В списке обладателей недвижимости в Арабских Эмиратах без труда можно найти фамилии казахстанских депутатов и их родственников. В третьей части расследования «Казахстан в Дубае» Азаттык рассказывает об апартаментах действующих и бывших членов парламента и региональных маслихатов.
В первой части мы рассказывали о виллах и апартаментах топ-менеджеров казахстанских нефтяных компаний, во второй — о недвижимости силовиков и судей. Расследование строится на базе данных, предоставленной Азаттыку американской некоммерческой организацией C4ADS.
Реестр организации C4ADS и данные казахстанцев
Американская организация C4ADS (некоммерческая структура со штаб-квартирой в Вашингтоне, изучающая международную преступность и конфликты) передала Азаттыку реестр недвижимости Дубая, который охватывает период с 2020 по 2022 год. Как следует из реестра, 1550 граждан Казахстана владеют 2700 объектами в Дубае общей стоимостью более миллиарда долларов. Среди собственников апартаментов и вилл немало действующих и бывших казахстанских чиновников и их родственников. Корреспондент Азаттыка увидел их имущество своими глазами, снял на видео, связался с владельцами и спросил, на какие средства они приобрели недвижимость и указали ли её в декларациях о доходах.
Между тем в комитете госдоходов Казахстана сообщили, что на первом этапе всеобщего декларирования населения недвижимость в Объединённых Арабских Эмиратах задекларировали всего 40 человек (60 объектов). В комитете не уточнили, есть ли среди указавших объекты недвижимости в Дубае лица из списка C4ADS, сославшись на то, что доступ к этой информации ограничен.
Примечание. Стоимость недвижимости в казахстанской валюте указана по среднему курсу 1 доллар США = 450 тенге (в соответствии с курсом валют в первом полугодии 2023 и 2024 года).
СЕМЬЯ НИГМАТУЛИНЫХ
Венера Баймурзаева
Нурлан Нигматулин, который в бытность спикером мажилиса нередко критиковал приходивших в мажилис членов правительства, — иногда повышая голос, иногда шутя, — на протяжении восьми лет был председателем нижней палаты. Его считали соратником бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он покинул парламент после Январских событий.
Где сейчас находится экс-депутат, неизвестно. Между тем, по информации, предоставленной Азаттыку организацией C4ADS, на имя его супруги Венеры Баймурзаевой в Дубае зарегистрировано около 50 объектов недвижимости.
Возглавляет список вилла площадью 860 квадратных метров. Недвижимость в коттеджном городке LIVING LEGENDS стоит около 670 миллионов тенге (полтора миллиона долларов). В комплексе под названием FAIROOZ на имя Венеры Баймурзаевой зарегистрированы апартаменты площадью 500 квадратных метров. По оценкам C4ADS, рыночная стоимость объекта составляет более 850 миллионов тенге (1,9 миллиона долларов США).
По данным базы C4ADS, Баймурзаева владеет несколькими апартаментами премиум-класса в центре Дубая. На неё зарегистрированы две квартиры стоимостью полмиллиарда тенге (миллион долларов) в комплексе DM Mesk, квартира стоимостью около 270 миллионов тенге (600 тысяч долларов) в здании ROYAL OCEANIC, квартира стоимостью 250 миллионов тенге (550 тысяч долларов) в комплексе REGAL TOWER, квартира стоимостью 150 миллионов тенге в комплексе BAHAR 6 (330 тысяч долларов).
В Казахстане жене и детям Нурлана Нигматулина принадлежат работающие в разных сферах компании. Бизнес Венеры Баймурзаевой сосредоточен в основном на сфере недвижимости. Судя по данным из депозитария финансовых отчётов, имя Баймурзаевой значится среди учредителей крупных компаний наряду с именами её сватов.
Магда Идрисова
Нигматулин приходится сватом Динмухамету Идрисову, одному из богатейших людей Казахстана. Его жена Магда Идрисова вместе со сватьей Венерой Баймурзаевой являются владелицами 42 квартир в районе Dunes village в Дубае. Все эти квартиры находятся в одном доме. Стоимость одной квартиры варьируется от 35 до 110 миллионов тенге (80–240 тысяч долларов). Если посчитать общую стоимость квартир по усреднённой цене, то сумма превысит три миллиарда тенге.
Нурлан Нигматулин породнился с олигархом Динмухаметом Идрисовым, когда его сын Нурхан женился на дочери бизнесмена. Идрисов, обладающий активами в нефтяной и энергетической отрасли, никелевой промышленности, входит в двадцатку богатейших бизнесменов страны по версии журнала Forbes Kazakhstan.
Азаттык звонил Нурлану Нигматулину, но поговорить с ним не удалось. Получилось дозвониться до его жены. Венера Баймурзаева бросила трубку, как только журналист представился.
Аргын Нигматулин и Найле Бельбаева
У Нурлана Нигматулина есть брат Аргын Нигматулин. Его жена Найле Бельбаева тоже владеет недвижимостью в Дубае. На имя Бельбаевой зарегистрирована квартира в комплексе BAHAR площадью 70 квадратных метров. Цена — около 170 миллионов тенге (380 тысяч долларов).
Аргын Нигматулин много лет работал на руководящих должностях в государственных учреждениях. Азаттык связался с ним и поинтересовался, задекларирована ли недвижимость, оформленная на имя супруги. Он ответил, что полномочиями запрашивать декларацию наделены официальные органы, и попросил больше не звонить ему.
Ерлан Нигматулин
Ерлан Нигматулин — брат-близнец Нурлана Нигматулина. Он тоже был депутатом мажилиса — целых 12 лет — и четыре года заседал в сенате. До депутатства и после занимался бизнесом. В 2020 и 2021 году журнал Forbes Kazakhstan включил его в число самых влиятельных предпринимателей страны.
В базе данных C4ADS есть имя зятя Ерлана Нигматулина Биржана Жолжаксынова (это сын актёра Досхана Жолжаксынова). Ему принадлежат апартаменты площадью 170 квадратных метров в комплексе SADAF. Рыночная стоимость объекта составляет около 300 миллионов тенге (690 тысяч долларов). Жолжаксынов является соучредителем крупных компаний, работающих в различных сферах.
«ЭТО ТОЖЕ СВОЕГО РОДА ИНВЕСТИЦИИ»
Семья Берика Бейсенгалиева
Жена, сын и дочь Берика Бейсенгалиева, ещё одного депутата парламента, члена партии власти «Аманат», владеют не одним, а несколькими объектами недвижимости в Дубае. Закире Бейсенгалиевой, жене депутата, принадлежат апартаменты в отеле SKY CENTRAL. Кроме того, она владеет тремя номерами в отеле TFG MARINA.
Пять номеров зарегистрированы на имя сына депутата Ержана Бейсенгалиева, а три номера — на дочь Асель Турсынбекову. Номера расположены в отелях TFG MARINA и SKY CENTRAL.
Общая стоимость 12 объектов семьи Бейсенгалиевых превышает 450 миллионов тенге (один миллион долларов).
Депутат Бейсенгалиев до 2009 года работал в банковской сфере и около трёх лет в частном бизнесе. Позже он ещё 10 лет занимал руководящие должности в квазигосударственных структурах. С 2018 по 2019 год был вице-министром сельского хозяйства.
— У меня нет имущества, — ответил депутата на вопрос Азаттыка об объектах за рубежом. — Но моя жена и дети занимаются бизнесом. У них есть собственность. Всё это указано в декларации. Это не виллы и не квартиры. Маленькие гостиничные номера. Некоторые хранят деньги на депозитах и затем получают проценты по вкладу. Другие получают прибыль от гостиничных номеров, если получают. Это тоже своего рода инвестиции.
Согласно бизнес-реестру, жена депутата не является на данный момент учредителем или руководителем какой-либо компании в Казахстане. На сына и дочь зарегистрировано шесть компаний.
Самат Мусабаев
Депутату мажилиса Самату Мусабаеву принадлежат два отдельных номера на четвёртом этаже отеля SKY CENTRAL. Их общая стоимость составляет около 100 миллионов тенге (200 тысяч долларов). В официальной биографии Мусабаева говорится, что до прихода в парламент он владел строительными компаниями. Мы попытались спросить его о недвижимости в Дубае, он не ответил.
Долорес Пшембаева
Жилой комплекс DREAM PALM RESIDENCE — один из дорогих объектов недвижимости на острове Palm Jumeirah. Одни из апартаментов в этом комплексе зарегистрированы на 40-летнюю казахстанку Долорес Пшембаеву. Это дочь Мейрама Пшембаева, который был депутатом парламента 14 лет. Ранее Мейрам Пшембаев работал в частном бизнесе и квазигосударственном секторе. По данным организации C4ADS, стоимость недвижимости Пшембаевой в DREAM PALM RESIDENCE составляет около 400 миллионов тенге (800 тысяч долларов).
В 2021 году сообщали, что Пшембаев назначен внештатным советником президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Но в Акорде ответили Азаттыку, что сейчас у президента нет внештатных советников.
Сама Долорес Пшембаева является учредителем речного порта в Павлодаре и ещё более десятка компаний. Экс-депутат Мейрам Пшембаев говорит, что его дочь продала эти апартаменты семь лет назад.
— Я знаю об этом объекте недвижимости. У неё и зятя Армана трое детей. Им больше 40 лет. Я только недавно увидел эту информацию. Потом я спросил у них. Они сказали, что взяли кредит семь лет назад, но он им оказался не по карману. Тогда они продали квартиру, это было семь лет назад. Об этом мне сообщила моя дочь. У неё своя семья, я не знаю, где и чем они занимаются.
Невестка Гульжаны Карагусовой
Невестка Гульжаны Карагусовой, бывшего депутата парламента и бывшего главы комитета по финансам и бюджету, владеет дорогой недвижимостью в Дубае. В 2007–2021 годах на имя Алёны Шенесары была зарегистрирована квартира площадью 500 квадратных метров. Объект расположен в здании под названием NORTH RESIDENCE на острове Palm Jumeirah. Его рыночная цена составляет около миллиарда тенге (2,17 миллиона долларов).
Муж Алёны и сын Карагусовой Роман Романов занимал пост президента компании «Алюминий Казахстана». На имя Шенесары зарегистрированы две компании.
Отец Мади Елюбаева
В 2022 году в Казнете обсуждалась биография экс-депутата мажилиса Мади Елюбаева. Общественность обратила внимание на тот факт, что он в 32-летнем возрасте стал ректором университета, который основал его отец. Отец экс-депутата Сагинтай Елюбаев, учёный в области агрохимии, владеет тремя объектами недвижимости в Дубае общей стоимостью около 300 миллионов тенге (650 тысяч долларов). Один из них расположен в здании VERA TOWER. Два других находятся в недавно завершённом комплексе AYKON CITY-TOWER B.
Серик Конакбаев
Недвижимость в Арабских Эмиратах приобрёл и экс-депутат Серик Конакбаев. Он заседал в парламенте 12 лет, был депутатом II, III, IV созывов. Конакбаев, который получил известность как боксёр-любитель, работал на государственной службе, в спортивных и бизнес-структурах.
Конакбаев приобрёл люкс-апартаменты площадью 170 квадратных метров в комплексе GRANDEUR RESIDENCES MUGHAL на острове Palm Jumeirah. Такая недвижимость стоит на рынке от 430 миллионов тенге (952 тысячи долларов).
Ещё два объекта на имя Серика Конакбаева зарегистрированы в проекте THE WORLD. Незавершённые объекты на искусственных островах распродали, но мегапроект застопорился на 15 лет. Судя по реестру, Конакбаев вложил деньги ещё до кризиса.
Серик Конакбаев не захотел разговаривать с корреспондентом Азаттыка. Он повесил трубку, услышав вопрос.
ДЕПУТАТЫ МАСЛИХАТОВ
Бауржан Смаилов, член мажилиса IV созыва, ныне депутат маслихата города Астаны, приобрёл квартиру в районе Marsa Dubai (ELITE RESIDENCE, стоимость около 150 миллионов тенге, или 350 тысяч долларов). Смаилов не находился на государственной службе, занимался только депутатской деятельностью. В биографии говорится, что он работал в строительной сфере.
В базе данных организации C4ADS встречаются также фамилии депутатов маслихатов из регионов.
Например, апартаменты в здании AZIZI FEIROUZ стоимостью около 100 миллионов тенге приобрёл Даулет Дускужанов, сын предпринимателя из Семея и экс-депутата маслихата Восточно-Казахстанской области Асемкана Дускужанова.
В здании SADAF квартиру купил экс-депутат маслихата города Алматы Мурат Адильханов. Оценочная стоимость недвижимости — 630 миллионов тенге.
Экс-депутаты маслихата Западно-Казахстанской области от партии «Ауыл», бизнесмены отец и сын Темиргали и Сайран Ескендировы владеют квартирами в жилом комплексе THE MATRIX.
Бывший депутат маслихата города Семея Амиржан Ахмеджанов купил недвижимость в жилом комплексе MARINA PINNACLE. Стоимость таких квартир оценивается в 150 миллионов тенге (340 тысяч долларов).
***
Мы написали упомянутым в этом расследовании людям, к которым не дозвонились по телефону. Мы не утверждаем, что все они приобрели дома на деньги сомнительного происхождения. Тем не менее возникает закономерный вопрос, на какие средства они покупали недвижимость.
Руководитель «Заграничного бюро оппозиции Казахстана» Серик Медетбеков, комментируя тему недвижимости казахстанцев в Дубае, напоминает о списке британского политика Маргарет Ходж. В феврале 2022 года член британского парламента Ходж начала дебаты в британском парламенте о коррупции в Казахстане. Она предложила ввести санкции против 28 человек, которых назвала представителями «клептократической элиты» Казахстана, разбогатевших на «украденных у народа» деньгах. Медетбеков отмечает, что в этом списке числился и Нурлан Нигматулин.
По словам Медетбекова, желание высокопоставленных персон прикупить недвижимость в Дубае объясняется тем, что Объединённые Арабские Эмираты закрывают глаза на незаконные богатства.
— В список Маргарет Ходж, который был озвучен в британском парламенте, входят 10 стран, в том числе Объединённые Арабские Эмираты, соответственно и Дубай, где чаще всего практикуются корпоративные налоговые злоупотребления, включая финансовую тайну. То есть вы можете просто с улицы прийти с чемоданом денег и положить их на счёт, и никто у вас ничего не спросит. Но ситуация постепенно меняется, потому что Дубай пытается внедрить международное законодательство в этой области, — говорит Серик Медетбеков.
Власти Казахстана, считает Медетбеков, не уделяют должного внимания возвращению незаконно выведенных за границу богатств и не демонстрируют рвения в возвращении крупных активов.
— Мы уже не раз предлагали свою помощь, в том числе в нахождении этих активов за рубежом. Также предлагали свою помощь по репатриации активов, выведенных из Казахстана. В Казахстане сейчас существует замечательный фонд «Елге қайтару», который тоже делает огромную работу. В фонде делают заявления по тем или иным расследованиям, которые были проведены, требуя действий от министерства юстиции, Генеральной прокуратуры против олигархов, требуя расследования по фактам, которые вскрылись в результате журналистских расследований. К сожалению, мы не видим, чтобы Генеральная прокуратура активно этим занималась, — отмечает он.
Медетбеков говорит, что вина за задержку возврата незаконных активов лежит на ответственных за эту сферу.
— Вертикаль [власти] слабая. Думаю, очень слабая. Похоже, Токаеву внушили, что у него нет людей, которые могут сделать это. Поэтому он пользуется старыми кадрами, а старые кадры — это кадры Назарбаева. То есть в результате любого расследования они выходят сами на себя, — говорит глава «Заграничного бюро оппозиции Казахстана» Серик Медетбеков.
Источник: Радио Азаттык