Расследование гибели людей во время январских событий в Казахстане проходит непрозрачно, следствие по делам о пытках задержанных затягивается, материалы передаются из одной инстанции в другую, констатирует Human Rights Watch. В распространенном 5 мая заявлении международная правозащитная организация призывает власти создать независимый орган для расследования и привлечь международных экспертов.
Казахстан «не провел надлежащего расследования гибели более 200 человек в ходе протестов и беспорядков» в январе 2022 года, заявляет HRW. Организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке отмечает, что следствие по делам, которые были возбуждены по жалобам на пытки и жестокое обращение, поданным задержанными во время и после январских событий, продвигается медленно, при этом лишь нескольким сотрудникам сил безопасности предъявлены обвинения в незаконных убийствах, произвольных задержаниях или пытках.
«Несмотря на многочисленные заявления властей Казахстана за последние четыре месяца о том, что они расследуют январские события, пострадавшие и их семьи говорят об обратном, — говорит Хью Уильямсон, директор HRW по Европе и Центральной Азии. — Следствие по делам об убийствах проводится непрозрачно и несвоевременно, расследования заявлений о пытках и других случаях жестокого обращения затягиваются, жалобы передаются из одного государственного органа в другой, а подозреваемые так и не установлены».
HRW провела беседы с 17 казахстанцами, среди которых — родственники погибших, адвокаты, представляющие интересы жертв пыток, а также местные правозащитники, собирающие информацию об издевательствах под стражей и составляющие список убитых (официально власти не публиковали имена погибших). Организация также получила ответы на свои письма в Генеральную прокуратуру и антикоррупционную службу, расследующие жалобы на пытки.
ДЕЛА ПО ФАКТУ СМЕРТИ: «ТИШИНА. КАК БУДТО УБИЛИ БРОДЯЧУЮ СОБАКУ»
HRW пишет, что Генпрокуратура привела следующие данные: в результате январских событий погибли 232 человека, 149 из них «участвовали в нападениях на правительственные здания», 20 «случайно» попали под обстрел. Власти не опубликовали официальный список погибших, известны лишь имена 19 сотрудников сил безопасности. Местные правозащитники говорят, что количество жертв превышает официальные данные, сообщает международная организация.
В период с 4 по 6 января казахстанские силовики как минимум в четырех случаях применили чрезмерную силу, открыв огонь по протестующим, которые не представляли непосредственной угрозы; во время этих четырех инцидентов было убито не менее 10 человек, напоминает HRW выводы одного из своих предыдущих отчетов.
Human Rights Watch выражает обеспокоенность отсутствием эффективного независимого расследования убийств во время январских событий. «В большинстве случаев тела погибших передавались родственникам через несколько дней, но, несмотря на обещания властей, у членов семей до сих пор нет информации о расследовании или привлечении кого-либо к ответственности за смерть их близких», — подчеркивается в заявлении.
Организация пишет об эксгумациях останков погибших вопреки воле из родственников. Эксгумации являются законной частью расследования, но, отмечает HRW, в соответствии с международным правом семьи погибших должны получить доступ к процессу эксгумации, что не всегда соблюдалось в Казахстане. Тело 12-летнего мальчика, убитого в Алматы, было эксгумировано во второй раз в марте, его родственники по-прежнему не обладают информацией о ходе расследования, пишет HRW.
Вдова 48-летнего убитого сообщила правозащитникам, что останки ее мужа эксгумировали через 13 дней после похорон, извлекли из тела пулю, которую не вытащили во время первого патологоанатомического исследования. «Вторую пулю нашли, но толку от этого нет, — цитирует женщину HRW. — Мы до сих пор не знаем, кто стрелял. Они [следователи] не отвечают. Я звоню и пишу им. Мне сказали, что результат будет через два месяца, но ничего нет. Тишина. Ни помощи, ничего. Как будто убили бродячую собаку».
Другие родственники погибших рассказали правозащитникам HRW, что им тоже не предоставляют информацию о расследованиях, подчас им неизвестны даже имена следователей. Семьи говорят, что нанятые ими адвокаты с трудом получают информацию от органов следствия.
Human Rights Watch приводит слова адвоката Данияра Канафина, который координирует работу команды юристов фонда Qantar, созданного казахстанскими бизнесменами для помощи пострадавшим в январе. Он называет главными трудностями волокиту и неэффективное расследование уголовных дел, сообщая, что юристы получают только общие и неточные ответы на свои запросы.
СОТНИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПЫТКАХ И ВСЕГО ДЕВЯТЬ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ СИЛОВИКОВ
Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что в январе была предпринята «попытка государственного переворота», к которой причастны официальные лица, и пообещал, что виновные понесут ответственность. Власти говорят, что мирные жители погибли от рук «террористов», но не предоставляют убедительных доказательств.
Между тем казахстанские силы безопасности подвергли произвольным задержаниям тысячи мирных демонстрантов и других людей, задержанные столкнулись с пытками, в том числе с избиениями дубинками и ударами электрическим током, отмечает HRW.
«По официальным данным, в следственных изоляторах скончались восемь человек, задержанных в связи с январскими событиями, по фактам применения пыток возбуждено 234 уголовных дела, по которым задержаны только девять сотрудников силовых органов. Информация о предъявленных им обвинениях отсутствует. Во многих изученных Human Rights Watch делах о пытках, даже если потерпевший указывал на пытавших его, власти зачастую не включали их в число подозреваемых», — говорится в заявлении международной организации.
Антикоррупционная служба в ответ на письмо HRW сообщила, что ведомство расследует 309 уголовных дел по жалобам на действия сотрудников силовых органов. Из них 279 — по статье «Пытки», 30 — по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение власти». В ведомстве сообщили, что следственные действия продолжаются, в настоящее время проводится 450 судебных экспертиз. Генеральная прокуратура заявила, что еще 10 дел расследуются специальными прокурорами.
HRW считает, что настоящее количество задержанных, подвергшихся пыткам и жестокому обращению, значительно выше. Часть пострадавших не писала жалоб, опасаясь мести со стороны пытавших. Другие не заявляли о пытках, потому что не смогли идентифицировать избивавших их силовиков, поскольку те были в масках. В ряде случаев задержанные не смогли получить своевременный доступ к юридической помощи и, когда адвокаты смогли увидеть их в изоляторах, видимые следы пыток прошли; подследственные посчитали, что их заявления не будут расследоваться без подтверждающих медицинских документов.
По состоянию на 30 марта казахстанская неправительственная организация «Коалиция против пыток» получила 142 сообщения о пытках и других видах жестокого обращения. В коалицию поступила информация о случаях изнасилований, угроз изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении задержанных со стороны силовиков. Местные правозащитники получили также заявления о жестоком обращении с несовершеннолетними.
Казахстан, как участник Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, обязан провести «незамедлительное и беспристрастное расследование» заявлений о пытках, считает HRW. Однако проводимые расследования не являются ни оперативными, ни беспристрастными, говорят в международной организации. «Коалиция против пыток» задокументировала случай, когда жалобу на пытки рассматривал тот же человек, которого задержанный указал как пытавшего.
Адвокат Галым Нурпеисов, представляющий интересы нескольких подавших заявления о пытках, говорит, что «власти укрывают преступников».
«Запытанный Талдыкорган». Жалобы на истязания за решеткой:
Правозащитники HRW задокументировали также четыре случая, когда раненые участники протеста были против воли вывезены из больниц для допросов, а затем подвергнуты избиению. Один из них, Дильшат Абдусатаров, рассказал, что 9 января трое полицейских выволокли его из больничной палаты в коридор и избили, затем его затащили в автозак, где продолжились избиения. По словам Абдусатарова, сотрудники полиции выбили ему три передних зуба, в изоляторе он тоже подвергался избиениям. Его освободили из СИЗО 18 февраля, ему предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках. Расследование по его заявлению о пытках начато, но подозреваемых «установить не удалось».
ПРИЗЫВ ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ С УЧАСТИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСПЕРТОВ
«Казахстану следует расследовать гибель более 200 человек и сообщения о пытках сотен человек и привлечь виновных к ответственности. С учетом негативного опыта Казахстана в проведении беспристрастных расследований сообщений о нарушениях прав человека силами безопасности и неспособность привлечь виновных к ответственности, казахстанским властям следует создать независимый орган с участием национальных и международных экспертов для проведения расследований и демонстрации приверженности их международным обязательствам в области прав человека», — отмечает HRW в своем заявлении.
HRW призывает обеспечить расследователей доступом к правительственной информации и подчеркивает, что заключение независимого следственного органа, если он будет создан, должно быть обнародовано, а Казахстану в соответствии с выводами расследования нужно предоставить пострадавшим правовую защиту и привлечь виновных к ответственности.
«Если правительству не удастся организовать независимое смешанное расследование, соответствующее международным стандартам, то другие органы, такие как Совет ООН по правам человека, должны рассмотреть возможность принятия соответствующих мер. Партнерам Казахстана, особенно Европейскому союзу, его членам и США, необходимо поддержать создание гибридного независимого расследования», — пишет HRW.
Источник: rus.azattyq.org