Власти Казахстана обеспокоены нарастанием террористической угрозы в стране. Министерство обороны вводит ряд ограничительных мер для членов религиозных экстремистских организаций.
Взрывы в Атырау вблизи государственных учреждений, прогремевшие в начале прошедшей недели, стали первыми актами, официально признанными Астаной террористическими. Но наблюдатели, по меньшей мере, с мая этого года, после самоподрыва, совершенного гражданином Казахстана в здании департамента КНБ Актюбинской области и взрыва автомобиля возле изолятора временного содержания КНБ в Астане заговорили об угрозе терроризма, нависшей над республикой. В основе этой угрозы, — и здесь точка зрения Астаны сейчас сходится с мнением многих экспертов, — лежит исламский экстремизм.
Министерство обороны отсеет исламистов
В этой связи министерство обороны Казахстана приняло ряд мер по защите армии от религиозных экстремистов. В местных СМИ появилось сообщение, что государство готовит специальное анкетирование для призывников, чтобы выявить степень их склонности к радикализму. В целом отношение к религии будут выяснять не только у новобранцев, но и у офицерского состава армии, которая уже давно в значительной мере переведена на контрактную основу. Кроме того, сообщается, что теперь перед началом каждой призывной кампании списки потенциальных новобранцев будут тщательно проверять не только территориальные департаменты обороны, но МВД и КНБ.
Министерство обороны в местных СМИ разъяснило, что оно всегда запрашивает списки от территориальных органов МВД на лиц, имеющих судимость и приводы в полицию. Теперь военное ведомство будут интересовать и те, кто состоит в запрещенных религиозных объединениях. Эти лица призываться не будут. Кроме того, согласно новому закону “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, из воинских частей будут убраны молельные комнаты.
Важная мера или нарушение прав верующих?
Ряд правозащитников видят в нынешних мерах по ограничнию распространения радикального ислама проявление усиливающегося давления государства на верующих и нарушение их прав, что может привести к обратному эффекту “радикализации населения”. В том числе это касается измений в армии. Но есть и иная точка зрения.
Российский эксперт по Центральной Азии Наталья Харитонова напоминает, что в республике армия — это важнейший канал рекрутирования чиновничьих кадров и социальный лифт. “Военная служба является одним из немногих трамплинов, особенно для сельской молодежи, которые позволяют сделать карьеру госслужащего и подняться по социальной лестнице”, — говорит Наталья Харитонова в интервью Deutsche Welle. По словам эксперта, известно, что в Казахстане не редка ситуация, когда за возможность служить в армии родственники будущего новобранца давали взятку.
В бундесвере тоже проверяют…
Имеет ли в Германии место практика отсева новобранцев в армию по критерию принадлежности к тем или иным религиозным группам? Как подчеркнул в беседе с Deutsche Welle представитель Союза военнослужащих бундесвера (Bundeswehrverband) старший лейтенант Томас Зост (Thomas Sohst), если в Германии кто-либо справляет религиозные обряды в церковном учреждении, имеющем на то разрешение от государства, то это не вызывает проблем. Но, по словам офицера, в немецкой армии, которая сейчас переведена на контрактную основу, без сомнения, есть определенные ограничения в случаях, когда предполагается доступ военнослужащего к документам для внутреннего пользования.
В свою очередь, один из известных кельнских юристов на условиях анонимности рассказал Deutsche Welle, что проверка, которую можно считать аналогичной той, что осуществляется в Казахстане, имеет место и в ФРГ. При этом проверяется не только личность самого кандидата на прием в бундесвер, но и его ближайшее окружение. Законодательным основанием для проверки служит, по меньшей мере, тот факт, что военнослужащему предстоит иметь дело с оружием. Досье на потенциальных новобранцев запрашиваются в полиции, а также в других организациях, отвечающих за безопасность страны.
В числе прочих данных там содержится информация о принадлежности того или иного лица к организациям и группам религиозного экстремистского толка. В первую очередь, функция такой проверки возложена на военную контрразведку. Однако является ли юридически неоспоримым аргументом для отклонения кандидатуры новобранца тот факт, что проверка установит принадлежность кандидата или лиц из его ближайшего окружения к той или иной исламистской группировке или организации — этот вопрос, по словам себеседника Deutsche Welle, с точки зрения немецкой юриспруденции “не имеет простого однозначного ответа, и существенно зависит от конкретных нюансов, в первую очередь, касающихся статуса самой группировки или организации”.
Автор: Виталий Волков
Редактор: Вадим Шаталин
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read the original:
Исламистов хотят отсеять из армии Казахстана