Казахстан продолжает свои многовекторные шараханья в военной сфере: после раздутой в СМИ истерии по Байконуру и заявлений сенатора Гани Касымова о необходимости заменить российскую военную авиатехнику НАТОвскими крылатыми машинами министры обороны Казахстана и Российской Федерации Адильбек Джаксыбеков и Сергей Шойгу в среду в Астане подписали соглашение о создании Единой региональной системы противоздушной обороны.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Позже, во время подхода к прессе Шойгу заявил, что это соглашение предполагает в дальнейшем создание и единой системы противоракетной обороны, несмотря на то, что любое расширение российской ПРО является красной тряпкой для стран НАТО.
Таким образом, сходить с российской тропы в военной сферы Астана, похоже, не собирается. В связи с этим регулярно закатываемые истерики по поводу космодрома и летной техникой неизбежно воспринимаются, как способ выторговать себе более выгодные условия, с глазу на глаз же мы клянемся россиянам в вечной дружбе и верности.
Так было, судя по всему, и во время двусторонней встречи министров обороны, состоявшейся во время официального визита Шойгу в Казахстан и прошедшей за закрытыми для прессы дверями. Журналистам раздали пресс-релиз, в котором жирным курсивом был подчеркнут следующий абзац: “По словам Адильбека Джаксыбекова, Россия является важнейшим стратегическим партнёром Казахстана не только за счет исторических и геополитических факторов, но и благодаря общему пониманию проблематики обеспечения региональной и международной безопасности во всех её аспектах”.
А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что в отношениях двух стран царит “мир, дружба, жвачка”, там же указывалось, что “…по итогам встречи Адильбек Джаксыбеков и Сергей Шойгу подчеркнули, что казахстанско-российское военное сотрудничество является стратегическим и направлено не только на обеспечение стабильности и безопасности Казахстана и России, но и на сохранение спокойствия в регионе”. “Особое значение в этой связи приобретает определенный положительный опыт в строительстве и реформировании казахстанской армии под непосредственным руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами — Президента РК Нурсултана Назарбаева”, — цитировало главу казахстанского оборонного ведомства его пресс-служба.
Что касается содержательной стороны визита, то в оборонном ведомстве отметили, что главной его целью является подписание соглашения о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. “Вступление в силу данного документа создаст основу обеспечению безопасности воздушного пространства Казахстана и соответственно, приграничной территории России”, — указывалось в пресс-релизе. Относительно других целей визита пресс-служба предпочитала говорить обтекаемо: в ходе переговоров “также обсуждены вопросы двустороннего военного и военно-технического партнерства, некоторые аспекты функционирования испытательных полигонов Минобороны России, расположенных в Казахстане, а также дальнейшее сотрудничество в сфере военного образования”.
Оставалось дожидаться подхода к прессе двух министров, без особой, впрочем, надежды на получение комментария Шойгу регулярных выпадов казахстанских чиновников и депутатов в адрес России: журналистов сразу предупредили, что во время выхода предполагается озвучка заявлений двух министров безо всяких вопросов к ним. Первым к микрофону подошел Джаксыбеков, который настолько долго собирался с мыслями, что под конец своей зажигательной речи назначил Шойгу … на свою должность:
- Сегодня министр обороны Российской Федерации впервые совершает официальный визит в нашу страну, только что прошла официальная встреча двусторонняя, где мы обсудили важнейшие вопросы и подписали важнейший документ о создании единой системы противовоздушной обороны, — сказал Джаксыбеков. — Этот документ, эти переговоры, эти вопросы, которые были подняты, на наш взгляд, поднимут уровень наших взаимоотношений на более высокие и создадут новые возможности для укрепления обороноспособности обоих наших стран. Хочу предоставить слово Сергею Шойгу, министру обороны Республики Казахстан, — ляпнул он.
Российский министр сделал вид, что не заметил ляпа коллеги.
- Прежде всего, хотел бы выразить слова соболезнования в связи со вчерашней трагедией, — заявил Шойгу, имея в виду гибель пассажиров и экипажа потерпевшего крушение пассажирского самолета под Алматой во вторник. — Если говорить о тех переговорах, которые прошли сейчас с утра и которые будут в течение нашего дня — рабочего дня сегодняшнего, то это разные темы: объем нашего сотрудничества действительно велик, охватывает все сферы — начиная от нашего взаимодействия в рамках ОДКБ и заканчивая нашим двусторонним сотрудничеством, это касается и эксплуатации полигонов, это касается и сотрудничества в космосе, разных соглашений — их достаточно много — в рамках военно-технического сотрудничества, поставок новых систем вооружения и военной техники. И, безусловно, то соглашение, которое мы только что подписали — это соглашение по противоздушной обороне, — подошел он к самому важному с его точки зрения вопросу.
По словам Шойгу, единая система ПВО неизбежно перерастет в единую систему ПРО, о чем Россия предпочитает вести речь уже сегодня, учитывая семь пятниц на неделе в Акорде.
- Мы также проговорили дальнейшие пути совершенствования этого соглашения, расширения его рамок и появления новых компонентов, каковым является в том числе и противоракетная оборона, — подчеркнул глава оборонного ведомства РФ. — Соглашение готовилось достаточно долго, более шести лет, соглашение серьезное, всеобъемлющее, оно говорит и об объединении наших информационных пространств, их интеграции, и введении дополнительных элементов, которые, безусловно, позволят повысить безопасность наших государств, что не может нас не радовать, — заключил он.