Эта история произошла еще в 90‑х годах, но она до сих не потеряла своей актуальности и к тому же очень хорошо объясняет карьерный рост бывшего министра ЧС, а ныне замминистра МВД Владимира Божко.
Рассказывая о начинающемся противостоянии между министром внутренних дел РК Калмуханбетом Касымовым и его заместителем Владимиром Божко (читатйте материал “Как Касымов с Божко не поделили МВД”), мы упомянули, что «жанаозенский мясник» поручил своим людям «накопать» компромат на бывшего министра по чрезвычайным ситуациям. В связи с этим мы хотим немного помочь Калмуханбету Нурмуханбетовичу, как говорится, не корысти ради, а чтобы «просветить» его, а заодно и наших читателей. Другое дело, что информацию эту глава МВД не сможет использовать против Владимира Карповича, поскольку «лидер нации» давно в курсе.
История такова. В Казахстане после развала Советского Союза остались гигантские запасы военной техники, вооружений и боеприпасов, накопленные за время военно-политического противостояния с Китаем и в результате вывода советских войск из ГДР и других стран Восточной Европы. Поэтому в 90‑х годах прошлого века встала проблема, что с ними делать. Желающих поучаствовать в распродаже этого имущества с пользой для себя было с избытком. Приложил руку к этому бизнесу и нынешний генерал-лейтенант национальной безопасности Владимир Божко.
Однако в отличие от бывшего замминистра обороны РК Валерия Сапсая и нынешнего председателя КНБ РК Нуртая Абыкаева, «спалившихся» в 90‑х годах прошлого века на поставках истребителей «МИГ-21» в Северную Корею (их, кстати, «слил» Центральному разведывательному управлению США не кто иной, как советник елбасы Джеймс Гиффен), ничуть не пострадал.
А началось все с того, что в 1998—1999 годах в Казахстане появились агенты израильской разведки «Моссад» и связанные с ними бывшие советские граждане, которые представлялись как сотрудники фирмы «Scorpio». Последняя специализировалась на поставках вооружений, военной техники и боеприпасов третьим странам, в первую очередь тем, куда официальный экспорт был запрещен или ограничен.
Учитывая печальный опыт предыдущей казахстанской практики продажи «товаров антинародного потребления», гонцы «Scorpio» начали искать серьезные контакты в казахстанской элите, которые бы обеспечили им «крышу» и полную безопасность. В результате им удалось выйти на свата Нурсултана Назарбаева Аскара Кулибаева.
Переговоры с ним и его представителями велись в алматинском офисе Кулибаева-старшего, который тогда располагался на углу улиц Желтоксан и Гоголя (почти рядом с посольством Израиля). В результате договаривающиеся стороны ударили по рукам, а полномочным доверенным представителем Аскара Алтынбековича в этом бизнес-проекте бал назначен некий Игорь Панин.
И вот тут-то и появился на горизонте Владимир Божко, который тогда курировал в КНБ контрразведку. Владимир Карпович как раз «продвинул» на должность помощника генерального директора РГП «Кару-Жарак» Министерства обороны РК уже знакомого нашим читателям ныне покойного полковника Анатолия Адамова.
В результате звонка генеральному директору РГП «Кару-Жарак» подполковнику Султанову З. и последующих визитов представителей «Scorpio» в сопровождении Игоря Панина в офис госкомпании на улице Зеина Шашкина, дом 3, израильской фирме была предоставлена лицензия и сертификат конечного пользователя. Согласно этим документам поставки вооружений, военной техники и боеприпасов не могли осуществляться в государства, включенные ООН в «черный список».
Однако первая же сделка РГП «Кару-Жарак» с израильтянами закончилась скандалом. Большая партия боеприпасов из казахстанских арсеналов, погруженная на борт транспортного самолета «Ил-76», зафрахтованного в ОАЭ и принадлежавшего некоему выходцу из Казахстана, была доставлена не по адресу, указанному в сопроводительных документах, а в Азербайджан.
Оттуда боеприпасы были переправлены на автомашинах в Чечню, где тогда шли активные боевые действия между российскими войсками и сепаратистами. Когда часть этого груза была захвачена российскими силовиками, сотрудники ГРУ МО РФ и ФСБ РФ по маркировкам без особого труда определили источник происхождения боеприпасов.
Для этого им понадобилось только сделать запрос в Службу ракетно-артиллерийского вооружения МО РФ. После чего разразился нешуточный российско-казахстанский скандал, который был замят на самом верху, при личном участии Нурсултана Назарбаева. Поучаствовал в «разруливании» этой истории и Владимир Божко.
Именно тогда в КНБ и родилась идея создания собственной госкомпании на праве хозяйственного ведения по торговле вооружениями, военной техникой и боеприпасами. Идея была реализована, но РГП «Алтын-Аскер» просуществовала совсем недолго и почила в бозе.
Что же касается сотрудничества казахстанских властей с «Scorpio», то оно продолжалось достаточно успешно и долго. К сожалению, мы не располагаем точной информацией о том, что, как и куда было тогда продано, сколько выручено денег и как они были распределены, но, по слухам, свою долю кроме израильтян получили Нурсултан Назарбаев, Аскар Кулибаев, Владимир Божко и Анатолий Адамов.
Именно причастностью будущего «лидера нации» и его свата к тайной торговле казахстанскими запасами вооружений, военной техники и боеприпасов объясняется тот факт, что в этот период времени в Казахстане сели за решетку несколько международных авантюристов, которые раньше были посредниками в этом сверхдоходном бизнесе — конкуренты никому не нужны.