АО «Казпочта» из-за очередного повышения тарифов практически «добивает» казахстанские печатные средства массовой информации. Такую точку зрения выразили руководители ряда изданий, для которых доставка продукции до читателей стало тяжелым бременем.
Напомним, на днях казахстанские средства массовой информации сообщили о том, что с 1 февраля этого года национальный оператор почтовой связи повысил тарифы на свои услуги. В частности, тарифы на пересылку письменной корреспонденции были увеличены в среднем на 27%, посылочных отправлений — на 10%, EMS отправления — на 4%. Причиной повышения была названа убыточность прежних услуг.
Непроходимая калькуляция
Вслед за повышением цен последовала и реакция со стороны казахстанских издателей и главных редакторов. Понятно, отнюдь не положительная.
«Все, что касается тарифной политики национальной компании «Казпочта», — это вообще отдельная боль для любого издателя. Потому что они, как монополисты, с нами, издателями, абсолютно не церемонятся. У них повышение тарифов, повышение стоимости своих услуг — это перманентный процесс. И последнее никак не связано с девальвацией. Это происходит ежегодно, в последнее время такое произошло несколько раз. И на услуги по экспедированию газет, по подписке и на рассылку корреспонденции, которая тоже одна из затратных статей издательского бизнеса, — это очень болезненно, крайне болезненно», — заявила издатель газеты «Уральская неделя» Тамара Еслямова в комментарии агентству КазТАГ.
По ее словам, если с тем же руководителем местной типографии, который также увеличивает стоимость своих услуг, еще можно договориться, объяснить ему, «как-то дискутировать» и, в конечном итоге, «возможен какой-то компромисс», с «Казпочтой» — нет. Это такая железобетонная конструкция, абсолютно темная, глухая и непроницаемая. Она просто берет свои деньги и все», — подчеркнула издатель.
При этом ее поражает то, как калькулирует «Казпочта» свои цены. В качестве примера Еслямова привела один из случаев подписной кампании газеты.
«У нас есть договор на подписку, естественно, мы передаем им свою цену. Мы говорим, что предлагаем нашим читателям газету по такой-то цене. Это где-то около 2 тысяч тенге в год, и в эту цену включены наши затраты — это оплата печати, бумага, зарплата, налоги и другие наши расходы, связанные с выпуском газеты. Как в этом случае поступает «Казпочта»? Очень просто: к нашим 2 тысячам почтовики автоматически прибавляют свои 2 тысячи без всяких объяснений. Они просто берут нашу цену и удваивают. Почему это так примитивно, грубо просто вот так с ходу удваивают?» — недоумевает издатель.
Думаем, что с ней солидарны руководители многих печатных изданий Казахстана.
Критика, не выдерживающая доставки
«Они не только постоянно цены повышают, но и плохо доставляют газеты. Очень плохо. И даже я, живя в Астане, например, в субботу не получаю на домашний адрес в центре столицы субботнюю газету. В воскресенье тоже: в выходные дни очень редко приносят газету. Как правило, субботний выпуск газеты получаю в понедельник. Так что повышают они, не повышают цену, но лучше не работают», — сказал нам в свою очередь главный редактор республиканской общенациональной газеты «Казахстанская правда» Александр Тараков.
«Доставка через сети «Казпочты» не выдерживает никакой критики. Даже в Алматы подписчики нашей газеты получают газету на следующий, некоторые уже через два дня. В четверг выходит (газета — КазТАГ) — люди иногда получают в пятницу, даже в субботу. В регионах, соответственно, еще позже», — согласился с этим мнением и главный читатель газеты «Общественная позиция» Ермурат Бапи.
Действительно, если уж подписчики двух главных городов страны получают печатные издания порой с запозданием, то что уж говорить о жителях отдаленных районов и сел Казахстана?
«У нас сельская область — у нас очень много населенных пунктов. Сельские подписчики не хотят нас выписывать потому, что «Казпочта» доставляет издания в некоторые районы один раз в неделю. А в некоторые районы, в некоторые села — за две недели разом. Вот вы представляете себе, что это такое? Кому они нужны?», — заявила главный редактор костанайского областного еженедельника «Наша газета» Ольга Колоколова.
Еслямова и ее коллеги по редакции также получают постоянные жалобы от своих подписчиков из Западно-Казахстанской области.
«Они абсолютно не обеспечивают качество своих услуг. Естественно, мы жалобу отправляем в отдел подписки местного филиала «Казпочты». Ну и наши письма — они тоже как-то все пропадают вот в этих странных, темных недрах национального оператора. Это абсолютная монополия, которая совершенно не заинтересована в обратной связи, она совершенно не заинтересована в своих партнерах. Абсолютная монополия», — добавила издатель газеты «Уральская неделя».
Рост, провоцирующий снижение
Тамара Еслямова считает, что повышение стоимости является для газеты «чрезвычайно болезненным» моментом. Мы не можем односторонне повышать цены. Мы-то работаем в рыночной сфере. Мы работаем в условиях конкуренции с другими газетами, с другими изданиями. Кроме того, мы вынуждены учитывать и снижение покупательского спроса населения. Благосостояние населения-то не увеличивается», — подчеркнула она.
При этом большинство из опрошенных нами собеседников не исключили того, что цены на издания, учитывая удорожание услуг «Казпочты», типографские услуги и девальвацию национальной валюты, все же вырастут.
«Потому что все типографии у нас уже подняли цены. После девальвации. Потому газетная бумага — это привозная бумага, покупается за валюту из России. В Казахстане нет предприятия, которое производило бы газетную бумагу», — подчеркнул Бапи.
При этом он утверждает, что многие печатные издания страны будут повышать стоимость подписки не со следующего года, как сделают большинство, а уже со второго полугодия этого. Никто ведь не захочет работать себе в убыток.
«Я также это не исключаю. Если нам все-таки придется. Это последнее, что мы делаем в нашей газете, поднимая цены. Потому что все же стараемся, чтобы она была доступная по цене», — сказала Колоколова.
На взгляд главного редактора журнала «Adam bol» Гульжан Ергалиевой, логика предстоящего повышения цен «абсолютная ясная и точная».
«Во всем этом ничего хорошего нет. Конечно, мы теряем от этого свои тиражи. Приходится тогда еще больше напрягаться, завоевывать читателя, высоким качеством материалов и их эксклюзивностью», — отметила она.
Тем не менее, ряд издателей и главных редакторов подчеркивают, что сегодня под вопросом стоит выживаемость печатных СМИ на информационном рынке.
По информации издателя газет «Антенна — Казахстан» и «Новая газета — Казахстан» Александра Краснера, в последние годы в стране наблюдается тенденция снижения тиражей газет на 15—20%.
Зарплата, соответствующая положению
Вместе с тем Ергалиева призналась агентству КазТАГ, что возглавляемая ею редакция не пользуется услугами «Казпочты». За исключением небольшого числа подписчиков, но, опять же, потому, что почта в стране — одна.
«Дело в том, что наши государственные предприятия в целом, будь это здравоохранение, образование, в том числе та же «Казпочта», то они уже себя давно дискредитировали. Нормальные, уважающие себя люди, если у них есть такая возможность, обращаются к услугам частных компаний. Частные компании — это и качество, и скорость, и гарантии. Поэтому я, например, уже давно не пользуюсь услугами государственных служб», — сказала она.
«Да, это же наши общие деньги, которые аккумулируются из бюджета, и на них в том числе содержится «Казпочта». Это же все наши налоги. Мы уже им заплатили за их услуги и за их работу. Поэтому я вообще не понимаю, когда нацкомпания еще как коммерческая организация поднимает цены? Вообще, где логика? Это двойное, получается обложение цен», — подчеркнула она.
Другим вопросом, по мнению Ергалиевой, является то, сколько получают топ-менеджмент нацкомпаний. Им надо меньше себе зарплату делать, а услуги лучше», — заявила она.
Представитель газеты «Общественная позиция» Ермурат Бапи считает, что «Казпочта» — это очень малоэффективная структура. В частности, он обратил внимание на размер заработных плат, получаемых почтальонами в отдаленных селах.
«Мы проводили опрос и проводили журналистское расследование. Получается парадоксальная ситуация: в «Казпочте» на местах почтальоны получали ежемесячно зарплату 5—7 — не больше 10 тысяч тенге. В городах, возможно, чуть больше, но в сельской местности не больше 10 тысяч — это в месяц. В то же время руководители центрального аппарата, высшие чиновники «Казпочты» получают сотнями (тысяч — КазТАГ). Ну и, конечно, есть еще бонусы», — обратил внимание собеседник.
И это в то время, когда по итогам года «Казпочта» имеет многомиллионную прибыль.
«Буквально недавно руководители «Казпочты» обратились в правительство и просят субсидии или дотации в объеме несколько миллиардов тенге. Хотя мы через новостную ленту КазТАГ почти еженедельно получаем информацию, что в каком-то районном отделении «Казпочты» задержан сотрудник за кражу денег, в результате проверки обнаружена махинация — украдены деньги пенсионеров. Поэтому, я думаю, «Казпочте» необходима кардинальная реформа. Здесь или в частные руки надо передать, или сделать так, что бы компания стала реальным партнером изданий», — сообщил Бапи.
Малоэффективная госполитика
Главред еженедельника «Наша газета» Колоколова считает, что государство должно дотировать часть затрат «Казпочты». «До тех пор пока этого не произойдет, к сожалению, мы будем иметь плохую доставку, будем иметь проблемы, и мы вынуждены тяжело вздыхать, но признавать, что они не могут не повышать сейчас цены на доставку», — сказала она.
«Я просто хочу сказать еще раз: мы, например, стоим на том, что единственно справедливым и правильным решением было бы государству перенаправить средства, во всяком случае, в таком объеме, какие тратятся сейчас на госзаказ в республиканских и в местных СМИ, — на осуществление нормальной доставки в дальние села. Потому что выгодным это быть не может», — продолжила главред.
И таким образом можно было бы решить проблему с низкой заработной платой для тех же сотрудников «Казпочты», тогда как постоянные повышения цен на услуги коренным образом не изменят ситуацию. Ведь за последние 20 лет этого в Казахстане так и не было сделано.
«Они ведь тратят деньги, как говорит нам правительство, на то, чтобы для людей издания стали доступнее, чтобы проводить свою политику. Только это сделает издания доступнее, когда они на селе смогут получать. А государственные деньги тратятся на то, чтобы эти газеты писали о том, какая у нас правильная политика. Об этом пишется, а потом им (изданием — КазТАГ) «печку растапливают». Потому что они никому не нужны, они опоздали, эти газеты», — заявила Колоколова.
«Но когда миллионы распределяются на местных, региональных уровнях, как вы думаете, на что эти деньги тратятся? Да ведь этим просто покупается лояльность, причем, не к президенту, покупается лояльность к местной власти», — заключила главред областного еженедельника.
Между тем, по словам Краснера, европейские издатели и правительства изощряются в придумывании способов поддержки газет и журналов. Так, например, в большинстве стран к ним применяется сверхнизкая ставка налога на добавленную стоимость (НДС).
«Во Франции — 2,1% при ставке 20%. В Бельгии до 2007 года практиковалось финансирование прессы, которая малоприбыльна или убыточна, за счет телевидения, которое получает сверхдоходы от рекламы. В Швеции государственные субсидии прессе выплачиваются уже 40 лет! Так называемый Presstod состоит из двух частей. Первая — это субсидирование распространения, которое получают все периодические издания, участвующие в общей системе распространения. Вторая — субсидии газетам второго плана, которые в местах продажи составляют не более 30% газетного рынка», — уточнил он.
При этом в той же Франции, по утверждению издателя, примерно 450 млн евро в год госпомощи поступает из бюджета непосредственно газетам, а почтовые льготы — на распространение прессы — это более 400 млн евро субсидий в год.
«Сейчас же все делается для того, чтобы вольно или невольно ограничить доступ к информации казахстанских читателей. «Казпочта» практически «добивает» своей деятельностью печатные издания страны», — подвел итоги нашего опроса Краснер.
Источник: КазТАГ