Жанболат Мамай побывал в Актау в минувшие выходные, а во вторник вышел на пресс-конференцию в Алматы. После мероприятия мы попросили его поделиться впечатлениями об увиденном.
- Жанболат, что вы увидели в Актау, с кем встречались?
- Мы прилетели в город Актау в пятницу вместе с режиссером Болатом Атабаевым и членом находящейся в процессе регистрации партии «Алга» Айжангуль Амировой. Туда также прилетели лидер партии ОСДП «Азат» Болат Абилов и Маржан Аспандиярова. На следующий день мы утром встречались с нефтяниками «Каражанбасмуная». Там собралось 1000 человек, был митинг на автовокзале, где сменяется вахта. Мы высказали свое мнение, что полностью поддерживаем их требования, которые абсолютно справедливые и законные. Вместе мы пешим маршем двинулись в сторону областного акимата.
- С кем была встреча?
- С первым заместителем акима Мангистауской области Айткуловым. Мы туда не заходили, Абилов вышел и сказал, что, видимо, ждут ответа от Астаны. Говорят, аким жестко отреагировал на требования нефтяников, сказал, что их требования не будут выполняться.
- Удалось ли встретиться с бастующими в других населенных пунктах?
- Да, мы поехали в Жанаозень. Нас уже поджидал городской прокурор вместе с телекамерами, полицейскими и вручил мне, Болату Атабаеву, Болату Абилову и Маржан Аспандияровой предварительное предупреждение о том, что если мы будем разжигать социальную рознь, призывать людей к митингам, то будем привлекаться не только по административным, но и по уголовным статьям за разжигание розни.
- Сколько человек бастует в Жанаозене?
- Там было около 700—800 человек бастующих, а в 70 километрах от Актау поселок Курык, там месторождение «Ерсай» — там 1000 бастующих. Мы встретились с ними и родителями, которые блокируют дорогу и не пропускают продукты для иностранных рабочих.
- Вы видели столкновение с полицейскими?
- 100—150 человек, рабочие «Каражанбасмуная», собрались на вокзале в Актау, двинулись колонной в сторону акимата, хотели там разбить лагерь и объявить голодовку. Уже подошли, но полицейский кордон воспрепятствовал движению нефтяников. И в этот момент четыре человека порезали себе живот. Полицейские начали хватать рабочих, задержали около 40 человек, остальные скрылись. Двое из порезавшихся в очень тяжелом состоянии.
- Какое настроение у нефтяников в целом?
- Встретили они нас очень радостно, им нужна эта поддержка, нужно, чтобы представители общественных организаций, оппозиции, гражданского общества ехали туда. Наш приезд и выступление дали им надежду на победу, на успех. Понимаете, когда человек под открытым небом лежит, голодает, бастует, его окружают полицейские кордоны, прокуроры, всякие провокаторы, до него не доходят газеты и телевидение, поддержка очень нужна.
- Действительно ли наши соотечественники подвергаются дискриминации в бастующих компаниях?
- Меня поразило, что наши люди — как африканские негры на американских плантациях: такое к ним отношение руководства итальянской компании. Мы должны донести и до итальянцев, что творят их люди в Казахстане. Это открытая дискриминация — там есть итальянская кухня, есть казахская кухня, есть итальянский тренажерный зал, есть казахский тренажерный зал, итальянцы отдельно из Актау для своих рабочих привозят еду, а наши готовят сами под открытым небом. У них три разновидности пищи — один день картошку едят, другой день макароны, и что-то еще. Ничего другого нет, а воду возят из села Курык, им помогают сельчане. Но поразило, что при этом они очень сплоченные, родители и родственники оказывают им поддержку, они спокойны, выверенно, очень сплоченно действуют. Я верю, что они добьются победы, нам нужно начинать масштабную кампанию в их поддержку.
- Какая именно поддержка? Чем помочь?
- В информационном поле нужно активизироваться, обратить внимание общества на процессы, которые происходят в Мангистауской области. Им нужна помощь в виде юристов, они не знают, что делать дальше, что законно и что незаконно, им не хватает политических лидеров. Они спрашивают, что делать дальше, как действовать в повседневной жизни; нужны партийные представители, лидеры от гражданского общества, юристы, чтобы координировать людей.
Мы, например, съездили в село Сайын, выразить поддержку родственникам погибшего нефтяника АО «Каражанбасмунай» Сабита Кенжебаева (после давления со стороны работодателя и принуждения уволить бастующих Сабит Кенжебаев умер от сердечного приступа, у него осталось четверо детей — авт.), были там с Болатом Атабаевым, читали вместе с ними намаз.
- Что планирует в поддержку нефтяников ваша молодежная организация?
- Мы решили в ближайшее время провести митинг в поддержку нефтяников возле компании Тимура Кулибаева, сейчас думаем, что лучше сделать. Мы должны сказать народу, что мы все, вся страна, живем на деньги, которые зарабатывают эти нефтяники, и поэтому обязаны поддержать их.
Read More:
Картошка и макароны – вот и вся еда