Несмотря на обещание Дэвида Кэмерона по борьбе с коррупцией пять лет назад, Великобритания по-прежнему остается основным местом назначения незаконных финансов клептократов.
Министров обвиняют в том, что они позволили правящей элите Казахстана тайно инвестировать огромные суммы богатства страны в лондонский рынок недвижимости после того, как не приняли обещанные новые законы о прозрачности.
Бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон на антикоррупционном саммите в Лондоне в 2016 году пообещал, что Великобритания положит конец тайному владению недвижимостью в офшорах. Спустя более пяти лет предложенный реестр иностранных собственников британской собственности так и не был введен.
Восстания в Казахстане на прошлой неделе стали отражением всеобщего недовольства по поводу трех десятилетий правления бывшего президента Нурсултана Назарбаева и огромных состояний, накопленных привилегированным меньшинством.
Недвижимость стоимостью в сотни миллионов фунтов стерлингов в Лондоне и на юге Англии уже была идентифицирована как купленная богатой казахстанской элитой за последние два десятилетия. Правительство сейчас находится под давлением, чтобы ускорить принятие новых законов о введении реестра, обещанного Кэмероном.
Дэвид Лэмми, теневой министр иностранных дел, сказал: «Правительство, к сожалению, не в состоянии справиться с ролью Великобритании в отмывании денег, коррупции и незаконных финансах. Лондон — излюбленное место клептократов со всего мира, стремящихся сохранить нажитое нечестным путем богатство. Нет смысла использовать жесткие слова в адрес путинского режима или критиковать положение с правами человека в Казахстане, одновременно оказывая мягкое воздействие на элиты, которые поддерживают авторитарные режимы и извлекают из них выгоду».
Около 90 000 компаний в Англии и Уэльсе принадлежат оффшорным компаниям, зарегистрированным в секретных юрисдикциях .
В отчете под названием «Проблема клептократии в Великобритании» , опубликованном в прошлом месяце аналитическим центром Chatham House, указывается, что правящая элита Казахстана с 1998 по 2002 год приобрела 34 объекта недвижимости на сумму около 530 миллионов фунтов стерлингов. Джон Хизершоу, профессор международных отношений Эксетерского университета и ведущий автор доклада, сказал: «Большая часть имущества связана с семьей Назарбаева или членами правящей элиты, которые к ним близки». Эксперты говорят, что портфель, вероятно, будет «верхушкой айсберга», поскольку многие другие объекты недвижимости будут принадлежать оффшорным подставным компаниям, которые не раскрывают своих бенефициарных владельцев.
Хизершоу сказал, что Лондон был популярным местом для правящей элиты с подозрительным богатством, потому что это был глобальный космополитический и финансовый центр; он предоставил ряд юридических фирм, предлагающих агрессивные услуги по управлению репутацией; и это дало возможность пообщаться с влиятельными фигурами в политических, королевских и деловых кругах.
Он сказал: «Лондон был очень важен для политической элиты в Казахстане, и это включает отношения, которые они установили с такими людьми, как Тони Блэр и принц Эндрю». Блэр давал советы казахстанскому режиму, а принц Эндрю был близок с некоторыми из его самых богатых людей.
Недвижимость казахстанской элиты, купленная во время президентства Назарбаева, включает супружеский дом принца Эндрю, Sunninghill Park в Беркшире, купленный в 2007 году за 15 миллионов фунтов стерлингов олигархом Тимуром Кулибаевым , зятем бывшего президента Казахстана.
В начале 2020 года также выяснилось, что дочь Назарбаева Дарига Назарбаева и внук Нурали Алиев владеют недвижимостью в Лондоне на сумму не менее 80 миллионов фунтов стерлингов. Национальное агентство по борьбе с преступностью издало приказы о необъяснимом богатстве, которые используются для отслеживания подозрительных средств, в отношении трех объектов: особняка на Бишопс-авеню, одной из самых дорогих улиц в столице; квартира в Челси; и особняк в Хайгейте, на севере Лондона. Приказы были отклонены судьей, который установил, что NCA не доказало никакой связи между покупкой домов и преступными средствами.
Оливер Буллоу, автор книги Moneyland , в которой исследуется, как незаконно нажитое богатство может перемещаться по всему миру, сказал, что восстания в Казахстане были связаны с непрерывным потоком богатства страны в такие города, как Лондон. Согласно отчету KPMG, 162 человека контролируют около половины всех богатств Казахстана.
Буллоу сказал: «Казахстанская элита смогла извлечь огромное богатство и оставить простым людям очень мало. И основным фактором, обеспечивающим эту добычу, была Великобритания».
Бен Коудок, руководитель расследования в Transparency International UK, независимой антикоррупционной организации, сказал, что Великобритания должна сейчас изучить вопрос о том, может ли она ввести санкции против кого-либо из правящей элиты Казахстана, который мог получить прибыль от незаконных доходов.
Он сказал: «Казахстан — это клептократия, и в высших эшелонах власти высокий уровень коррупции. Великобритания должна искать доказательства, чтобы принять меры, но это чрезвычайно сложно в стране, которая фактически узаконила коррупцию. Они взяли под свой контроль все активы страны и поделили их между правящей элитой».
На этой неделе местонахождение Назарбаева остается неясным, и ходят слухи, что он, возможно, покинул страну. 81-летний Назарбаев ушел с поста президента в 2019 году, но до прошлой недели все еще обладал значительной властью и был председателем влиятельного совета безопасности страны. Сейчас он снят с этого поста.
Представитель правительства Великобритании заявил: «Правительство создаст новый реестр бенефициарных владельцев иностранных организаций, владеющих британской недвижимостью, чтобы бороться с отмыванием денег и добиться большей прозрачности на рынке недвижимости Великобритании. Крайне важно, чтобы реестр обеспечивал правильный баланс между повышением прозрачности и минимизацией нагрузки на законную коммерческую деятельность. Правительство примет закон, когда позволит парламентское время».
Источник: https://amp.theguardian.com/