Скандал с утечкой документов панамской компании Mossack Fonseca, связанный с офшорами мировой элиты, затронул и казахстанский политический бомонд: в нем фигурирует имя экс-заместителя акима Астаны Нурали АЛИЕВА. Об этом мы писали в предыдущем номере газеты.
Мы обратились к известным казахстанским экспертам: политологу Дастану КАДЫРЖАНОВУ, известным публицистам Гульжан ЕРГАЛИЕВОЙ и Амиржану КОСАНОВУ с просьбой прокомментировать последствия «Панамагейта» для политической верхушки страны.
— В «панамских документах», опубликованных Международным консорциумом журналистов‑расследователей, фигурирует и имя внука президента, старшего сына вице-премьера — Нурали АЛИЕВА. Между тем, по словам журналистов‑расследователей, опубликованные материалы — это лишь вершина айсберга, а фактов хватит на годы. Стало ли для вас сюрпризом появление в списках «Панамагейта» члена президентской семьи? Полагаете ли, что в этих списках могут фигурировать и другие фамилии высокопоставленных чиновников и их родственников?
Дастан КАДЫРЖАНОВ:
— Я думаю, не только для меня, но и для подавляющего большинства казахстанцев появление материалов подобного рода не является сюрпризом. Все прекрасно понимают, что накопление благ, которое осуществляет верхушка нашего общества, именно таково — построено на принципе «спрятать, накопить, вложить за рубежом».
Хотя, в общем-то, их окружает роскошь везде, и внутри страны тоже. Так что панамские материалы для наших граждан — это секрет Полишинеля.
Я абсолютно уверен, что материалы, касающиеся современной казахстанской элиты, выдаются дозированно. То есть нам приоткрыли лишь часть общей картины с тем прицелом, что дальше будут появляться все новые и новые имена. В зависимости от конъюнктуры — на кого наиболее целесообразно надавить сейчас. При этом семья и ближайшее окружение президента будут под ударом всегда. Здесь все понятно: именно этот круг закономерно ассоциируется в мире с внутренним и внешним политическими курсами Казахстана. А он не может устраивать большинство политических игроков в мире. Впрочем, и внутри уже все наблюдают в сегодняшней политической ситуации в стране «элемент обреченности».
В том, что и другие имена есть, я даже не сомневаюсь. Публикация панамских разоблачений — это часть хорошо продуманного плана, который будет постепенно реализовываться буквально на наших глазах. Наивно думать, что это вдруг случайно разразившаяся сенсация.
Вы говорите о верхушке айсберга — это верное замечание, ведь финансы, уведенные из страны, спрятаны не только в тех офшорах, которые упомянуты в панамских материалах. Ареал территорий, в которых «исчезли» казахстанские миллиарды, чрезвычайно широк. Скоро начнут проявляться и арабские, швейцарские, китайские маршруты их следования, и еще бог весть какие…
Вспомните, как давно в стране шепчутся и говорят открыто, даже делают официальные заявления о так называемых зарубежных счетах правящей группы. Поэтому я вообще отказываюсь понимать тех, для кого «панамские документы» — это некая новинка политической жизни.
Гульжан ЕРГАЛИЕВА:
— Появление фамилии и данных внука президента и сына вице-премьера в этих документах, во‑первых, было ожидаемым (и не только его имя), во‑вторых — несколько разочаровывающим, что так мало указано скрытых средств и что говорится лишь о счетах одного АЛИЕВА-младшего. Поэтому сюрпризом это для казахстанцев не стало. Все ахи и охи прошли еще в начале и середине 2000‑х, когда на нас обрушился «Казахгейт». Ничего, пережили…
Все уже знают, что правящая семья в Казахстане самая богатая, многие ее члены давно обосновались в различных списках и рейтингах очень состоятельных людей не только страны, но и планеты, об их капиталах пишется в специальных финансовых источниках, да и всем видно, кто из них какими активами в стране пользуется — банками, торговлей и национальными ресурсами. А то, что дочери президента, его зятья, племянники, братья, внуки, приближенные лица и т. д. имеют неограниченный доступ к обогащению, стало даже каким-то «правилом хорошего тона». (Видимо, только на этой семье природа не отдыхает.) Многие люди считают такое положение естественным. Я это называю принудительным внушением.
Но на самом деле, если применить существующие инструменты измерения законности обогащения в Казахстане (даже собственной страны), то легко выяснится, что большинство капиталов имеют, мягко говоря, нелегитимную природу возникновения. И вот, «панамские документы» это показали, пока только краешек.
Что такое офшоры? Это скопление средств, которые не прошли через официальные финансовые коридоры с указанием источников дохода, уплатой налогов и прочих обязательных платежей. Поэтому такие средства называются грязными — либо коррупционными, то есть сворованными, либо полученными за преступную деятельность: наркоторговля, сбыт оружия, доходы от проституции и пр. В нашем случае это главным образом взятки и хищения государственных средств.
Поэтому будет неудивительным появление в списках «панамских документов» фамилий и других, хорошо известных в стране фигурантов с огромными состояниями, членов президентской семьи в том числе. Но если об этом знает целый народ, то и для остального мира это не останется секретом. Важно другое — кто из них окажется более-менее чистым, а кто состоит исключительно из офшорного золота. Вот это нам всемирные расследователи и покажут.
Амиржан КОСАНОВ:
— Сама политическая система Казахстана, сама структура власти, уровень ее закрытости от общества и степень коррумпированности власти таковы, что наличие счетов казахстанских чиновников в офшорных зонах для граждан не является чем-то из ряда вон выходящим: казахстанцы всегда знали, что наиболее богатые чиновники страны фигурируют не только в списках «Форбса». Вседозволенность, отсутствие эффективного контроля за финансами и собственностью высокопоставленных чиновников, круговая порука во властных кругах по принципу «ворон ворону глаз не выклюнет», зажим свободы слова и другие причины позволяют нашим нуворишам от власти благополучно уходить от уплаты налогов в своей собственной стране.
Надо понимать, что, уводя деньги в офшоры, каждый чиновник в свое время заручился поддержкой (и согласием) высшего руководства страны. Как показывает время, такая благосклонность невечна и избирательна. Сегодня ты в фаворе, а завтра — в тюрьме или в бегах. Я не могу огульно охаивать все чиновничество, в нем немало честных и порядочных руководителей (сам когда-то работал в правительстве и не понаслышке знаю о ситуации), но неприглядные факты налицо.
К тому же источником обогащения наших чиновников являются или банальная коррупция (откаты, взятки и прочая мзда), или незаконный (квазисемейный и иной аффилированный) бизнес. Надо же сохранить «все, что нажито непосильным трудом» — вот и уплывают в тихие гавани наши корабли!
Так что уверен: «Панамагейт» — это только цветочки и мы еще увидим настоящие ягоды!
В офшоризации капитала казахстанских чиновников есть и такая интересная сторона. Они не только хотят скрыть свои доходы, они просто не верят в нашу финансовую систему и, главное, не связывают свое будущее с Казахстаном! О каком патриотизме можно говорить в таких случаях?! У многих из них заранее заготовлены и самолеты, и запасные аэродромы на Западе. Не думаю, что сам елбасы об этом не знает!
— Казахстанские провластные СМИ ни словом не обмолвились о «Панамагейте». А фигурант от Казахстана Нурали АЛИЕВ ограничился публикацией пространного интервью на одном из сайтов, где ни словом не обмолвился про панамские офшоры. Почему Акорда полностью игнорирует факты «панамских документов»? Правильная ли это реакция и о чем она говорит?
Дастан Кадыржанов:
— Официальным СМИ просто вообще нечего сказать на эту тему. Все, что ни будет сказано, всегда будет воспринято с точностью до наоборот. Поэтому слишком очевидна бесполезность каких-либо заявлений. Ментальная легитимность правящей группы с трудом пытается удержаться на паре тонких ниточек, одна из которых — это наблюдаемый нами способ реагирования. Он называется затупить. А у детей — спрятаться под одеялом в надежде, что монстр потопчется и уйдет восвояси.
Конечно, первоначальный эффект удивления схлынет, как схлынет и волна в социальных сетях, но это отнюдь не означает, что инцидент предан забвению. Напротив, сейчас происходят «накопление ответственности» со одной стороны и «накопление аргументации» с другой. Вторая накапливается для того, чтобы в свое время первую сделать максимальной и предъявить максимальные же требования.
Однако реакция все-таки будет. Она будет не прямой, а именно косвенной, поскольку против прямых аргументов возразить-то нечего, но можно предъявить те аргументы, которым не сможет возражать народ. Это погружение:
во‑первых, в кучу новых скандалов, отвлекающих мещан от «основного вопроса политики», вроде смакования всяких видеодрак, ДТП, маньяков и очередных глупостей от депутатского корпуса. Опять кто-нибудь из людей с портфелями ляпнет что-нибудь уничижительное про казахский язык или про казахскую историю, чтобы потопить носителей национального самосознания в дурацких диспутах, опять же не имеющих отношения к «основному вопросу политики». Опять выкинут что-нибудь жареное и смущающее добропорядочность наших обывателей. И соцсети медленно двинутся вслед за этими «крысоловами»;
во‑вторых, легко представить себе погружение в новые круги репрессий. Многие уже говорят, что наша государственная машина окончательно стала на рельсы перманентного государственного террора. Вести о праведных и неправедных судах, арестах, обвинениях и тюремном заключении заполнили практически все наше информационное пространство. Они неизбежно каждый день присутствуют в новостях и социальных сетях. Никто и не задумывается над тем, какой окрас это придает нашему государству. Верхам плевать, низы же могут только накапливать ярость.
В дальнейшем, я даже нисколько не сомневаюсь, в определенный момент появится какой-нибудь высокопоставленный умник, который торжественно заявит: «Во всем виноваты НАЗАРБАЕВ и его семья, а я, сидя рядом, как ШТИРЛИЦ, глубоко законспирированно со всем этим последовательно боролся». И все, согласно его плану, должны в эти слова поверить и устлать ему путь к трону розами.
Ничего не выйдет. По одной простой причине, что люди никому (хоть даже и немного) помазанному этой властью не поверят настолько, насколько это сформировало бы его морально-этическую легитимность. Поздно. И этот поток падения легитимности никак не остановить, просто потому, что никто и не пытается. Даже из соображений личной безопасности. Это даже как-то сродни безумию или гамлетовской имитации его.
Гульжан ЕРГАЛИЕВА:
— Сегодня это так глупо со стороны казахстанских СМИ — держать обет молчания по таким поводам, когда вокруг интернет и тысячи доступных источников информации, из которых узнаешь все, что творится в мире. Просто власти не умеют выходить достойно из подобных ситуаций. Лично я сразу бы использовала тренд НАЗАРБАЕВА о необходимости возвращения и легализации вывезенных из страны капиталов и об их использовании в отечественной экономике под гарантии государства. Что только он ни говорил про это… И что надо совместно спасать страну от кризиса. И что накопление первоначального капитала не бывает всегда чистым, мол, простим. И взывал к совести: отдайте долг перед народом, благодаря которому вы разбогатели. И даже угрожал: мы все равно найдем и потом накажем… Однако даже его внук, который первым оказался под панамским ударом, не внял просьбам дедушки. Так же поступают его зятья, племянники и дочери. А что говорить о чужих? Выходит, они просто не доверяют ему и будут тупо дожидаться, пока их вот так не расщелкают на весь мир.
НАЗАРБАЕВУ, наверное, уже объяснили, что огласка в мире неизбежна про нечистый казахстанский бизнес. Поэтому он пытается спасти не только, по сути, украденные сотни миллиардов долларов, чтобы вовремя их вернуть на родину, но и репутацию страны, в которой, оказывается, вообще не существует легального и порядочного бизнеса. Что это за страна получается? Какой-то воровстан! И какие приличные мировые компании будут иметь с нами дело, чтобы вкладывать серьезные инвестиции на развитие? (Говорят, китайцы уже стали сомневаться в целевом расходовании своих огромных кредитов в Казахстане и отныне будут создавать наблюдательные советы.) Придут проходимцы и мошенники, которые наобещают золотые горы, но в результате распродадут национальные богатства налево и свалят. Так было в 90‑х, так поступают сегодня свои ермегияевы — просто грабят.
Акорда игнорирует панамский фактор не потому, что они такие гордые, а потому что в шоке. Но я не думаю, что там не просчитывают последствия. Скорее всего, сейчас они лихорадочно придумывают целую оправдательную теорию — готовят более или менее приличные объяснения. И не только ради внука президента, а ради себя, ведь, как заявили инициаторы расследования, опубликованные факты только верхушка айсберга. С учетом огромного процента накопления капиталов офшорным способом богатыми казахстанцами, наша страна в итоге займет одну из верхних строчек ненадежных в этом отношении государств. А это новый провал — экономический, политический, репутационный. Причем мы окажемся в определенной изоляции на долгие годы, так как просто выйдем из доверия. Тем более если в этих списках обнаружится сам елбасы наряду с членами своей семьи. Уверена, что там начали издалека, с его внука, как некую подготовку к кульминации по Казахстану.
Амиржан КОСАНОВ:
— Налицо тотальная цензура, как внешняя, со стороны власти, которая не хотела бы, чтобы информация о «Панамгейте» дошла до казахстанцев, так и внутренняя, в недрах самих СМИ, которые живут по принципу «от греха подальше». Мы видим, что о вселенском, буквально потрясшем мир, скандале, о котором вещают все мировые СМИ, в Казахстане осмелились упомянуть лишь некоторые издания.
Отсутствие своевременного и внятного комментария со стороны власти (все-таки внук действуюшего президента и хоть и бывший, но чиновник) уже вызывает определенное недовольство со стороны общественности. Ибо, несмотря на табу на эту тему в государственных (и иных провластных) СМИ, народ уже узнал о панамском скандале. В век интернета и социальных сетей смешно обманывать себя тем, что можно скрыть от общества ту или иную правду!
Смотрите, из-за подобной утечки информации премьер Исландии ушел в отставку, а такой лидер мирового уровня, как премьер Великобритании, вынужден честно признавать свои ошибки, в том числе и по поводу своих предыдущих объяснений. Это честно и цивилизованно и вполне соответствует стандартам демократии, когда каждый чиновник должен быть максимально открыт для общества и, что немаловажно, честен перед своими избирателями.
У нас же другие стандарты. Потому и нет ответа от власти.
— Какие последствия для казахстанской власти могут последовать в случае, если в списках будут упомянуты дополнительные фамилии? Как на это будет реагировать общество и международное сообщество?
Дастан КАДЫРЖАНОВ:
— В сущности, в предыдущих ответах я уже частично ответил на этот вопрос.
Могу лишь добавить, что Казахстан — это не изолированный остров. Все, что происходит у нас, так или иначе проходит через ценностную оценку в мире. А внешний мир — это не только партнеры и бывшие партнеры по бизнесу нашей элиты. Это еще и масса людей, чутко стоящих на страже таких демократических ценностей, как права и свободы человека. Также это огромные армии стран, ведущих агрессивную внешнюю политику разными способами и методами, но всегда с одинаковой целью — лишить другую страну прав и возможностей вершить самостоятельную политику. Не важно, экономическую, социальную или какую другую, но свою самостоятельную, отстаивающую интересы своей нации.
Поэтому любой народ всегда должен иметь ответ на один простой вопрос: те, в чьих руках его судьба в мире, способны защитить его или нет? Ответы на вопрос «почему?» всегда появятся. Стали же явью тайны «панамских документов». Станет понятным и явным и все остальное.
Гульжан ЕРГАЛИЕВА:
— О последствиях вкратце я уже сказала. И про то, что это только подготовка, а «жирные барашки» припасены на главное блюдо. Кстати, в связи с этим в стране усилятся так называемые коррупционные аресты, чтобы показать миру, какие у нас власти нетерпимые к нечестным чиновникам. И экс-премьер Серик АХМЕТОВ, посаженный на 10 лет, — это как раз демонстрационный вариант.Однако это слабая попытка оправдания, всех не пересажаешь, так как воруют, простите, все! И даже болашаковцы, якобы надежда нации.
Здесь больше хотелось бы сказать не о том, как власти сохранить свое лицо и спасти деньги от возможной конфискации. Ведь это всемирное расследование затеяно неспроста. Мир с каждым днем становится все более угрожающим, нестабильным и конфликтным. Войны, терроризм, геополитические обострения… Все это кем-то финансируется. Поэтому возникла необходимость прервать потоки кровавых денег. Так что у этой программы далеко идущие планы, и меры будут применяться жесткие.
Казахстан не станет исключением. Думаю, все сомнительные казахские капиталы войдут в категорию риска.
Об этом предупреждал в казахстанской прессе бывший премьер-министр Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН. Но у нас же не принято слушать здравые мысли и предложения со стороны. Наша власть, как секта, молится только в своем кругу и уже докатилась до философии: «Кто как содержится, тот так и работает» (цитата депутата КАРАГУСОВОЙ).
Словом, надо не злорадствовать сейчас, а всей страной искать выход из такого скандального и явно проигрышного положения. Народ наш уже не удивишь ни суммами, ни именами расхитителей. В конце концов, спрятанные миллиарды на частных счетах — это национальные богатства, полученные в результате обмана. Поэтому нужна мобилизация на новые и кардинальные программы действий. Парламенту надо срочно заняться сводом норм и законов, по которым все эти средства (невзирая на родство и положение) должны вернуться в страну на специально созданный счет. Провести прозрачную ревизию этих средств и недоказанные обогащения просто конфисковать.
Как говорится, опустошала Казахстан кучка негодяев, а спасать страну придется всему народу, если он будет принципиальным и настойчивым, а также сможет дать миру гарантии, что все исправит.
Амиржан КОСАНОВ:
— Последствия можно условно разделить на две части.
Первая имеет внешнюю составляющую, ибо мир, в том числе и мировые финансы, будут все более открытыми, скрытых от глаз налогоплательщиков тихих гаваней будет все меньше и меньше. И мировой кризис стал катализатором этого неизбежного процесса. Недавно глава МВФ ЛАГАРД заявила о том, что мировые финансовые институты будут совместно форсировать работу в этом направлении.
Возможно, в скором времени безналоговых зон и не будет: не на Луне или Марсе же будут хранить свои кровные чиновники и олигархи! И любой чиновник, желающий уйти от уплаты налогов в своей стране, должен это понимать. В этом смысле я полностью солидарен с елбасы, который призвал своих подчиненных вернуть в страну свои капиталы (хотя наличие в офшорных списках фамилий наших чиновников свидетельствует о том, что его призывы остаются гласом вопиющего в пустыне!).
Вторая часть с внутренним содержанием. Сейчас общество на самом деле озлоблено, оно переживает трудные времена, связанные с кризисом и девальвацией, с резким ухудшением уровня жизни абсолютного большинства казахстанцев. И любой негативный факт, в том числе и информация о чиновниках, скрывающих свои доходы и не желающих платить налоги в своей стране, может стать той маленькой искрой, от которой возгорится пламя!
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com