Казахстан и Россия договариваются о схеме замещения поставок нефти, компенсирующей льготный экспорт светлых нефтепродуктов из России в Казахстан, сообщило агентство Reuters. За 7 млн тонн «льготной нефти» Казахстан вернет партнеру по Таможенному союзу 1,5 млн тонн своего «черного золота».
Автор: Екатерина БАЛАЕВА
Как известно, Россия, Казахстан и Беларусь образовали в прошлом году Таможенный союз, но внутри него по-прежнему квотируют беспошлинные поставки энергоносителей. Сейчас ведомства разрабатывают методику, которая определит порядок компенсации потерь российского бюджета, возникающих из-за беспошлинного вывоза в Казахстан нефтепродуктов. Таможенная пошлина на нефть в России составляет в мае $448,6 за тонну, на бензины — $403,7 за тонну, на остальные нефтепродукты — $296 за тонну.
В копии письма Миннефтегаза Казахстана российскому Минэнерго, имеющейся в распоряжении Reuters, говорится, что «компенсация потерь федерального бюджета РФ осуществляется в натуральной форме за счет встречных поставок нефти из Республики Казахстан в РФ». Контроль за обменными операциями планируется передать уполномоченным операторам: с российской стороны — Роснефти, с казахстанской стороны — госхолдингу Казмунайгаз.
Если стороны утвердят схему замещения, то Казахстан, получив 7 миллионов тонн нефти, поступающей из Западной Сибири по нефтепроводу Омск-Павлодар, вернет России в счет компенсации пошлин 1,5 миллиона тонн экспортных объемов собственного сырья на магистрали Атырау-Самара.
Цена передаваемой по схеме замещения нефти, согласно методике, должна быть равнозначной на обоих базисах — DAP (Delivered At Point — место, куда должна быть доставлена нефть) Прииртышская (поставки в Казахстан) и DAP Большая Черниговка (поставки в Россию).
Источники Reuters в российских компаниях считают, что участие в своповых операциях возможно при использовании сбалансированной ценовой формулы. «Нам все равно как экспортировать нефть — со свопами или без них, все дело в цене: если будет выгодно — будем замещать объемы», — сказал представитель одной из нефтяных компаний России.
Источник в Казмунайгазе сообщил, что поставщиками нефти для своповых операций, скорее всего, будут Мангистаумунайгаз, РД Казмунайгаз и Актобемунайгаз, входящие в состав госхолдинга Казмунайгаз, для которых такие сделки будут менее рентабельными, чем прямой экспорт или продажа на внутреннем рынке. «Мы потеряем на этих поставках, по нашим подсчетам, где-то $123 на тонне при цене марки Brent $120 за баррель», — сказал источник в Казмунайгазе.
Однако трейдеры с ним не согласны: они считают, что Казахстану будет выгодно обменять 1,5 миллиона тонн экспортного ресурса в Самаре на западносибирскую нефть, которую можно отправить по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу в Китай по более высокой цене. «Казахстан получит 7 миллионов тонн российской нефти, из которых только 6 миллионов пойдет на Павлодарский НПЗ, остальное будет реэкспортировано в Китай, что перекроет все потери», — сказал один из нефтяных трейдеров.
Кроме того, Казахстан может сделать еще один шаг навстречу России и повысить цены на горюче-смазочные материалы внутри страны. Министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев посетовал, что «в прошлом году мы держали низкие цены на регулируемые виды ГСМ. Разрыв с Россией доходил до 40%, и в этом случае ожидать, что кто-то будет завозить бензин, было бы наивно. В связи с этим Казмунайгазу приходилось завозить ГСМ себе в убыток».
Он заметил, что в настоящее время возможность ситуации с запретом экспорта российского ГСМ в Казахстан «становится все меньше и меньше». «Его не должно быть в рамках Единого экономического пространства, единственным препятствием для завоза могут быть искусственно занижаемые цены на территории Казахстана», — подчеркнул глава министерства. «Тогда регулируется ли оптовая цена в России или нет — для нас все равно, для нас важно не перегнуть свою административную палку, чтобы имело смысл завозить ГСМ», — заключил Мынбаев.
«Тот факт, что страны спокойно договариваются о компенсации потерь, понесенных на фоне отмены пошлин, само по себе позитивный фактор, — отметил независимый аналитик Александр Дмитриев. — Однако проблема в том, что таких потерь, связанных с экономической интеграцией может быть много. Пока неизвестно, смогут ли страны урегулировать все эти вопросы, так чтобы никому не было обидно».
Кроме того, приведение цен на многие товары к общему знаменателю может нанести удар по простым потребителям, подчеркивает эксперт. В частности, если Казахстан повысит внутренние цены на ГСМ до российского уровня, едва ли это понравится казахским гражданам, тем более что уровень доходов там несколько отличается от российского. При этом сырье — это только один камень преткновения на пути к экономической интеграции.
See the original article here:
Казахстан возместит РФ нефтяные убытки