Дочери казахстанского президента Назарбаева Дариге, которая очень любит выступать с концертами, ее желание спеть на сцене театра на Елисейских Полях обошлось в 100 тысяч евро. Хотя выступление задумывалось как приватное, не все из избранных согласились прийти на шоу.
Этот скандальный факт стал известен благодаря опубликованной в интернете переписке советника посла Казахстана во Франции Жана Галиева. Подробно рассказала о ее содержании журналистка французского издания Mediapart.fr Агата Дюпарк в статье, озаглавленной «Как казахская диктатура «завербовала» сторонников во Франции».
Как пишет Агата Дюпарк, именно дипломат Жан Галиев организовал приватный концерт дочери казахстанского президента Дариги Назарбаевой в 2013 году в Париже.
А началась эта история 13 мая, когда Дарига Назарбаева предложила около 100000 евро театру на Елисейских Полях за возможность дать сольный концерт перед аудиторией, состоящей из дипломатов, международных деятелей и бизнесменов. «Старшая дочь монарха, ныне депутат, глава парламентской фракции «Нур Отан» (президентская партия) поет в свободное время. В Париже в сопровождении известного оркестра и хора Ламурё она пела не только арии Генделя, Глюка, Скарлатти, но и песни, популярные в Казахстане», — сообщила Агата Дюпарк.
Однако это событие, которое состоялось в начале франко-казахстанского культурного сезона 2013—2014 годов, как видно из переписки, имело несколько весьма нелицеприятных эпизодов, а его организаторов постоянно лихорадило от требований «госпожи Дариги». Дипломат Жан Галиев был в постоянном контакте с главным организатором — графиней Шереметевой, муж которой граф Петр Шереметев является ректором Парижской консерватории им. С. Рахманинова и возглавляет Русское музыкальное общество во Франции.
Театр на Елисейских Полях для выступления выбрала сама Дарига Назарбаева, задумывая «яркий, красочный вечер», помпезный соло-спектакль звука и света, смешение фольклора и классики по образцу концертов, данных в Казахстане.
В нескольких электронных письмах ее помощница объясняет, что «госпожа Дарига» желает, чтобы на сцене был установлен гигантский экран. Она требует «узнать и проанализировать специальность каждого сотрудника, который будет принимать участие в подготовке концерта», имея в виду, что персонал театра будет задействован 24 часа в сутки. Приведенная в ужас графиня Шереметева подумывала о том, чтобы найти другой театр. Ответом было: «Мы видим это событие не как телепередачу, а как концерт известной артистки в историческом концертном зале».
Последовал обмен сообщениями, и дочь президента в конце концов отказалась от своих требований. Но решила привезти 23 артиста и 11 техников из Казахстана без подписания трудового договора, как того требует французское законодательство. Региональное отделение работы и занятости Иль-де-Франс потребовало, чтобы казахстанские работники оформлялись как положено. Они объяснили, что только Министерство внутренних дел или префектура Парижа могут согласовать отступление от правил.
И вот 18 апреля посол Даненов пишет префекту Бернару Буко, настойчиво прося помощи, объясняя, что «вышеупомянутая процедура (получение трудового соглашения — ред.) слишком длинная и сложная». И не поверите, но он получает в итоге удовлетворительный ответ.
Но эти организационные сложности не шли ни в какое сравнение с тем, чтобы уговорить прийти на концерт искушенную французскую публику. В распоряжении Mediapart оказался список из 300 приглашенных. «Среди тех, кто ответил на приглашение, были послы Александр Орлов, Лоран Дэссо, сенатор Эмери Монтескье — один из фигурантов последнего «Казахгейта», который недавно лишился парламентской неприкосновенности, Оливье де Бернон, бывший президент музея Guimet, Арно Бреиллак, директор отделения Total», — перечисляет Дюпарк.
Однако многие отказались от приглашения. «Например, Лоран Фабиус, Пьер Московичи, Патрик Крон, генеральный директор Alstom, бывший министр Николь Брик и Жак Аттали, который был тогда погружен в переговоры с Астаной», — утверждает журналистка.
А Кристоф де Маржери, глава Total, и его супруга сначала подтвердили присутствие, но в конечном счете не пришли, что вызвало мини-инцидент. «Это отсутствие спровоцировало большое удивление его превосходительства посла Казахстана господина Нурлана Даненова, графа и графини Шереметевых и многочисленных гостей, которые присутствовали в почетной ложе в тот вечер», — приводит Mediapart.fr отрывок из письма Галиева главе Total.
…Такую вот забавную историю откопала французская журналистка. Мы, конечно, понимаем, что Дарига Назарбаева отнюдь не бедный человек. Но заплатить 100 тысяч евро только театру за возможность спеть на его сцене — это все-таки перебор, как нам кажется. А вам?