Жанболат МАМАЙ
Из книги Джина Шарпа: Притча Лю Джи, китайского сказителя четырнадцатого века, например, весьма четко характеризует забытое понимание политической власти:
«В феодальном государстве Чу жил старик, который держал в качестве прислуги обезьян. Население Чу называло его «Джи гонг» (повелитель обезьян).Каждое утро старик собирал обезьян в своем дворе и приказывал старейшей обезьяне вести остальных в горы собирать фрукты с деревьев и кустов. По правилу, каждая обезьяна должна была отдавать одну десятую собранного старику. Тех, кто не делал этого, безжалостно пороли. Все обезьяны жестоко страдали, но не решались жаловаться.
Однажды маленькая обезьянка спросила остальных: «Сажал ли старик эти фруктовые деревья и кустарники?» Остальные ответили: «Нет, они сами выросли». Тогда маленькая обезьяна опять спросила: «Разве мы не можем собирать фрукты без разрешения старика?» Остальные ответили: «Да, можем». Маленькая обезьяна продолжала: «Тогда, почему мы должны зависеть от старика, почему мы все должны служить ему?»
Еще не кончила говорить маленькая обезьяна, как все обезьяны внезапно поняли и пробудились.
Той же ночью, увидев, что старик уснул, обезьяны разрушили барьеры, за которыми их держали и полностью разрушили частокол. Они также забрали фрукты, которые старик держал в хранилище, унесли их в лес и больше не возвращались. Вскоре после этого старик умер от голода.»
Ю‑ли-зи говорил: «Некоторые правят своими народами с помощью трюков, а не справедливых принципов. Разве они не похожи на повелителя обезьян? Они не подозревают о своей глупости. Как только их народ образумится, их трюки больше не срабатывают».
В предыдущей статье я писал о том, что «новоизбранный» президент Казахстана вряд ли выберет путь демократизации и модернизации страны. Те оптимисты, которые питали маленькую надежду на политическую ответственность Акорды, ожидая политических реформ после президентских псевдовыборов, окончательно разочарованы. Обществу вновь дали убедиться, что демократия по указанию «сверху» не строится – ее надо добиваться консолидированными действиями.
Когда Назарбаев говорит о том, что «в Казахстане нет стольких американцев, чтобы построить демократию», он в какой то степени прав. Ведь американцы тоже не просто так пришли к демократии – они ее строили более двухсот лет. Вспомните сборник великих мыслителей Гамильтона, Мэдисона и Джея «Федералист» — в нем они, критически относятся к понятию «демократия», предпочитая вместо нее термин «республика». Борьба за демократию в США растянулась на два века, она была кровавая и порой смертельная, но увенчалась успехом. Европа лишь после двух кровавых мировых войн пришла к демократии: великие державы поняли, что лишь демократии не нападают на другие демократии.
После падения берлинской стены в 1989 году, и последовавшего за ним развала СССР, западные демократии были вполне уверены, что их модель демократии окончательно победила, и мир примет их пример политического поведения. Известный мыслитель современности Фрэнсис Фукуяма назвал этот период «концом истории».
Но увы, западные политики и мыслители глубоков заблуждались: большинство стран как постсоветского, так и Ближнего востока не только не приняли западную модель демократии, но наоборот, стали оплотами авторитаризма и диктатуры. Высокие цены на энергоносители, неспособность Запада и в первую очередь США решать глобальные задачи повсеместно, нежелание граждан бывшей тоталитарной империи бороться за свои права и свободу привели к тому, что сейчас есть: кроме прибалтийских стран, в последние годы Грузии и Украины, большинство постсоветских пошли по пути авторитаризма. Казахстан, к сожалению, не стал исключением.
Есть авторитетное мнение, что с увеличением благосостояние населения, усиливается запрос на демократию в стране и это приводит либо к полному поражению авторитаризма, либо к мягкому переходу от авторитаризма демократии. В качестве примера эксперты указывают на Южную Корею и Бразилию, которые после бурного экономического подъема перешли от авторитаризма к демократии. Но отдельный пример Казахстана полностью отвергает это утверждение. Несмотря на определенный рост экономики и следовательно благосостояния населения (все это связано не с политической мудростью Акорды, а ценами на нефть), Казахстан все больше и больше скатывается в авторитаризм. Если даже в начале 2000‑х можно было помыслить о создании политических партий, СМИ и были свободные телеканалы, то сегодня в стране не осталось ни одного оппозиционного политического объединения. Если тогда в ряды оппозиции примкнули бывшие министры, крупные бизнесмены, общественные деятели, то сегодня все они либо куплены, запуганы, посажены или покинули Казахстан.
В стране нет ни одного (!) бизнесмена и мецената, который мог бы помочь оппозиции финансово: таких людей ждет в лучшем случае участь Мухтара Аблязова, а может быть и Алтынбека Сарсенбайулы. Единственной отдушиной демократии стали пара-тройка оппозиционных газет, которые могут быть закрыты в любой день росчерком пера клерка из алматинского акимата или решением районного судьи. Одним словом, оппозиция в Казахстане практически «закатана в асфальт».
По некоторым данным в Казахстане от 10 до 20-ти тысяч долларовых миллионеров, сформировался определенный средний класс, который может позволить себе посетить демократические европейские страны, в стране есть тысячи выпускников «Болашак», которые получили высшее образование на Западе. Но их голос с требованием безотлагательной демократизации Казахстана, проведения честных и открытых выборов, создания условий для развития независимых СМИ, борьбы с коррупцией не слышно. Те миллионеры, которые сегодня есть в нашей стране в основной своей массе заработали деньги коррупционными методами. Я не говорю о всех, но подавляющее большинство именно стало богатым благодаря этому режиму, с помощью крупных взяток и откатов. То есть, это люди, которые хотят зарабатывать деньги в Казахстане, получая взятки, но проводить отдых и время в развитых западных странах. Многие из них даже готовят запасные аэродромы, некоторые смотрят вперед: давая своим отпрыскам английские, французские и немецкие имена. Никакой казахскости, связи с родной почвы у таких особ нет. Зря Шаханов когда то называл манкуртом, человека не знающего родной язык, настоящие манкурты выросли именно вот эти люди.
Итак, это означает, что рост благосостояние и демократизация никак не связаны друг с другом. Возможно реальная демократизация привела бы к намного большему росту благосостояние, справедливому распределению нефтяных доходов, значительной диверсификации экономики, но лишь рост благосостояние граждан по сравнению с лихими 90-годами к демократизации в Казахстане не привел. С ослаблением позиций США, в мире идет усиление авторитарных режимов. Особенно яркими их представителями стали Китай и Вьетнам, которые опровергли западный тезис о том, что только демократия приводит к экономическому росту и подъему. Если США, и так имеющее огромное количество проблем по всему миру и у себя дома, особенно после провалов в Ираке и Афганистане, не собирается отстаивать и бороться за демократию в мире, то оплоты диктатуры Китай и Россия, создают антидемократические альянсы и объединения (Евразийский союз например) для усиления своих позиций.
И в такое время кажется, что надежды на создание правового государства, где власть была бы подотчетна гражданам, где проводились бы честные и открытые выборы, где были бы независимые СМИ, партии и самостоятельный парламент, где не было бы коррупции, где правоохранительные органы стояли бы на страже закона и порядка, не брали бы взяток, угасает. Нынешнее положение можно охарактеризовать так: есть длинный и темный туннель, где ни видно ни конца, ни света. Есть ощущение, что нынешний режим и его клика надолго остается у власти.
Но кардинальные изменения и революции начинаются именно там, где вроде бы уже нет просвета. Советский союз пал неожиданно для всех. Даже ЦРУ США за год до распада СССР делал прогнозы, что коммунистический режим будет править в СССР еще долгие годы. Даже проводился референдум, где абсолютное большинство сказала «да» сохранению СССР. Но несмотря на эти народные заверения, ни в каком из союзных республик не было массовых выступлений в защиту коммунистического режима.
Можно приводить ливийский, сирийский, туниский, египетский и другие свежие примеры из истории, где неожиданно для всех, включая для правящих кланов в этих странах, начались революции и массовые народные волнения. К чему они привели – это отдельный разговор. И уж в этом не виноваты те, кто боролся за светлое будущее против диктаторов и тиранов, оккупировавших власть в их родных странах. В это повинны алчные, жадные до власти и денег, деградировавшие тираны, которые хотели бесконечно править и разворовывать страну, не думая о ее будущем и грядущих поколениях. И чем больше они восседали на тронах, тем хуже ситуация в их странах после революций: Ливия, где около четырех десятилетий правил Каддафи буквально на грани распада, политическая турбулентность сохраняется в Египте, где 30 лет безраздельно правил Хосни Мубарак (но государственность Египет сохранит, а вот будет ли стабильность?), более мягкий по сравнению с соседями от авторитаризма к демократии (по крайней мере эти процессы там начались) испытал Тунис, где 24 года у власти был диктатор Бен Али.
Эти и другие примеры говорят об одном: путь авторитаризма и диктатуры абсолютно тупиковой. Не бывает счастливого конца у авторитаризма, и самое главное – чем дольше он продолжается, тем хуже как для самого диктатора, так и для всего государства и граждан. Вот только понимают ли это в Акорде? Или они реально уверовали в «божественность» своего «дуче», которого не коснутся ни одни перемены в мире и исторические процессы? Не думаю. Иначе, зачем отдельным представитялем казахстанской элиты готовить запасные «аэродромы» на Западе, покупая там недвижимость, инвестируя в экономики демократических стран и храня многомиллионные счета в швейцариях?