Крамек, муж Людмилы Козловской, получал переводы на сумму 1,2 млн. евро и 60 000 евро от оффшорной компании «Stoppard», зарегистрированной в Шотландии, через «Silk Road Biuro Analiz i Informacji».
Также было сказано, что «Основные источники финансирования ОФОД, которые не были объявлены публично и прозрачно, были временно направлены через банковские счета организации «Silk Road Biuro Analiz i Informacji».
Криминальные олигархи
После ареста Платона ОФОД предположительно заплатил за членов его семьи и окружение, чтобы они улетели из Бухареста в Варшаву. Авиабилеты, полученные молдавскими следователями, были заказаны «Рафалом Матушеком», координатором фонда по материально-техническому обеспечению, от имени адвоката Платона Ана Урсаки.
Через четыре дня фонд, по-видимому, купил билеты на сыновей Платона, Артема и Егора, из Одессы в Санкт-Петербург, а на следующей неделе, по-видимому, заплатил отцу Урсаки, Константину, из Одессы в Санкт-Петербург, после того как молдавские власти совершили набег на квартиру, в которой жили ее отец и сын. Ее компьютер и планшеты были изъяты во время обыска.
Документы также предполагают, что ОФОД заплатил за услуги адвоката Платона Эдуарда Руденко и Алексея Тулбуре, которые названы «дипломатами», чтобы вылететь из Кишинева во Франкфурт. В следующем месяце Козловская начала кампанию по лоббированию ограничения ЕС финансовой помощи Молдове.
В отчете молдавского парламента говорится: «ОФОД сделал Вячеслава Платона центром своей деятельности, пытаясь изобразить его жертвой и заручиться поддержкой международного сообщества под предлогом «преследования» политического противника правительства, который получил убежища в Украине».
Согласно отчету, Козловская, уроженка Украины, встретилась с Аблязовым в Киеве в студенческие годы и во время Оранжевой революции 2004 года. Он исчез в 2012 году, после того как его осудил Высокий суд Лондона за неуважение к суду. В 2016 году ряд принадлежавших ему роскошных лондонских владений стоимостью 11 млн. фунтов стерлингов был продан с аукциона после их изъятия через Высокий суд.
В отчете говорится: «ОФОД с самого начала позиционировал себя как защитника олигарха и не жалел времени, денег или усилий на лоббирование, как в обществе, так и перед европейскими институтами, чтобы распространять миф о том, что Аблязов не является преступником, мошенником и вором, похитившим миллиарды, но — диссидентом, преследуемым руководствами Украины, Казахстана и России, которые выдали международные ордера на его арест».
Мартин Мычельский, директор по связям с общественностью ОФОД, опроверг все обвинения, содержащиеся в отчете, которые, по его словам, были спешно выдвинуты в течение нескольких недель без надлежащего расследования специальным парламентским комитетом, созданным по просьбе главы правящей партии Республики Молдова, Демократической партией, перед парламентскими выборами с целью дискредитировать проевропейский оппозиционный блок «ACUM».
Со слов Мычельского, организация представляла Платона как часть своей адвокационной работы в течение трех-четырех месяцев.«Независимо от его биографии или любых преступлений, которые он мог совершить, его дело заслуживает беспокойства, так как он был экстрадирован из Украины с пренебрежением верховенством закона или надлежащей правовой процедурой, незаконно лишился своего украинского гражданства и был депортирован за одну ночь в Молдову».
Мычельский добавил: «Весьма вероятно, что ОФОД оплатил авиабилеты для семьи Платона в тот период, когда мы выступали за его дело, так же, как мы регулярно делаем это для членов семей других жертв политических преследований, когда мы приглашаем их выступить на наших мероприятиях или помочь нам повысить осведомленность о нарушениях прав человека».
Что касается шотландских компаний, указанных в отчете, Мычельски сказал: «По очевидным причинам конфиденциальности компания [Silk Road] не комментирует прошлых или нынешних клиентов. При этом ОФОД никогда не получал никаких средств от какой-либо шотландской компании».
«ОФОД — это международная неправительственная организация с более чем 10-летней историей прав человека и верховенства закона во многих странах [в Молдове, начиная с 2016 года]. Он не занимается и никогда не «отмывает деньги» и не проводит «секретные кампании лоббирования».
«Наша работа говорит сама за себя. Работа по защите интересов, которую мы выполняем, никогда не направляется чьими-либо интересами или оплачивается кем-либо. Единственной мотивацией для нашей работы являются принципы или уважение прав человека, верховенства закона и демократии или общепринятые европейские ценности».
Проживающий на улице Монтгомери, 78, Джон Хейн сказал, что ничего не знает о деятельности проекта «Kariastra». Ранее Хейн управлял агентством по формированию компании, которое он закрыл в 2016 году после серии посещений полицией, расследовавших предполагаемую незаконную деятельность некоторых товариществ с ограниченной ответственностью.
«К сожалению для нас, в то время как большая часть товариществ с ограниченной ответственностью переместили свои зарегистрированные офисы на другие адреса, некоторые из них не смогли этого сделать и фактически были оставлены по нашему адресу. Проект «Kariastra»… действительно изменил свой зарегистрированный офис в 2015 году», — сказал он.
Между тем, политический шум для законодательных изменений, чтобы закрыть лазейки, которые позволяют шотландским компаниям с ограниченной ответственностью процветать, продолжается.
Источник: https://www.thetimes.co.uk/