Последняя модернизация законов об Интернете 2009 года уже установила некоторые границы для Казнета — самая жирная из них, как мы помним, приравняла
Совсем недавно «Гугл» чуть было не покинул доменную зону Kz — и снова
Однако этого оказалось мало, и на этой неделе наш президент заговорил о введении еще
Что это будет — еще одно законодательное закрепление уже существующих порядков или новые горизонты контроля — пока непонятно. Что может означать это понятие? Как его введение скажется на казахстанском контенте, не является ли инициатива очередной замаскированной под борьбу с врагами уловкой, которая на самом деле нанесет удар по инакомыслящим в Интернете — по тем, кто критикует власть? С этими вопросами мы обратились к участникам
Как объять необъятное
Политолог и блогер Адиль Нурмаков впервые сталкивается с термином «электронная граница», но думает, что ничего нового в нем нет.
- Если на страничке «Фейсбука» создается группа с названием «Уничтожить государство Израиль» или «Как сделать вручную взрывчатку», то это (блокировка — авт.) действительно правильные и законные вещи, — согласился с президентом спикер. — Но это общемировая проблема, и разные страны
- То, что вы хотите выставить как новостной повод, уже действует, — подчеркнул Адиль Нурмаков. — Закон, который предполагает, что он назвал электронной границей, уже есть. Это уже было сделано в 2009 году — поправки, регулирующие Интернет.
Руководитель развлекательного портала namba.kz, занимающего четвертую строчку в рейтинге казахстанских сайтов по количеству посетителей в сутки, Камшыбек Касымбеков призвал абстрагироваться от слова «граница».
- Границы в киберпространстве установить невозможно, — отметил он. — Ограничения в киберпространстве строятся на поведении людей и на технологиях. Если говорить о борьбе с терроризмом, то это должны быть технологии, которые способны это отслеживать.
Блокировки эксперт считает одним из инструментов такой борьбы, причем не самым эффективным по отношению, например, к терроризму, потому что каждый день в Сети появляются новые возможности и технологии. И в этой ситуации законодательство, по его мнению, «натягивается» на новые условия.
- Это происходит сейчас по авторским правам, и это в корне неправильно, потому что старые законы в новом пространстве работать не будут, — уверен
Введение каких бы то ни было дополнительных границ не может способствовать развитию контента, по мнению руководителя namba.kz.
Руководитель портала gameworld.kz Владислав Толмачев также недоумевает по поводу термина и не может его расшифровать.
- Этот вопрос надо задать тому, кто это придумал, — только и сказал он, — но это может быть очень плохо, Интернет границ не имеет. То, что произошло с Google, это уже первый шаг к границам. Насколько еще их фантазия разыграется, трудно предположить…
Грозят ли границы свободе слова?
Руководитель центра поддержки СМИ Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана Сергей Власенко думает, что «электронные границы» ничего нового не несут.
- Скорее всего, это будет связано с техническими возможностями ограничения доступа к электронной информации, — предположил эксперт. — Но если условно называть это электронными границами, то в этой ситуации туда (за пределы установленной границы — авт.) могут попасть и те сайты, которые стараются давать объективную информацию о том, что происходит в жизни нашего государства.
Лидер партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин, как и предыдущие спикеры, не понимает, как можно установить
- Я думаю, что есть идея перекрыть доступ к информации, — признался политик. — Но практически осуществить это невозможно. Сама идея бесплотна, поскольку
Активист движения «Казнет Фридом» Дмитрий Щелоков уверен, что из слов президента следует, что Россия, Китай и Казахстан подумывают об общей фильтрации
- Это может угрожать свободе слова, — также отметил он. — Мы знаем, что в Казахстане используют фильтрующую
При этом власти, утверждает Дмитрий Щелоков, заявляют, что все на законных основаниях, хотя на деле ситуация непрозрачная.
- В Германии, если доступ к сайту ограничен, то на нем указано, что по решению суда, — привел он пример, — а Казахстан стал информационной провинцией Китая — доступа к сайту нет, а объяснить, почему, никто не может.
На свободе слова, по мнению
- У нас не так много СМИ в Интернете, многие работают на международных доменах. Так называемые «опасные» для власти сайты и так блокируются, для этого на практике никаких постановлений не нужно, не нужно даже решений суда. КНБ решил — заблокировали. Это среда, где нет никаких правил.
Прописка в реале и в виртуале
Эксперт Казнета Александр Ляхов, рисуя перспективу в отношении
Вместе с тем Александр Ляхов отметил, что границы в Интернете уже появились.
- Если раньше Интернет считался зоной свободы, то после того как стал интересен бизнесу и государствам, он точно так же стал делиться границами. И эта тенденция однозначно подтверждается последними новостями, — утверждает эксперт Казнета. — Идет раздел
Смысл электронной границы, как пояснил нам
- Как каждая страна имеет свою доменную зону, точно так же каждая страна имеет свое
Сейчас же границы пока понимаются больше как ограничение контента путем блокировки. Многие мусульманские страны, по сообщению Александра Ляхова, блокируют сайты с нерелигиозным содержанием, с противоречащим исламским ценностям контентом. Но и у границ должны быть свои границы, уверен он.
- Это все надо делать цивилизованно. Например, та же Турция блокирует сайты. Но зайдя на такой сайт, вы увидите предупреждение — что
Опасна же, по мнению спикера, избирательность: когда для одной страны человек является политическим преступником, а для других является борцом за свободу.
И вот здесь под прицел политики ограничений может попасть неугодная ее авторам информация и СМИ, которые ее распространяют.
View article:
Казнет очертят новыми границами?