Закрытие последних независимых изданий вызовет негативную реакцию международных организаций
— Над независимой газетой «Трибуна» вновь сгустились тучи: директор государственной компании подал против издания иск в 15 миллионов тенге. За всю историю независимого Казахстана не было ни одного случая, когда государственная или провластная газета подвергалась закрытию из-за многомиллионного иска. Почему истцы так избирательно относятся к ответчикам? И в чем причина тотального поражения независимых СМИ в казахстанских судах?
Евгений ЖОВТИС:
— Ответ на ваш вопрос достаточно прост. Мы пока, к сожалению, живем не в демократическом, а в автократическом государстве, где, несмотря ни на какие записи в Конституции, политически никакого разделения властей не существует. Вся государственная конструкция, от президентской вертикали и до парламента и судебных органов, является единым механизмом, отражающим интересы правящей группы, находящейся у власти. Для всей этой конструкции государственные СМИ или СМИ, близкие к власти,?— «свои», а остальные — «чужие». Так же, как партии «Нур Отан», «Ак жол» или КНПК — «свои», а представители политической оппозиции — «чужие». Или те, кто подерживает власть,?— «свои», а кто с ней не согласен — «чужие». Поэтому «чужих» нет в парламенте или маслихатах, а независимые СМИ или несогласные гражданские активисты подвергаются очевидным преследованиям или давлению. Это классический авторитаризм, только помягче по сравнению с соседними Узбекистаном или Туркменистаном, а суды — это только часть механизма…
Расул ЖУМАЛЫ:
— Все мы понимаем, что те или иные иски против независимых СМИ в Казахстане с последующим их закрытием — это такое ноу-хау властей по искоренению свободы слова. Такое было в 1990?х, такое происходит и сейчас. Все это напоминает бесконечный и безвкусный сериал, от которого все устали, но который нашего зрителя упорно заставляют смотреть. Медиапространство и так на 99% состоит из провластных СМИ, которым, к слову, никто не верит, их рейтинг нулевой и держится только за счет дотаций государства. Кто кого обманывает? Псевдожурналисты, которые, скрывая истину, льстят власти или чиновники, которые, приплачивая за ложь, пытаются задушить правду? Но, как мы видим, даже оставшийся 1% независимой свободолюбивой прессы не дает им покоя. И чтобы заставить инакомыслящих замолчать, в ход идут самые гнусные приемы: административный ресурс, шантаж, давление на суд и прочее. Им надо, чтобы, как в концлагере, люди ходили строем, слушали одну и ту же ересь и верили в выдуманное благоденствие. Но XXI век на дворе. Ложь не может вечно править бал. Поэтому, возможно, и в этот раз власть одержит местечковую победу, но в масштабах истории она давно проиграла. Она сама это хорошо осознает, оттого и действует столь необузданно.
Аян ШАРИПБАЕВ:
— В убого срежиссированном спектакле под условным названием «“Алматыжарнама” против независимого издания» не осталось пространства для интриги. Поистрепавшиеся в своей рутинной роли могильщиков независимых медиа актеры уже не заботятся о том, чтобы хотя бы ради приличия между сценами менять костюмы и маски. Да что там маски — они даже с листа читают роли фальшиво. Настолько, должно быть, им самим все это опостылело. Зрители же, обуреваемые скукой, неприкрыто зевают в кулаки и уже не смеются там, где, по расчетам незримых сценаристов, следовало бы хотя бы хихикнуть. Очерствевшие от бесконечной лжи сердца зрителей уже давно не откликаются на якобы душераздирающие сцены. А ведь именно в таких сценах, по замыслу все тех же постановщиков, следовало бы лить слезы и биться в гневе головой о стену. Ведь речь идет о попранной коварными журналистами чести очередного законопослушного гражданина! Но, как бы ни старались истцы приукрашивать правдоподобными эпитетами якобы пережитые ими страдания, все равно мысль о заорганизованности процесса не покидала с первого дня появления претензии: может быть, оттого, что уже тогда всем стало ясно, что издание будут уничтожать. Хотелось бы напомнить бесталанным постановщикам от власти, что вот-вот, а этот момент все ближе, когда последний даже самый наивный зритель раскусит всю тривиальность очередного шоу по уничтожению независимых СМИ, коих уже практически не осталось, он решит предать огню весь этот театр абсурда, а самих режиссеров — вечному забвению.
— Кому выгодно закрытие одного из последних независимых изданий — «Трибуны»? Кто стоит за преследованием издания?
Евгений ЖОВТИС:
— А я не вижу смысла персонифицировать такое преследование. Это могут быть не одни и те же высокопоставленные чиновники, которые стоят за преследованием вашей газеты, журналистов «Республики» или журнала АDAM, но все это отражение системы политического устройства в нашем государстве, которая или вообще не предполагает такого демократического общественного института, как независимые СМИ, или предполагает держать их под полным контролем с точечной зачисткой, при необходимости, в режиме «ручного» управления.
Расул ЖУМАЛЫ:
— Выгодно тем, про чьи козни и темные делишки писала газета. Больше некому. И если исходить из того факта, что фигурантами аналитических выкладок и расследований издания в подавляющем большинстве выступали чиновники и их родственники, то ответ напрашивается сам собой. Только оттого, что, закрыв газету, удастся оставить все в тайне, ничего не выйдет. Подобные приемы, применявшиеся еще большевиками, с одной стороны, вызывают рвотный рефлекс, но с другой — заставляют умиляться потугам скрыть нескрываемое, остановить неостановимое. Повторяю, мы живем в XXI веке. Припрятать ничего и ни у кого не получится. То, что еще не выходит на страницах газет, совершенно не значит, что эта информация не ждет своего часа. То, что люди еще молчат о тех или иных преступлениях, совсем не означает их незнания или неведения о происходящем вокруг. Все они знают и обо всем прекрасно догадываются, вплоть до имен и конкретным сумм. И эта информация рано или поздно выйдет наружу. Придет время, и люди уже не будут знать и молчать. Они об этом громко заявят. Поэтому бояться надо не тех, кто говорит правду, а тех, кто ее тужится скрыть. Бояться надо не тем, кто говорит и пишет о коррупции, беспределе, беззаконии, а тем, кто все эти гнусности продолжает совершать.
— Как отразится на международном имидже Казахстана закрытие независимых изданий?
Евгений ЖОВТИС:
— А вы думаете, в демократическом международном сообществе есть еще какие-то иллюзии в отношении Казахстана? Мы давно уже рассматриваемся как автократическое государство, правда, с относительно мягкой формой автократии, которое имеет потенциал как для эволюционного развития в сторону более современных форм общественно-политического устройства, так и шансы свалиться в более жесткий авторитаризм. Последние годы мы последовательно, хотя и не очень быстро, движемся по второму пути. Так что, конечно, закрытие последних независимых изданий вызовет определенную негативную реакцию со стороны международных организаций и общественности, но никакого серьезного влияния на имидж Казахстана это не окажет. Имидж, с точки зрения соблюдения политических прав и гражданских свобод, включая свободу слова и СМИ, и так уже, мягко говоря, не очень, посмотрите все индексы и рейтинги Казахстана относительно свободы выражения и СМИ…
Расул ЖУМАЛЫ:
— Международный имидж Казахстана и без того на рекордно низком уровне. Об этом говорят все международные рейтинги по коррупции, свободе слова, демократии, соблюдению прав человека, несменяемости власти и т.?д. В случае с гонениями на «Трибуну», полагаю, международный имидж Казахстана ждет еще один удар. Вообще, наблюдая за действиями властей, прихожу к удручающему выводу, что то, как относятся к нашей стране в мире, волнует наших чиновников в последнюю очередь. И то с точки зрения того, какие риски это несет для их личных интересов за рубежом: счетов, активов, недвижимости и прочего. Для нас самих, граждан Казахстана, тоже важно уяснить простую вещь: никакому иностранному государству нет особого дела до свободы слова в Казахстане, демократии, законности. Во всяком случае, пока этим не озаботимся мы сами. Пока не перестанем мириться с несправедливостью и ущемлением своих законных прав. Да и властям пора осознать: постоянные игры в прятки и казаки-разбойники с собственным народом еще никому не приносили ничего хорошего. Поэтому если в верхах есть желание сохранить контроль над ситуацией, то с народом надо общаться, а не держать за бессловесную массу, с мнением общества необходимо считаться, а не игнорировать. Закрывая остатки независимой прессы, власть тем самым сжигает последние мосты, еще связывающие ее с народом и реальностью. Откуда она будет тогда черпать объективную информацию? Сомневаюсь, что из «Казправды» и «Хабара». А без этого о каком контроле можно вообще говорить?
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com