Дырявая лодка Нигматулина-Шарипбаева
Вы уже поняли, уважаемые читатели, кого называют организаторами. Нурлан Нигматулин — руководитель администрации президента Назарбаева. Кайрат Шарипбаев — зять Назарбаева, муж старший дочери Дариги.
Но это, так сказать, внутренняя кухня, а есть еще и внешняя, где заложены свои мины. Ведь как известно, чтобы претендовать на высшую власть в Казахстане, необходимо заручится поддержкой Китая и получить одобрение России, а с этим у группы Нигматулина-Шарипбаева тоже не все гладко.
Наши северные соседи очень недовольны заигрыванием и агрессивной поддержкой Нурланом Нигматулиным националистических движений в Казахстане: отодвинув прочих тяжеловесов, он монопольно стал их куратором.
Активный проводник интеграционных процессов на пространстве СНГ Владимир Путин раздражен последними инициативами, специально продвинутыми Нигматулиным в пику России. Это и переход на латиницу к 2025 году., и фактическое исключение России из программы «Новый шелковый путь» в сотрудничестве с Турцией.
С другой стороны, Кайрат Шарипбаев, активно лоббируя свои личные интересы во взаимодействии с китайскими инвесторами в газовой сфере, изрядно испортил стратегические отношения с китайскими инвесторами.
Шарипбаев при поддержке финпола «напрягал» нефтяников из поднебесной, одновременно решая два вопроса: выдавливал основного куратора нефтегазового бизнеса из его вотчины и получал отступные от китайцев. Тем самым он помешал одобренным на высоком уровне договоренностям.
Все это вылилось в нелицеприятный разговор между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом Назарбаевым на их последней встрече в Пекине.
В ходе разговора Си Цзиньпин сказал Назарбаеву, что Казахстан хочет инвестиций, но «рубит руки» китайским инвесторам постоянными проверками и взятками. Взбешенный Назарбаев не смог ничего ответить, и по возвращению президента обратно в страну Шарипбаев был смещен с поста гендиректора АО «КазТрансГаз» на должность председателя совета директоров компании — позицию формально высокую, но отрезающую Кайрата Каматаевича от реального управления.
На фоне всех этих событий заслуживает отдельного внимания инициатива акима Байбека о пересмотре стандартов наружной рекламы в Алматы. Снос двух тысяч конструкций, по нашим сведениям, ударит прежде всего по финансовым и медийным потокам этой группы. Это должно дать сигнал всему казахстанскому истеблишменту перестать заигрывать с этой группой.
Похоже, падение ястребов неизбежно. Что в истории Казахстана не раз уже было — вспомним, падение группы Рахата Алиева, южного клана, группы Аслана Мусина и других радикалов, втянувших страну в огромное количество конфликтов. Любые резкие движения чреваты наказанием — выскочку ждет скорое забвение, а людей из его команды зачистка.
Говорят, что многие члены группы Нигматулина-Шарипбаева уже раздражены топорными методами работы своих лидеров и все чаще сторонятся их общества. Яркий тому пример — поведение руководителя Национального бюро по борьбе с коррупцией Кайрата Кожамжарова.
На своей шкуре испытав горечь поражения, Кожамжаров не хочет вновь садиться в дырявую лодку.
Враги же, почуяв слабость группы Нигматулина-Шарипбаева, вот-вот подключатся к ее быстрейшему разгрому. Запасаемся попкорном и будем наблюдать за очередной схваткой пауков в банке.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА