Карагандинку Веру Бакирову лишают мужа. Ее супруг – гражданин Азербайджана Камран Раджабов – два года безуспешно пытается получить в Казахстане вид на жительство. Миграционная полиция всячески отказывает ему в этом. И даже суд, вставший на сторону Раджабова в этом споре, ей не указ.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
Еще в 2010 году 50-летний Камран Раджабов — уроженец и гражданин Азербайджана — подал заявление о получении вида на жительство в Казахстане, где проживает его законная супруга и гражданка РК Вера Бакирова. Как положено иностранцу, он положил на личный счет два миллиона тенге, чтобы доказать властям, что человек он платежеспособный, может принести пользу стране. Казалось, счастью семьи ничто не помешает. Но не тут-то было!
Преступление и наказание
В предоставлении вида на жительство было отказано, и безосновательно, рассказал о проблемах семьи ее юридический представитель Евгений Танков. «Нами действия миграционной полиции были обжалованы в суде, который вынес решение в нашу пользу со ссылкой: снова рассмотреть заявление Раджабова. Но оно до сих пор не исполнено!»
Миграционная полиция, вместо того чтобы неукоснительно исполнять решение суда и волю судебных исполнителей, пытается наказать обидчика, посмевшего оспорить их действия, считает юрист.
Например, летом прошлого года, когда только закончились судебные тяжбы, но решение еще не вступило в силу, полицейские наведались в магазин, в овощной отдел, где работает супруга Раджабова. Причиной проверки стал анонимный звонок, хотя по закону на анонимные сведения реагируют только в случае теракта.
Наведавшись в магазин и увидев там Раджабова, полицейские быстренько составили административный акт. Мол, иностранец, который указал в визе цель приезда — частный визит, отнимает рабочее место у казахстанцев, зарабатывая себе на жизнь.
- Это мой муж! Конечно, он будет мне помогать, он просто передал пакетик с фруктами клиенту, за это его признали преступником! — возмущена супруга Раджабова Вера Викторовна. — Я спрашиваю: «Как мой муж оказался преступником?» — а мне говорят: «Он преступил закон, указав в заявлении ложные сведения, на самом деле он приехал работать».
Следователь возбудил административное производство. Якобы опросил понятых, взял объяснительную у хозяйки овощного отдела. Но, как оказалось, двое понятых не прописаны по тому адресу, который указали, а третий придумал несуществующий адрес — Караганда, микрорайон Гульдер, 95, выяснил Евгений Танков.
- А моей объяснительной в суде вообще не оказалось, потому что, будь она, дело бы развалилось, — дополнила юриста Вера Викторовна.
С особой скрупулезностью в миграционной полиции отнеслись к исполнению решения суда о рассмотрении заявления Раджабова. Полицейские тщательно стали проверять все сведения, которые указал иностранец в своем заявлении, поданном полтора года назад. Выяснилось, что часть положенных на счет денег была израсходована. Хотя ни в одном законе не указано, что деньги должны храниться определенное время. На момент подачи заявления и его рассмотрения средства находились на счете, потом ими стали пользоваться, но в миграционной полиции посчитали, что Раджабов указал «заведомо ложные сведения при подаче заявления».
- Во-первых, заведомо ложными они не могут быть, потому что изначально сумма в наличии имелась, об этом есть справка из банка, во-вторых, в течение времени, когда по закону миграционная полиция должна была рассмотреть заявление, деньги все еще были на счете, — пояснил юрист.
На всякий пожарный, если эти «правонарушения» в суде не будут признаны таковыми, миграционная полиция ухватились за местонахождение иностранца, которое тоже не соответствует заявленному, опять, мол, ложные сведения. Хотя за полтора года волокиты и судебных тяжб человеку свойственно перемещаться в пространстве.
Словом, полицейские возбудили административное производство и направили дело в суд с требованием наказать нарушителя — выдворить его за пределы страны.
Пока суд да дело — выдворили!
Административный протокол и акт об административном правонарушении Раджабов сейчас оспаривает в суде. Но, так как миграционная полиция подала в суд дело о выдворении раньше, производство по иску иностранца приостановлено. Также приостановлено производство по другому иску азербайджанца — о возмещении морально вреда за незаконные действия миграционной полиции в отказе выдавать вид на жительство. Словом, на каждое противоправное, на его взгляд, действие стражей порядка Камран Раджабов обращается в суд за защитой. Итого им подано пять исковых заявлений, вступило в силу только одно, но самое главное — признание действий миграционной полиции незаконными.
И тем не менее 15 февраля суд, рассмотрев дело о выдворении, удовлетворил просьбу миграционной полиции. Раджабову необходимо покинуть Казахстан. 20 февраля он поспешил подать апелляционную жалобу, то есть решение суда о выдворении еще не вступило в законную силу.
Между тем срок нахождения Раджабова в качестве гостя в Караганде истекает. Чтобы в очередной раз не стать нарушителем, гражданин Азербайджана обратился в миграционную полицию с просьбой продлить визу. Но иностранцу отказали, несмотря на то что решение суда о выдворении Камрана Раджабова еще не вступило в законную силу и при наличии документа, подтверждающего, что решение будет обжаловано и исполнение производства на этот период приостановлено. К тому же у интернациональной семьи есть документы других судебных процессов, в которых сказано, что в качестве обеспечительных мер Раджабов должен находиться в Казахстане.
- В прошлом месяце на основании этих же документов регистрацию продлили, а 16 февраля отказали,— не понимает логики миграционной полиции Камран Раджабов.
Его жена — Вера Бакирова — и вовсе на грани срыва:
- Мои права нарушаются, мне ж не 20 лет, мне шестой десяток. Мне жизнь рушат. Куда его выдворяют? Он приехал на ПМЖ с вещами! Как мне жить теперь и как верить Казахстану, если меня, гражданку РК, никто не защищает?
- Мы законопослушные граждане, никогда ничего не нарушали, а теперь погрязли в судах. Дети переживают, потому что в случае чего мне придется уехать из Казахстана. Политическое убежище просить? Раньше думала, что так только в фильмах бывает, но нас коснулось. Сейчас готовы выехать отсюда я и мои холостые дети, потому что права граждан здесь нарушаются, — сказала супруга Раджабова.
Семейная чета подала очередное исковое заявление, чтобы признать отказ в продлении регистрации незаконным. Это уже шестой иск против миграционной полиции за последние полтора года, и когда закончится это судебная круговерть — вопрос открытый.
Read More:
Как рушит семьи миграционная полиция