Казахстан: ожидание светлого будущего

Автор: Галым АБИЛЬСИИТОВ, Петр СВОИК
Фото: Петр САРУХАНОВ

Власть в Казах­стане раз­вер­ну­ла мас­штаб­ную кам­па­нию по созда­нию соци­аль­ных и идео­ло­ги­че­ских мира­жей, счи­та­ют Галым Абиль­си­и­тов и Петр Сво­ик. В мате­ри­а­ле, опуб­ли­ко­ван­ном в “Новой Газе­те. Казах­стан”, они при­во­дят дока­за­тель­ства это­го тезиса.

Рек­ви­ем по демократии

Мы — из того боль­шин­ства казах­стан­цев, кто в нача­ле 90‑х, после раз­ва­ла СССР, сооб­ща закла­ды­вал осно­вы неза­ви­си­мо­сти Казах­ста­на как совре­мен­но­го демо­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства. И нам тем более горь­ко созна­вать, что надеж­ды людей в оче­ред­ной раз пре­вра­ща­ют­ся в прах. Начи­ная с 1995 года, когда впер­вые была явно нару­ше­на кон­сти­ту­ци­он­ная нор­ма избра­ния пре­зи­ден­та (вме­сто оче­ред­ных пре­зи­дент­ских выбо­ров был про­ве­ден рефе­рен­дум о про­дле­нии пол­но­мо­чий), раз­ви­тие демо­кра­ти­че­ских про­цес­сов было повер­ну­то вспять.

В тече­ние после­ду­ю­щих 10 лет были после­до­ва­тель­но лик­ви­ди­ро­ва­ны все основ­ные демо­кра­ти­че­ские нор­мы в поли­ти­че­ской жиз­ни страны:

- Все вет­ви вла­сти в нару­ше­ние прин­ци­па раз­де­ле­ния ока­за­лись в еди­но­лич­ном веде­нии президента.
- Выбо­ры в пар­ла­мент вме­сто сво­бод­но­го воле­изъ­яв­ле­ния пре­вра­ще­ны в фик­цию, управ­ля­е­мую пре­зи­дент­ски­ми намест­ни­ка­ми — акимами.

- Пар­ла­мент­ская систе­ма пред­став­ля­ет собой моно­по­лию одной пар­тии, явля­ю­щей­ся спла­вом пра­вя­щей бюро­кра­тии и оли­гар­хи­че­ско­го капитала.

- Уни­что­же­на систем­ная оппо­зи­ция. Оппо­зи­ци­он­ные силы уси­ли­я­ми вла­стей раз­об­ще­ны и загна­ны в тупик, нахо­дят­ся под посто­ян­ной угро­зой репрессий.

- Инфор­ма­ци­он­ное поле по пре­иму­ще­ству заня­то анга­жи­ро­ван­ны­ми сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции, выра­жа­ю­щи­ми част­ные инте­ре­сы оли­гар­хи­че­ских и адми­ни­стра­тив­ных групп, борю­щих­ся за сфе­ры вли­я­ния в эко­но­ми­ке и политике.

- Упразд­не­но прин­ци­пи­аль­ное для демо­кра­тии кон­сти­ту­ци­он­ное огра­ни­че­ние на избра­ние одно­го и того же чело­ве­ка на выс­ший госу­дар­ствен­ный пост.

Эти и дру­гие «осо­бен­но­сти» нашей поли­ти­че­ской жиз­ни не толь­ко уза­ко­ни­ли и укре­пи­ли авто­ри­тар­ный харак­тер вла­сти, но и созда­ли адек­ват­ный ему поли­ти­че­ский ландшафт.

Осво­бо­див­шись от демо­кра­ти­че­ских «догм» и обез­опа­сив тылы поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской моно­по­ли­ей, власть раз­вер­ну­ла мас­штаб­ную кам­па­нию по созда­нию соци­аль­ных и идео­ло­ги­че­ский миражей.

Соци­аль­ные мира­жи и реаль­ная политика

Нынеш­няя власть твер­до усво­и­ла глав­ную запо­ведь ком­му­ни­стов: народ дол­жен жить ожи­да­ни­ем буду­ще­го. Так как ком­му­низм, исполь­зо­ван­ный для это­го боль­ше­ви­ка­ми, — уже отыг­ран­ная кар­та, а у капи­та­лиз­ма нет типо­вых стан­дар­тов иде­аль­ной жиз­ни, ей при­шлось потру­дить­ся, что­бы изоб­ре­сти свои, домо­ро­щен­ные Иде­а­лы (путе­вод­ные Цели). В кон­це кон­цов на свет появи­лись: Стра­те­гия «Казах­стан — 2030» — про­грам­ма вхож­де­ния стра­ны к 2030 году в чис­ло 50 раз­ви­тых стран мира, и Стра­те­гия «Казах­стан — 2050», объ­яв­лен­ная в про­шлом году, соглас­но кото­рой наше место к 2050 году наме­ча­ет­ся уже в трид­цат­ке самых успеш­ных стран мира. Лег­ко запом­нить: 30/50 и 50/30 — все­го две цифры!

Обе Стра­те­гии — бес­про­иг­рыш­ные: к 2030 году (даже рань­ше) Казах­ста­ну по-любо­му удаст­ся заце­пить­ся за 50‑ю строч­ку в одном из мно­го­чис­лен­ных меж­ду­на­род­ных рей­тин­гов, а к 2050-му, навер­ное, ни нынеш­них рей­тин­гов, ни самих «обе­ща­те­лей», да и мно­гих из ныне живу­щих уже не будет в живых, и про­бле­ма исчез­нет сама собой.
Поэто­му для пущей убе­ди­тель­но­сти допол­ни­тель­но к этим двум Стра­те­ги­ям в обще­ство запус­ка­ет­ся еще одна — в виде «Мәң­гілік Ел». Пока эта Идея выра­же­на очень ску­по, прак­ти­че­ски дву­мя сло­ва­ми, из кото­рых состо­ит ее назва­ние, и ско­рее напо­ми­на­ет поли­ти­че­скую речев­ку, чем выра­жа­ет глу­бо­кую мысль, спо­соб­ную ини­ци­и­ро­вать «оче­ред­ной миро­воз­зрен­че­ский про­рыв». Одна­ко опре­де­лен­ные ассо­ци­а­ции она вызы­ва­ет: «веч­ный Эль» у древ­них тюрок, наших дале­ких пред­ков, или даже «веч­ный ком­му­низм» Кар­ла Марк­са. Види­мо, что-то такое име­ет­ся в виду и в нашем случае.

В эту вир­ту­аль­ную реаль­ность пре­зи­дент как бы нена­ро­ком, но очень выра­зи­тель­но впи­сы­ва­ет новую сто­ли­цу Казах­ста­на — Аста­ну. Она при­зва­на сво­им блес­ком и мону­мен­таль­но­стью высве­тить то дале­кое буду­щее (в 2030, 2050 гг.), кото­рое суще­ству­ет пока в его фан­та­зи­ях. Пожа­луй­ста — смот­ри­те, наблю­дай­те, раз­гля­ды­вай­те нашу пре­крас­ную Аста­ну, и вы не смо­же­те остать­ся рав­но­душ­ным. При­мер­но в таком эмо­ци­о­наль­ном клю­че пода­ет­ся в Посла­ни­ях люби­мое тво­ре­ние наше­го пре­зи­ден­та — сим­вол стра­ны, кра­са и гор­дость наро­да, пер­вая в ряду глав­ных наци­о­наль­ных цен­но­стей Казах­ста­на (его лич­ные оценки).

Может быть, глав­ное досто­ин­ство демо­кра­тии и заклю­ча­ет­ся в том, что в откры­том граж­дан­ском обще­стве нет усло­вий для фор­ми­ро­ва­ния соци­аль­ных мира­жей, и люди живут нор­маль­ной чело­ве­че­ской жиз­нью, имея на все про­ис­хо­дя­щее (с ними, со стра­ной) соб­ствен­ное, а не кол­лек­тив­но-зом­би­ро­ван­ное мнение.
Мы не ста­вим сво­ей целью ана­ли­зи­ро­вать сей­час кон­крет­ные пред­ло­же­ния и оцен­ки, про­зву­чав­шие в Посла­ни­ях пре­зи­ден­та. Это мож­но будет сде­лать отдель­но и в дру­гое вре­мя. («Мое Посла­ние наро­ду само явля­ет­ся глав­ным разъ­яс­ня­ю­щим наши цели и зада­чи доку­мен­том», — заявил пре­зи­дент, фак­ти­че­ски напут­ствуя буду­щих про­па­ган­ди­стов.) Вне вся­ко­го сомне­ния, в бли­жай­шем буду­щем тор­же­ствен­но будет при­нят объ­яв­лен­ный в Посла­нии Пат­ри­о­ти­че­ский акт «Мәң­гілік Ел». Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что этот Акт ста­нет судь­бо­нос­ным для нашей стра­ны, для всех нас.

От авто­ри­та­риз­ма к монархии?

В свя­зи с этим мы хоте­ли бы выска­зать неко­то­рые пред­по­ло­же­ния и предо­сте­речь обще­ство о воз­мож­но­сти нега­тив­но­го для буду­ще­го стра­ны раз­ви­тия событий.
На наш взгляд, в стране целе­на­прав­лен­но про­во­дит­ся рабо­та по сме­ще­нию акцен­тов в управ­ле­нии госу­дар­ством, а имен­но: пере­нос цен­тра тяже­сти вер­хов­ной вла­сти с демо­кра­ти­че­ско­го (выбор­но­го) поля на монар­хи­че­ское (наслед­ствен­ное) поле.

Сей­час, после мощ­ной идей­ной «арт­под­го­тов­ки», для это­го нуж­но совсем немно­го: вве­ден­ное пре­зи­ден­том в поли­ти­че­ский обо­рот сло­во мәң­гілік обра­тить на него само­го — «Мәң­гілік Елба­сы» (так же лег­ко и про­из­воль­но, как в слу­чае с «Мәң­гілік Ел» и «Мәң­гілік Елор­да»). В резуль­та­те полу­чит­ся заме­ча­тель­ная три­а­да: «Мәң­гілік Ел» — «Мәң­гілік Елор­да» — «Мәң­гілік Елба­сы», достой­ная стать и наци­о­наль­ной иде­ей для наро­да, и госу­дар­ствен­ной идео­ло­ги­ей для новой монар­хии. И идей­ной осно­вой ново­го казах­стан­ско­го пат­ри­о­тиз­ма. В свя­зи с этим вспо­ми­на­ет­ся зна­ме­ни­тая три­а­да гра­фа Ува­ро­ва: «само­дер­жа­вие — пра­во­сла­вие — народ­ность», пред­ло­жен­ная им в каче­стве наци­о­наль­ной идеи для Рос­сий­ской империи.

Есть, конеч­но, про­бле­мы с Кон­сти­ту­ци­ей, но их тоже мож­но решить. Во-пер­вых, Кон­сти­ту­цию мож­но отме­нить — живет ведь Англия без Кон­сти­ту­ции, но с коро­ле­вой. Или Кон­сти­ту­цию вооб­ще не тро­гать, про­дол­жать чис­лить стра­ну демо­кра­ти­че­ским госу­дар­ством, а нашу монар­хию счи­тать демо­кра­ти­че­ской монар­хи­ей (есть ведь вся­кие: кон­сти­ту­ци­он­ные, про­све­щен­ные, тео­кра­ти­че­ские и др. — будет теперь демократическая).

Кро­ме упо­мя­ну­то­го выше Пат­ри­о­ти­че­ско­го акта, кото­рый, види­мо, дол­жен уза­ко­нить монар­хи­че­скую три­а­ду, и неболь­ших при­выч­ных уже попра­вок в Кон­сти­ту­ции, все осталь­ное уже готово.

1. Дее­спо­соб­ный Елба­сы, могу­щий пере­во­пло­тить­ся в «Мәң­гілік Елба­сы» и поло­жить нача­ло новой династии.

2. Тока­ев К‑Ж. К. как наи­бо­лее под­хо­дя­щая кан­ди­да­ту­ра для и.о. пре­зи­ден­та в слу­чае отстав­ки дей­ству­ю­ще­го президента.

3. Груп­па надеж­ных и вер­ных сорат­ни­ков, меж­ду кото­ры­ми рас­пре­де­ле­ны клю­че­вые госу­дар­ствен­ные посты (адми­ни­стра­ция, пра­ви­тель­ство, мажи­лис, МО, МВД, КНБ, Ген­про­ку­ра­ту­ра, Вер­хов­ный Суд, Нац­банк, горо­да Аста­на, Алма-Ата).

4. Сило­вой блок (армия, внут­рен­ние вой­ска, спе­ци­аль­ные и осо­бые отря­ды, Наци­о­наль­ная гвар­дия, Охра­на пре­зи­ден­та и др.)

В этих усло­ви­ях веро­ят­ность монар­хи­че­ско­го тран­зи­та в стране очень высо­ка. Во вся­ком слу­чае, логи­ка раз­ви­тия поли­ти­че­ских собы­тий послед­не­го вре­ме­ни (от наде­ле­ния пре­зи­ден­та ста­ту­сом Лиде­ра нации — Елба­сы до объ­яв­ле­ния Идеи «Мәң­гілік Ел») ведет нас к этому.

К сожа­ле­нию, фев­раль­ские ини­ци­а­ти­вы под­твер­жда­ют наши опа­се­ния. Пред­ло­же­ние об изме­не­нии назва­ния стра­ны не так без­обид­но. На самом деле, «Казах­стан» — это уже при­выч­ная нам и все­му миру Рес­пуб­ли­ка Казах­стан (РК), а «Қазақ елі» — это вот­чи­на одно­го хозяина.

Назна­че­ние мно­го­опыт­но­го М. Тажи­на послом в Рос­сии явно свя­за­но с жела­ни­ем сохра­нить дове­ри­тель­но-дру­же­ские отно­ше­ния с руко­вод­ством вели­ко­го север­но­го сосе­да после столь рез­кой сме­ны поли­ти­че­ско­го режи­ма в стране (не де-факто, что Рос­сию мало инте­ре­су­ет, а де-юре, когда «Қазақ елі» будет выпа­дать из поли­ти­че­ских рамок Евразий­ско­го сою­за). Оче­вид­но, что наша стра­на, как бы она ни назы­ва­лась — Рес­пуб­ли­ка Казах­стан или Қазақ елі, не может поз­во­лить себе поли­ти­че­ско­го раз­ры­ва с Рос­си­ей. И помочь в этом сего­дня могут два «тяже­ло­ве­са» из пре­зи­дент­ско­го окру­же­ния — Тока­ев и Тажин. Тока­ев уже занят в Про­ек­те, сле­до­ва­тель­но, оста­ет­ся Тажин. Имен­но он и назна­чен «раз­ру­ли­вать» отно­ше­ния, если гото­вя­щий­ся шаг Акор­ды не встре­тит в Рос­сии долж­но­го пони­ма­ния и поддержки.

Для осно­вы новой дина­стии казах­ских монар­хов есть все необ­хо­ди­мое. Под­от­чет­ная Стра­на (для это­го надо толь­ко под­кор­рек­ти­ро­вать ее назва­ние, убрав из него сло­во «Рес­пуб­ли­ка») — это идео­ло­ги­че­ское «Мәң­гілік Ел» (или реаль­ная «Қазақ елі»), новая Сто­ли­ца (в степ­ных тра­ди­ци­ях — Орда) — это идео­ло­ги­че­ская «Мәң­гілік Елор­да» (или реаль­ная Астана).

Доста­точ­но оче­вид­но, что в монар­хи­че­ский сце­на­рий вхо­дит и «дина­сти­ро­ва­ние» семей­но­го прав­ле­ния. Касым-Жомар­ту Тока­е­ву отво­дит­ся роль вре­мен­но­го «пре­сто­лоб­лю­сти­те­ля», тогда как на роль про­дол­жа­те­лей родо­во­го прав­ле­ния гото­вят­ся юные пока близ­кие род­ствен­ни­ки. Неда­ром пар­тия «Нур Отан» полу­чи­ла рез­ко омо­ло­жен­ное руко­вод­ство — по всей види­мо­сти, для того, что­бы в бли­жай­шие годы ее воз­гла­ви­ли и ста­ли кан­ди­да­та­ми в пре­зи­ден­ты еще более моло­дые «лиде­ры».

Одна­ко самые тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные пла­ны семей­но­го дина­сти­ро­ва­ния неосу­ще­стви­мы в XXI веке. Тем более в усло­ви­ях усу­губ­ля­ю­ще­го­ся миро­во­го и внут­ри­ка­зах­стан­ско­го финан­со­во­го и обще­си­стем­но­го кри­зи­са. В конеч­ном сче­те, любая попыт­ка вос­про­из­вод­ства «хан­ско­го» управ­ле­ния стра­ной неиз­беж­но при­ве­дет к деста­би­ли­за­ции всей систе­мы вла­сти из-закла­но­во-оли­гар­хи­че­ских войн за «пре­стол».

P.S. При­гла­ша­ем к дис­кус­сии по пово­ду реб­рен­дин­га наше­го госу­дар­ства всех нерав­но­душ­ных лиц. И напо­ми­на­ем, что мне­ние наших авто­ров не все­гда сов­па­да­ет с пози­ци­ей редакции.

Источ­ник: “Новая газе­та Казахстан”

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций