Дастан Кадыржанов: “Мы попали в средневековье”
Почему саммит СНГ проигнорировал руководство Украины и Молдавии? Как так вышло, что встреча президентов превратилась в бенефис Владимира Путина? И будут ли послабления в новом законе о мирных собраниях? Темы уходящей недели НАКАНУНЕ.kz обсудил с казахстанским политологом Дастаном Кадыржановым.
Говорили про ЕАЭС
В конце прошлой недели в Боровом, курортной зоне близ Астаны, прошел саммит глав государств СНГ. Прошел без Украины и Молдавии — руководство этих стран его проигнорировало. По официальной информации, обсуждались на саммите торгово-экономическое сотрудничество и совместное противодействие международному терроризму.
Ключевым документом мероприятия можно назвать Заявление президентов о международной безопасности. Однако, как обычно, многое осталось за кадром. Так, есть мнение, что президенты Украины и Молдавии не зря проигнорировали саммит, и в основном на встрече речь шла о взаимоотношениях между Казахстаном и Россией. Главам же тех стран, которые не входят в ЕАЭС, на саммите особо делать было нечего.
“В основном речь на саммите шла о Евразийском союзе, который трещит по швам, — считает Дастан Кадыржанов. — Логика в том, что сейчас много очень интриги вокруг вступления Казахстана в ВТО. Это ставит множество вопросов по поводу тарифов, принятых внутри ЕАЭС. Фактически сегодня сделан ряд шагов, которые лишают Евразийский союз экономической базы. Назову основные моменты. Первое, по углеводородам не было достигнуто договоренностей. Второе, вопросы с ВТО по тарификациям. Третье, власти Казахстана официально признали кризис.
Это лишний раз доказало, что в рамках ТС и ЕАЭС мы получили большой ущерб, полагает политолог, напоминая, что проблемы, возникшие сегодня перед Евразийским союзом, были предсказуемы.
“Экономической базы ЕврАзЭС нет и, скорее всего, и не будет. В этой сфере все было непродумано, не рассчитано стратегически, отсюда и проблемы. На это есть множество причин. Если помните, и Россия вступала в ВТО, была такая история, теперь Казахстан вступил. Все это создает противоречия”, — рассуждает Кадыржанов.
“Если бы цели Евразйиского союза реально были экономическими, тогда все эти вещи были бы заранее учтены, — объясняет политолог. — Но поскольку союз политический был, в силу амбиций Кремля, соответственно, все эти экономические вещи не были утрясены и сейчас выплыли на поверхность. Повторюсь, экономическая база ЕАЭС, взаимовыгодная для всех, — ее нет, и ее не может быть в нынешних условиях».
Второй вопрос, по словам Кадыржанова, из обсуждаемых на саммите касался геополитики.
«Боровое — это исторически место создания ОДКБ, который пока не состоялся как настоящий военный союз, поскольку есть противоречия между интересами его участников. Опять это связано с Россией, которая сегодня ведет противоречивую внешнюю политику. Особенно в связи с вступлениее РФ в сирийский конфликт, — полагает эксперт и называет причину. — Не думаю, что остальные участники ОДКБ, кроме России, горят желанием направлять в Сирию свои военные подразделения. Эта тема не была заявлена, но она вполне могла обсуждаться. Конечно, взамоотношения с Китаем и США, думаю, тоже обсуждались».
Наш собеседник также отметил, что судя по заявлению о кризисе президента Нурсултана Назарбаева, которое было сделано сразу же после саммита, не исключено что иллюзии о взаимопомощи в Боровом были развеяны: «Казахстану, видимо, дали знать, что он сам должен с этим справляться».
Безнравственная политика
Кризисные заявления руководства Казахстана становятся трендом последнего времени. Одно из них вновь прозвучало из уст президента на уходящей неделе. «Предприятия не должны ждать, что государство обеспечит их средствами. Этого не будет — запрещаю использовать деньги из Национального фонда на строительство новых объектов, а также поддержку, субсидирование плохо работающих предприятий. В этой ситуации сразу будет видно, какие производства работают эффективно, а какие нет», — сказал Назарбаев во время встречи с премьер-министром Масимовым.
Это может означать только одно — программа «Нурлы жол», в основу которой были проложены инфраструктурные проекты и на которую предполагалось выделить трансферы из Нацфонда, писана вилами по воде, считает Дастан Кадыржанов.
«Это не стратегическая программа, она не учитывает никаких реалий, ни экономических, ни политических. В результате чего получается вот такое метание: то будем, то не будем использовать деньги Нацфонда. К примеру, я встречался с некоторыми представителями проектов «Нурлы жол», до сих пор непонятно, получат они финансирование или нет», — привел пример политолог.
По его мнению, из этого заявления также следует, что власть не собирается в нынешнем кризисе помогать социальным уязвимым слоям населения.
«Есть информация, что бизнес после девальвации не собирается индексировать зарплаты, более того, происходят их урезание и сокращение людей на предприятиях. Где-то я видел проект указа президента, что государственным служащим, и квазигосударственным предприятиям не будут также повышаться заработные платы. Судя по действиям власти и заявлениям, которые звучат в последнее время, государство хочет сделать источником денежных средств само население. Повышение налогового бремени и многое другое говорят о том что, все нагрузки лягут на плечи обычного гражданина. И это главный месседж заявления президента», — убежден Дастан Кадыржанов.
Политолог вспомнил также о заявлении главы Национального банка Казахстана, в котором говорилось о планах правительства использовать средства Единого накопительного пенсионного фонда для кредитования банков и жилищного строительства.
«Это вообще, возмутительно с морально-этической точки зрения. Политическое руководство, осуществляющее такие вещи, — просто безнравственно. Как это так, взять накопления народа и ему же перепродать через банки? На сегодня власть предержащие потеряли совсем нравственность. Ведь никто не сможет проконтролировать этот процесс, и благодаря этому такие абсурдные вещи происходят», — возмущается Кадыржанов.
Методы казахстанской власти по борьбе с кризисом заставили его вспомнить средневековых восточных правителей.
«Невольно вспомнилось из истории, как Мухамед Хорезмшах, правитель Хорезма, перед войной с монголами собирал налоги с народа на семь лет вперед. Была война: внешняя угроза, экспансия. Сегодняшние действия казахстанской власти напоминают мне именно этот исторический эпизод, — провел параллели политолог. — У народа отбираются накопления на много лет вперед, и непонятно, в каком виде они вернутся и вернутся ли вообще. Тогда, во времена Хорезмшаха, было средневековье, тем более война, внешняя угроза. И тогда не спрашивали у народа — просто отбирали что надо. Но и сейчас не спрашивают. Получается, довели страну до такого состояния, что мы попали в казахстанское средневековье».
Перепутали страну
На уходящей неделе в Астане Комиссия по правам человека при президенте РК презентовала доклад «О ситуации с правами человека в Казахстане». Презентация его прошла в торжественной обстановке в Министерстве иностранных дел РК с участием представителей властей, международных организаций, посольств и общественных организаций, и, как следует из публикаций в отечественной прессе, содержание доклада получило положительные отклики.
Впрочем, несмотря на имеющиеся в докладе критические моменты, общий его посыл однозначен — в Казахстане налицо прогресс в области прав человека. Но так ли все хорошо на самом деле, спросили мы нашего спикера.
«Категорически не согласен с тем, что пишется в этом докладе. У нас вопиющие нарушения прав человека, по всем параметрам, которые только имеются”, — с ходу заявил Дастан Кадыржанов.
В Казахстане, на его взгляд, не соблюдаются базовые гражданские свободы.
“Нет справедливости, как таковой, нет возможности обладать правами и защитить их. Не знаю, на чем основывались разработчики доклада, что он получился таким радужным. Может, не нашу страну взяли? — задается политолог ироничным вопросом и отвечает на него.
“Начнем со свободы слова, сами видите, у нас закрываются независимые СМИ всеми возможными способами. Ограничение свободы слова перекинулось на социальные сети”, — назвал он первый факт.
Второй, в казахстанских судах невозможно доказать справедливость.
“Даже события последних дней говорят об этом, — говорит Кадыржанов. — Дело Мамбеталина и Нарымбаева возьмите, арестовать за перепечатку с осуждающим комментарием — это же абсолютный абсурд! Можно привести множество примеров, я только один из последних взял”.
На ситуацию с правами человека в Казахстане политолог предлагает посмотреть еще и с точки зрения геополитики.
“Если взять шире, то из-за того, что Кремль с Западом начал мировоззренческую холодную войну, все эти демократические свободы сейчас просто подвергаются шельмованию. А наши власти участвуют в этом. Мы оказались на абсолютно другой ценностной платформе, чем та, где гражданские свободы и общечеловеческие ценности незыблемы”, — вынес вердикт Дастан Кадыржанов.
С этой точки зрения предложение Комиссии по правам человека разработать новый закон о митингах, которое прозвучало также на этой неделе, ничего не изменит существенно.
«Не думаю, что соответствующие законы сильно изменятся. На самом деле все это делается для того, чтобы оправдаться перед международным сообществом. Если помните, в Казахстан в этом году приезжал спецдокладчик ООН по вопросу о праве на свободу собраний Майна Киаи. Он критиковал законы о митингах, давал рекомендации. Поэтому все это осуществляется под международным давлением», — уверен Кадыржанов.
Он предполагает, что поправки в законе будут косметическими.
“Невыгодно сегодня власти ослаблять вожжи в этом направлении. Не надеюсь даже, что будут серьезные изменения, уведомительная система проведения митингов не будет введена однозначно. Власть на это не пойдет”, — считает политолог.
Кстати на этой неделе Комитет связи, информатизации и информации министерства инновационного развития в своем разъяснении одному из агентств предупредил пользователей соцсетей об ответственности за посты и комментарии на своих страничках.
«Владельцам аккаунтов в соцсетях может грозить ответственность по статье УК РК “Дача разрешения на публикацию в СМИ экстремистских материалов” за то, что другие лица размещают на их страницах комментарии экстремистского характера. Максимальной санкцией за это правонарушение, как указано в УК РК, является арест на 90 суток. Также они могут при определенных условиях понести и уголовную ответственность в виде тюремного срока до 20 лет по статье “Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни”», — говорится в ответе ведомства на журналистский запрос.
«Никто же не подумал о технических деталях. К примеру, если у меня этот человек забанен, то я даже не могу видеть его комментарии, а он будет писать. Хотя когда у нас в судах работала доказательная база, как техническая, так и юридическая, — разводит руками наш собеседник на нашу просьбу прокомментировать это “многообещающее” заявление госведомства. — Что я могу сказать на это, как трезвомыслящий человек, — ничего здравого. Абсурд и идиотизм! Больше никак комментировать такое невозможно. И самое страшное — ведь все это возможно», — печально резюмировал Дастан Кадыржанов.
…Такими мы увидели события уходящей недели.