Кадровые рокировки перед выборами
О том, что впереди парламентские выборы, причем до их проведения будет проведена некая политическая реформа, включающая в себя перераспределение полномочий между институтами власти, предупредил не так давно сам президент Нурсултан Назарбаев. Однако тот факт, что Акорда решила поменять первых руководителей двух марионеточных партий, а КСДП «Ауыл» и «Партии патриотов Казахстана» таковыми несомненно являются, свидетельствуют о том, что «лидер нации» и его окружение готовятся к очередной попытке доказать всему цивилизованному миру, что казахстанская модель «демократии» существует, и более того, функционирует.
Почему мы так предполагаем? Потому что партийные объединения, которые возглавлялись до прошлой недели Гани Калиевым и Гани Касымовым, всегда были структурами третьего плана. Главная их задача была демонстрировать широту партийной линейки в стране и подыгрывать «Нур Отану» как главной политической силе казахстанской современности, а также ее пристяжным «Ак Жолу» и КНПК.
Кроме того, во времена, когда Компартия Казахстана и ОСДП при поддержке «Алги» могли еще претендовать на представительство в избирательных комиссиях, КСДП «Ауыл» и «Партии патриотов Казахстана» выполняли чисто техническую задачу командирования туда своих членов — так сказать, закрывали собой потенциальную дыру в избирательном механизме.
Так что тот факт, что Гани Калиева сменил Али Бектаев, а Гани Касымова — Толымбек Габдильашимов, говорит о том, что администрация президента РК поставила перед этими партиями новую задачу. А именно: блеснуть на выборах, дабы иностранные наблюдатели из западных стран, оценили их хотя бы твердую «тройку» и тем самым перевели Казахстан в категорию «демократических», то есть цивилизованных государств.
Что касается кадровых рокировок, то с ними также все понятно. Назначение политического «тяжеловеса» Рашида Тусупбекова сенатором по президентскому списку, это в первую очередь победа его политических оппонентов. Например, главы Агентства РК по делам государственной службы Кайрата Кожамжарова и председателя Верховного суда РК Кайрата Мами.
Тусупбеков на посту председателя Высшего судебного совета РК мешал главным образом именно Мами, так как именно через эту структуру осуществляется комплектация кадрами судейской системы страны. Другой вопрос, удастся ли Тусупбекову вскарабкаться вверх внутри Сената? Его мы оставляем открытым. С одной стороны, возраст у него пенсионный, с другой — соратники елбасы в запас не уходят.
Об этом свидетельствует также и возвращение в публичное политическое пространство Каната Саудабаева, несомненно, одного из самых скомпрометированных в общественном мнении фигур из ближайшего окружения первого и бессменного казахстанского президента.
Тот факт, что господин Саудабаев пошел в мажилисмены именно сейчас, говорит о том, что он обязательно попадет в состав и следующего Мажилиса. А это может означать только одно — ему, возможно, предназначается одна из руководящих позиций в нижней палате парламента: не председателя, но возможно заместителя.
Однако если это так, то Назарбаеву нет смысла держать на этой позиции и свою старшую дочь и верного соратника. Значит Дарига Назарбаева может взлететь повыше — в спикеры Мажилиса.
Две другие отставки прошлой неделе, сенаторов Ерлана Нигматуллина и Серика Нугербекова, менее интересны, поскольку эти господа не столь известны, влиятельны и значительны, как Рашид Тусупбеков или Канат Саудабаев. Скорее всего их ждут какие-то должности в государственном аппарате, но это уже кадровые рокировки второго ряда из числа тех, что касаются только отдельных кланов или ведомств.