Тони Блэр давал советы Нурсултану Назарбаеву, как оправдать убийство нефтяников в Жанаозене. В распоряжении британского «Telegraph» (и еще нескольких газет) оказалось письмо г‑на Блэра с ключевыми формулировками к выступлению елбасы в Университете Кембридж.
Письмо было направлено в июле 2012 года, перед тем как позднее в том же месяце господин Назарбаев выступил с речью в Университете Кембриджа.
За несколько месяцев до этого, 16 и 17 декабря 2011 г., как минимум 14 участников протеста были застрелены, а еще 64 — ранены спецслужбами Казахстана в городе нефтяников Жанаозене. Другие участники протеста, в основном бастующие нефтяники, были задержаны и, по сообщениям, подвергнуты пыткам.
Господин Блэр начал работать на господина Назарбаева в ноябре 2011 года, всего за несколько недель до расправы. В письме, направленном на бланке с надписью «Аппарат Тони Блэра», господин Блэр написал:
«Уважаемый господин Президент, предлагаю Вам включить в кембриджскую речь следующий абзац. Думаю, что лучше всего сказать о жанаозенском вопросе напрямую. Факт состоит в том, что после этого Вы провели изменения, но в любом случае эти события, какими бы трагическими они ни были, не должны затмевать огромного прогресса, которого достиг Казахстан. Сказать о ней расправе так, как я предлагаю, является наилучшим способом для западных СМИ. Это также послужит цитатой, которая может быть использована в будущем, излагая основную позицию для Казахстана».
В конце письма господин Блэр собственноручно приписал: « С самыми наилучшими пожеланиями. С нетерпением жду нашей встречи в Лондоне! Ваш навсегда, Тони Блэр».
К письму господин Блэр приложил два длинных абзаца размером около 500 слов для включения господином Назарбаевым в свою речь. Слова, написанные господином Блэром, но произнесенные с некоторыми изменениями господином Назарбаевым, широко цитировались в то время. Они использовались для изображения господина Назарбаева как лидера-провидца, улучшившего жизненный уровень у себя на родине.
Господин Блэр посоветовал своему клиенту включить в свою речь один абзац, начинающийся словами: «Я люблю свою страну. Я упорно работал, чтобы помочь ей преодолеть горькое наследие ее новейшей истории. Я стоял у руля, когда она делала эти огромные шаги вперед в отношении уровня жизни, богатства и процветания народа… Я рад основополагающей религиозной терпимости нации, которая позволяет людям разных верований свободно их исповедовать».
Господин Блэр также включил в речь роль, которую Казахстан сыграл в помощи силам НАТО в уходе из Афганистана, и решение господина Назарбаева отказаться от ядерного оружия — пережитка советской эпохи.
На тему Жанаозена господин Блэр посоветовать господину Назарбаеву сказать в своей речи следующее: «Есть вопросы демократии и прав человека, которые очень важно затронуть. Я понимаю и слышу, что говорят наши критики. Однако я им просто скажу следующее: обязательно высказывайтесь, и поверьте мне, что мы вас слушаем. Но отдайте нам должное за огромные изменения позитивного характера, которых мы добились в нашей стране за эти последние 20 лет… Нам нужно двигаться постепенно».
В речи, которую господин Назарбаев в конечном итоге произнес, он в основном последовал совету господина Блэра, хотя и проигнорировал один ключевой аспект — не упомянув слова «Жанаозен».
Правозащитники обвиняют господина Блэра в «позорных» действиях по поддержанию доверия к господину Назарбаеву на международной арене в обмен на миллионы фунтов. В своем последнем анализе ситуации в стране организация «Human Rights Watch» (HRW) пришла к следующему выводу: «Плохая правозащитная ситуация в Казахстане продолжила ухудшаться в в 2013 году на фоне подавления властями свободы слова и инакомыслия путем злоупотребления слишком широко сформулированными законами».
Директор отделения HRW по Европе и Средней Азии Хью Вильямсон заявил: «Это позор, что Тони Блэр получил от этого авторитарного правителя миллионы фунтов за написание для него речей, не задумавшись над огромными проблемами с правами человека в Казахстане», — отметил он.
Господин Блэр отрицает «извлечение личной выгоды» из своей роли в Казахстане. На самом деле, он получает деньги от компании «Tony Blair Associates», являющейся коммерческим отделением Аппарата Тони Блэра. По оценкам, сделка TBA с Казахстаном стоит около 7 миллионов фунтов в год.
Источник: “The Telegraph”