Как и чем помочь Назарбаеву
Действительно, современному Казахстану нужна современная экономика и предложенные автором пути этого достижения заслуживают самого пристального внимания, но…
При всей актуальности и грамотности предложенного Кажегельдиным вся эта программа повисает во времени и пространстве в силу того, что ее автор не сказал главного — все предлагаемые им реформы возможны только после изменения политической парадигмы власти в Казахстане.
Думаю, что Акежан Магжанович это прекрасно понимает, но по тактическим соображениям этого не проговаривает. А зря! Потому что в этом случае он повторяет ошибку части нашей оппозиции, традиционно ориентированной на экономические реформы и критику окружения президента, которые-де не способны профессионально работать. Смысл такого оппонирования из серии, мол, царь у нас хороший, да вот бояре плохие. К слову сказать, это традиция оппонирования власти доминировала в казахстанской оппозиции все последние годы. И именно такой подход во многом и определил печальную судьбу этой оппозиции.
А ведь именно Акежан Кажегельдин был тем, кто в 90‑е годы, возглавив оппозицию, впервые выдвинул лозунг «Казахстан без Назарбаева». Тогда он один из первых открыто сказал «Иду на Вы!». Платой за это стало уголовное преследование и вынужденная эмиграция, в которой он пребывает и ныне. В истории Казахстана это славная страница казахстанской оппозиции всегда будет отождествляться с Акежаном Кажегельдиным.
Сегодня Кажегельдин своим посланием говорит, что процветание Казахстана возможно и при Назарбаеве, и все, что для этого нужно, это провести предлагаемые автором реформы. И ни слова о том, что любые благие реформы в Казахстане в лучшем случае ничего не меняют, а в худшем — усугубляют ситуацию.
На мой взгляд, между строк вполне отчетливо просматривается намек на то, что автор в роли премьер-министра смог бы все предлагаемое реализовать в лучшем виде. Лично я нисколько не сомневаюсь, что Кажегельдин, окажись он завтра во главе правительства, сумел бы минимизировать последствия ЭТОГО кризиса и даже, может быть, сумел бы вывести страну из него с наименьшими потерями.
Это все, что можно сделать в этих условиях. А дальше страна развивалась бы в традиционном для нее стандарте «ручного управления» со всеми сопутствующими автократии метастазами: продолжала бы свирепствовать коррупция, а значит, процветало традиционное воровство, торжествовало продажное правосудие, а значит, отсутствовали бы гарантии правовой защищенности. Никаких гарантий от «наездов», рейдерства и поборов для бизнеса. Я уж не говорю о ситуации с гражданским обществом, со свободой прессы, с оппозицией и общественными организациями, которые только номинально присутствуют в жизни страны.
Спрашивается, в чем тогда смысл предлагаемого, если принципиально ничего не изменится и страна будет пребывать все в том же прокрустовом ложе авторитаризма, отсекающем по определению все, что в него не укладывается? Зачем эти реформы, которые не меняют ситуации в стране, а всего лишь в лучшем случае помогают Акорде решить свои экономические проблемы? Подчеркиваю — СВОИ!
Оглянитесь назад: двадцать лет страна имела золотой дождь нефтедолларов. Что с этого Казахстану? Кто от этого выиграл? Что было построено за эти годы? Что досталось с этого пирога простым казахстанцам? Где все эти деньги? Кому они достались? В этом смысле помощь, предлагаемая Кажегельдиным, как бы заманчиво она ни выглядела для казахстанцев, это помощь не Казахстану, а именно Назарбаеву, чтобы остаться во власти.
Да, я согласен с Кажегельдиным, Казахстану действительно нужна современная экономика, и он хорошо показывает, какой она должна быть на самом деле. Но такая экономика сегодня в принципе невозможна. Не меняя политических реалий, не ликвидируя порочную систему непотизма, коррупции и правового нигилизма в принципе, трудно рассчитывать на какие-то серьезные положительные результаты предлагаемых реформ. Возможно, это покажется парадоксальным, но в самом лучшем случае приход такого профи, как Кажегельдин (а уж он-то смог бы собрать профессиональную команду), только поможет Назарбаеву укрепиться во власти.
И даже если пофантазировать, что загнанный в угол безвыходностью ситуации Назарбаев вдруг пожелает сделать все, как предлагает Кажегельдин, более того, поставит его премьер-министром — все равно принципиально ничего в стране не изменится.
Повторяю, прежде чем браться за реформирование экономики, нужно изменить политические принципы устройства власти. Без политических реформ никакие экономические изменения в принципе невозможны. Все упрется в коррупцию, в традицию, в сложившиеся отношения и в ментальность людей. Это нужно ломать, резать, что называется, по-живому, а это абсолютно не по зубам ни премьеру, назначенному в авральном порядке, ни даже самому президенту. Так глубоко копать сегодня никто в Казахстане не будет. Нет таких политиков, нет таких сил, нет такой политической воли.
А любой осознавший этот путь вынужден будет возвращаться к единственно правильному лозунгу из 90‑х от Акежана Кажегельдина — «Казахстан без Назарбаева». Но сегодня политически оформленного понимания такого императива в стране нет. А те, кто за рубежом, к сожалению, придерживаются иного мнения.