Материал этот «родился» после изучения новостных лент казахстанских информагентств и представляет собой не столько анализ происходящего в стране, сколько искреннее удивление автора некоторыми персонами и связанными с ними событиями.
Например, депутатом Мажилиса Мауленом Ашимбаевым. На днях в эксклюзивном интервью телеканалу «Астана» он выразил уверенность, что Казахстан ни в коем случае не поддержит создание наднационального Евразийского парламента.
С одной стороны, главе Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса вроде можно верить, с другой (и с нами возможно согласятся многие) — нынешнее положение г‑на Ашимбаева не дает ему права говорит за всю страну. Это прерогатива принадлежит в Казахстане только одному человеку.
Более того, размышляя, к кому прислушается Нурсултан Абишевич, если вдруг мнение Маулена Сагатханулы войдет в полное противоречие с позицией Владимира Владимировича, мы делаем ставку на президента Российской Федерации.
Как известно, политика есть концентрированное выражение экономики. И если Казахстан подпишет договор о создании Евразийского экономического союза, а он это точно сделает, то ему и Беларуси куда больше чем России понадобятся наднациональные органы управления. Хотя бы для того чтобы противостоять тому же Кремлю.
У нас нет сомнений, что нынешнее российское руководство, не стесняющееся не мытьем так катаньем загонять государства СНГ в Таможенный союз, свое все равно возьмет. Доказательством тому итоги взаимной торговли нашей страны с Беларусью и Россией. Удивительно, но факт, единственное государство, которое пока выиграло от создания Таможенного союза, это Российская Федерация.
По данным Агентства РК по статистике, объем казахстанского экспорта в Россию и Беларусь за семь месяцев 2013 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 0,4%. Тогда как наш импорт из этих двух государств подскочил аж на 7,3%.
При этом Казахстан экспортировал в Россию своих товаров больше на 0,8%, а импортировал оттуда с приростом на 7,7%. Про бедную Беларусь и говорить не приходится. Хоть и крутится «Батька» Лукашенко как карась на сковородке, а торговать его стране с Казахстаном приходится через Россию. В результате казахстанский экспорт в Беларусь сократился на 25,3%, а импорт оттуда — на 3,6%.
Следующим удивил, и думаем не только нас, государственный секретарь РК Марат Тажин. Выступая на международной презентации докладов Комиссии по правам человека при президенте, он заявил, что с первого дня независимости права человека являются одним из важнейших приоритетов государственной политики Казахстана.
Дабы нас потом не обвинили в клевете, предлагаем цитату от первоисточника: «С первого дня независимости права человека являются одним из важнейших приоритетов государственной политики Казахстана. За эти годы сделано немало, фундаментальные права и свободы человека нашли свое отражение в национальном законодательстве. Совершенствуются судебные и правоохранительные системы, динамично развивается правозащитный институт».
Ну, если считать Комитет национальной безопасности РК правозащитным институтом, поскольку аббревиатура эта за последнее десятилетие все чаще расшифровывается как «Комитет назарбаевской безопасности», и сравнить права обычного казахстанца и так называемого «лидера нации», то выходит что Марат Муханбетказиевич сказал правду. Но только не до конца. Он не назвал фамилию человека, чьи права являются одним из важнейших приоритетов государственной политики Казахстана и охраняются куда сильнее, чем даже недра и национальная безопасность страны.
А последними удивили нас Институт развития и экономической политики и канадский институт Фрейзера. Тем, что поставили Казахстан на 84 строчку из 152 возможных в ежегодном рейтинге экономической свободы в мире.
Поскольку в прошлом году наша страна занимала в нем 70 место, падение на 14 позиций за столь короткое время, по словам экспертов, тревожная тенденция, которая в целом отражает ухудшение делового климата в республике и обеспокоенность бизнес-сообщества.
По словам директора Института развития и экономической политики Павла Коктышева, Казахстан потерял свои прежние позиции по многим критериям. Например, в сфере свободы международной торговли падение произошло с 111 сразу на 141 место.
Он также отметил, что Казахстан теряет свои позиции в глобальном рейтинге экономической свободы с 2006 года, когда он находился на 42 месте в мире, и это был один из лучших показателей на постсоветском пространстве.
Нет, мы в принципе согласны с Институтом развития и экономической политики и канадским институтом Фрейзера в их оценках нашей страны и положения отечественного бизнеса. Удивились же мы тому, что до этих структур еще не добрались гонцы Акорды и не убедили их, что наша страна впереди планеты всей.
В последнее время в прессе уже высказывались обоснованные сомнения в том, что Казахстан заслужил 50‑е место в рейтинге самых конкурентоспособных государств мира. Ну и что, подумаешь, поднялась наша страна всего на одну ступень, с 49-ой на 50-ую, а какую обильную жатву с этого факта собрала Акорда и елбасы. Обзавидуешься.
Читать оригинал статьи: