И вообще, Казахстан с точки зрения отношений суда и прессы чуть ли не впереди планеты всей. Не верите? Вот дословная расшифровка пламенной речи главы высшего надзорного органа на
- Я хочу, чтобы вы правильно нас понимали — отказ судьи вести видеозапись хода судебного заседания всегда должен быть мотивирован, и вы должны уважать суд и воспринимать это правильно, — заявил Бекназаров. — А когда позволяет закон, практически ни в одном регионе этого запрета нет сейчас. Я хочу сказать, уважаемые представители СМИ, что то, что сейчас позволяется в Казахстане, — снимать ход судебного заседания, вести аудио- и видеозапись и ежедневно ее повторять — такого вы не увидите ни в одной из цивилизованных стран Западной Европы. Практически там это не разрешается, мы в этом вопросе находимся дальше их, мы позволяем представителям СМИ проходить в зал, вести съемку, передавать это в новостях.
- Я бывал в Англии, Германии, Америке — этого нет, — продолжил он. — Здесь важно учитывать, что то, что происходит в зале судебного заседания, — это не театр, не шоу, не кино, это должно быть дозировано, а часто мы видим, что человек, который оказался волею судьбы на скамье подсудимых, его переживания, его волнения, когда человек запинается, когда элементарно у него на глазах слезы появляются, все это во всех телеканалах… насколько это правильно, насколько это нужно? Давайте к этому вопросу относиться
- Здесь нужен здравый, взвешенный подход, у нас в законе четко определено — аудиозапись (судебного заседания — авт.) — пожалуйста, видеозапись — с разрешения председательствующего. По делам, которые рассматриваются в открытых судебных заседаниях, снимать камерой никто вам не запретит, вопросов здесь не может быть, я председателям судов поручаю еще раз в этих вопросах оказывать представителям СМИ должную поддержку и помощь, — бодро заключил он.
А когда представители региональных СМИ задали ему вопрос, не кажутся ли ему иски к казахстанской прессе разорительными, он заявил, что оценивать разорительность исков не в его компетенции.
- Исков к СМИ стало намного меньше, за этот год всего три иска было, сказать, что они разорительны, я не могу, потому что это уже вопрос конкретного дела, вопрос оценки, которую дает судья, рассматривающий то или иное дело, — заявил Бекназаров.
Самая же главная новость первой стодневки председателя ВС — предстоящее массированное увольнение судей различных уровней.
- Я хочу сказать, что только одним указом главы государства 35 судей освобождены от занимаемых должностей, буквально в течение 10 дней будет подписан главой государства второй указ за этот год — на освобождение представлены еще 52 судьи, — заявил Бекназаров. — Речь идет о жестком предъявлении к ним требований по вопросам отправления правосудия: кто не справляется — пишет заявление и уходит, кто не желает уходить — через судебное жюри при Верховном суде представляется на освобождение. Я еще раз говорю, что требования к судьям остаются самыми суровыми, ни в одной госструктуре таких жестких требований, как среди судейского корпуса, нет.
Ну а коль скоро требования жесткие, то и отдача должна быть на уровне — когда председателя ВС спросили, собирается ли он добиваться дальнейшего увеличения заработной платы судей, тот ответил весьма уклончиво.
- Судьи остаются на сегодня самыми высокооплачиваемыми госслужащими, конечно, каждому хочется, чтобы ему повышали и повышали зарплату, но есть же и другие почетные профессии, которым ее надо повышать, — озаботился Бекназаров судьбой учителей, врачей и прочих бюджетников. — Поэтому вопрос повышения зарплаты судьям должен быть привязан к экономическим возможностям государства.
И для пущей убедительности озвучил уровень заработной платы судей в Казахстане — нижняя планка (200 тысяч тенге) приходится на служителей Фемиды в районах, верхняя (в 2—3 раза выше) — на судей Верховного суда. Ради такой зарплаты можно потерпеть и мониторинг, который ВС устраивает судьям ежегодно.
- Во всех регионах страны тщательно изучается деятельность судей всех судов по следующим критериям: насколько профессионально подготовлен судья, насколько он грамотен, принципиален и справедлив при принятии решений. И есть вопросы в отношении отдельных судей, — признал глава Верховного суда.
В прошлом году под этот мониторинг подпали 209 судей, имеющих «более низкие показатели отправления правосудия, из которых 195 человек представляли райсуды, 14 — областные». По результатам этого мониторинга восемь судей освобождены от занимаемых должностей, в отношении 125 служителей Фемиды пленарные заседания областных судов ограничились обсуждением низкого качества их работы в прошлом, поскольку, по словам Бекназарова, «в дальнейшем они улучшили отношение к работе и показатели».
В отношении еще 15 судей материалы переданы на рассмотрение в судебное жюри при ВС, при этом пятеро судей признаны профессионально непригодными, двое ушли по собственному желанию, а шести судьям «рекомендовано повышение профессиональной квалификации».
В этом же году, по его словам, под аналогичный мониторинг подпали 103 судьи. «То есть мы добились, что большинство судей в корне изменили отношение к вопросу отправления правосудия, улучшилась качественно их деятельность, и это послужило толчком к тому, чтобы судебные акты, принятые этими судьями, соответствовали требованиям закона», — отметил глава Верховного суда.
Тем не менее, еще восемь судей по результатам такого мониторинга в этом году были освобождены от занимаемой должности. Кроме того, Бекназаров пояснил, почему после заявления об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию председателя областного суда
- Указ главы государства об освобождении председателя областного суда ВКО от занимаемой должности еще не вышел, но с учетом того, что он не справился со своими обязанностями, с учетом, что в области состоялся пересмотр целого ряда уголовных и налоговых дел, что он фактически самоустранился от рассмотрения этих дел, он подал заявление по собственному желанию, — напомнил Бекназаров. — Это заявление лежит у меня, и мы будем принимать решение, будет он освобожден по собственному желанию или как председатель суда, не справившийся со своими обязанностями, уволен, — дал он понять, что власти еще не решили, будет ли Пакирдинов просто понижен в должности либо снимет судейскую мантию вообще.
Ну и наконец, Бекназаров пообещал отдать на откуп судам присяжных уголовные дела по тяжким преступлениям (в настоящее время они рассматривают в Казахстане особо тяжкие деяния). «Но это — дело будущего», — подчеркнул он. По его сведениям, за первое полугодие 2011 года с участием присяжных было рассмотрено 183 уголовных дела, по которым осуждено 248 человек, 39 подозреваемых оправданы за отсутствием состава преступления.
Continued here:
И милость к падшим призывал…