«Никто не отрицает роль западных финансовых рынков», — заявил в своем интервью казахстанской газете «Литер» зампредседателя ФНБ Айдан Карибжанов, вернувшийся недавно из Гонконга, где состоялся первый казахстанский форум по привлечению инвестиций. По его мнению, это мероприятие «не означает, что мы уходим от Запада и идем на Восток».
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Напомним читателям, что глава Нацбанка Григорий Марченко в интервью «Financial Times» припугнул нелояльных инвесторов лондонского Сити, сбросивших бумаги казахстанских эмитентов после начала кризиса, уводом последних в Гонконг.
Г‑н Карибжанов занял более дипломатичную и взвешенную позицию, утверждая, что «речь не идет о том, чтобы оставить западные биржи и уйти на азиатские. Для нас важно найти баланс между ними. Казахстан, как известно, страна, которая осуществляет баланс между западным и восточным миром. Этой стратегии придерживаемся и мы». После этого «пикейные жилеты» южной столицы вполне естественным образом занесли г‑на Карибжанова в список претендентов на пост главы Нацбанка.
Он также заметил, что объем торговли акциями «Казахмыса», первого казахстанского эмитента, вышедшего на биржу Гонконга, «носит пока символический характер», уступая объемам в Лондоне.
Кстати, г‑н Карибжанов воздержался от указания компаний, которые выйдут в Гонконг в ближайшее время. Вместо этого он ограничился расплывчатым заявлением о том, «что в следующем году какая-нибудь из казахстанских компаний сможет провести здесь свой листинг», а «когда в рамках «Народного IPO» будем готовить наши компании для выхода на внутренний рынок, также будем готовить их для выхода на азиатский фондовые биржи». Оно и не удивительно — в канун 20-летия нашей независимости г‑н Карибжанов честно констатировал, «как мало люди здесь знают о нас, о нашей стране». Чем в таком случае занимался все эти годы тот же МИД, вопрос, как говорится, риторический.
Попутно Айдан Карибжанов выступил совсем не в унисон с известной позицией Ак орды, настаивающей на переходе глобальных финансовых рынков к новой наднациональной валюте, лишенной недостатков «дефектала». По его мнению, «любая валюта должна быть диверсифицирована, а потому, на мой взгляд, разговоры про смерть доллара и евро преждевременны».
Готовность Казахстана к кризису Карибжанов оценил довольно высоко, ссылаясь на заложенную в бюджет цену нефти в $65 за баррель в отличие от российского ориентира в $120, из-за чего «у нас запас падения цен на нефть достаточно большой и мы будем более устойчивы к кризису». Тем не менее, «если цены на нефть упадут в два раза и продержатся, к примеру, пять лет, тогда будет проблема. Если кризис будет затяжным и глубоким, то все придется пересмотреть».
Read More:
Казахстан не бросит Запад, идя на Восток